ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4150/18 от 27.09.2018 Уссурийского районного суда (Приморский край)

Дело №2-4150/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2018 года Уссурийский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Доценко Л.А.,

при секретаре Смирновой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад XXXX г.Уссурийска Уссурийского городского округа и Управлению образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении,

с участием представителя МБДОУ детский сад XXXXФИО3, представителя Управления образования и молодежной политики администрации УГО - ФИО4,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился к ответчикам с иском о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по предоставлению ребенку места в дошкольном образовательном учреждении, мотивируя свои требования следующим. Истец является отцом несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, который проживает с родителями по адресу: XXXX. ДД.ММ.ГГ в МБДОУ детский сад XXXX за XXXX было зарегистрировано заявление о приеме ребенка дошкольного возраста в детский сад. Поскольку истец и его супруга - мать ребенка ФИО5, являются военнослужащими по контракту, в соответствии с п.6 ст.19 ФЗ «О статусе военнослужащих» их сын пользуется правом на предоставление места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях в первоочередном порядке. В результате изучения опубликованной на официальном сайте указанного детского сада очереди, по состоянию на ДД.ММ.ГГ ребенок истца среди детей, имеющих отметку «льгота» был в очереди под XXXX, а в ДД.ММ.ГГ - под XXXX, а в общей очереди - 188 и 133 соответственно. Согласно п.20 Правил приёма, отчисления и учёта воспитанников МБДОУ детского сада XXXXXXXX УГО от ДД.ММ.ГГ (приказ XXXX) - первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено: для детей военнослужащих по месту жительства их семей, при этом в Правилах говорится только об организации одной очереди, о какой - либо другой очереди для детей, имеющих право на первоочередное предоставление места в учреждении, упоминания в Правилах приёма нет. ДД.ММ.ГГ истец обратился к заведующему МБДОУ детский сад XXXX с заявлением с просьбой принять его ребенка в указанный детский сад, однако ДД.ММ.ГГ был получен ответ, в котором указано, что ребенок может быть принят в указанный детский сад только в ДД.ММ.ГГ году. На аналогичное заявление, направленное ДД.ММ.ГГ истцом в Управление образования и молодежной политики администрации УГО был получен аналогичный ответ. Истец считает, что в отношении его ребенка нарушено право каждого гражданина на общедоступность и бесплатность дошкольного образования, а также нарушен порядок очереди приема с использованием права на первоочередное зачисление, определенный п.6 ст.19 ФЗ «О статусе военнослужащих». В связи с чем, истец просил признать незаконными действия МБДОУ детский сад XXXX г.Уссурийска УГО и Управления образования и молодежной политики администрации УГО, выразившееся в непредоставлении места ФИО1 в МБДОУ детский сад XXXX в первоочередном порядке с момента обращения с заявлением, необеспечении возможности получить дошкольное образование в МБДОУ детский сад XXXX, а также обязать МБДОУ детский сад XXXX г.Уссурийска УГО предоставить ФИО1 место в группе полного дня МБДОУ детский сад XXXX, расположенного рядом с адресом проживания в соответствии с п.п. 1.13, 2.4 СанПиН 2.4.1.2660-10 в срок, установленный Федеральным законом РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» от 02.05.2006 № 59-ФЗ.

Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме.

Представитель ответчика МБДОУ детский сад XXXX в судебном заседании не согласился с иском, представил письменные возражения на исковое заявление, согласно которых указал, что в соответствии с административным регламентом по предоставлению муниципальной услуги «Прием заявлений и постановка на учет детей в целях зачисления в муниципальные образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы дошкольного образования» от 09.09.2013 №3253-НПА (с изменениями от 02.08.2018 №1857-НПА) комплектование детского сада осуществляет руководитель образовательного учреждения согласно дате и номеру регистрации заявления о приёме ребенка в детский сад. В рамках административного регламента, заведующей детским садом №XXXX при комплектовании учреждения исполняется Указ Президента РФ от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (доступность дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет) и Федеральные законы о предоставлении гражданам права внеочередного и первоочередного предоставления места в детских садах. ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения зарегистрирован в очереди на получение места в детском саду XXXX от ДД.ММ.ГГXXXX как ребенок гражданина, имеющего право на первоочередное предоставление места в детском саду. По состоянию на ДД.ММ.ГГ, в соответствии с опубликованной на сайте детского сада очередью, ФИО1 имел порядковый льготный XXXX. На ДД.ММ.ГГ детский сад XXXX укомплектован детьми в соответствии с проектной мощностью детского сада и согласно п.1.9 раздела 1 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». В связи с этим, в порядке льготной очереди истец получит для своего сына место в детском саду XXXX в ДД.ММ.ГГ году.

Также представитель ответчика МБДОУ детский сад XXXX в судебном заседании пояснил, что ребенку истца нет еще 3 лет, и ему отказывается в предоставлении места в учреждении в связи с отсутствием в учреждении групп для детей до трех лет. Заявлений о принятии детей в возрасте до 3 лет ранее не поступало. Уставом учреждения предусмотрено принятие детей с 2 месяцев, но в данное время данная группа не предусмотрена муниципальным заданием. В связи с чем, истцу предлагали обратиться в другие учреждения дошкольного образования.

Представитель ответчика Управления образования и молодежной политики администрации УГО в судебном заседании не согласился с иском, представил письменные возражения на исковое заявление.

Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец является отцом несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, который проживает с родителями по адресу: XXXX.

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 Федерального закона от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (пункт 1 части 1 статьи 9 этого же Закона).

Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось ответчиками, истец и его супруга являются военнослужащими по контракту, в связи с чем в соответствии с п.6 ст.19 ФЗ «О статусе военнослужащих» их сын пользуется правом на предоставление места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях в первоочередном порядке.

ДД.ММ.ГГ в МБДОУ детский сад XXXX за XXXX было зарегистрировано заявление о приеме ребенка дошкольного возраста в детский сад.

На заявление от ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ о принятии сына в детский сад ответчики указали, что ребенок может быть принят в указанный детский сад только в ДД.ММ.ГГ году.

Вместе с тем, закрепляя право на общедоступное бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, в избранных родителями вариативно-организационных формах-режимах пребывания в образовательном учреждении.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 №5-П, государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Из Определения Верховного Суда РФ от 17.02.2015 N82-КГ 14-10 следует: "Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство определяет обязанность государства и муниципальных образований обеспечивать прием на обучение по основным общеобразовательным программам всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Орган местного самоуправления должен предвидеть соответствующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях, своевременно принимать меры к увеличению числа либо вместимости существующих образовательных учреждений и их финансированию для создания всех необходимых санитарных и иных условий по осуществлению ими образовательной деятельности".

Кроме того, согласно п.20 Правил приёма, отчисления и учёта воспитанников муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада XXXX г.Уссурийска Уссурийского городского округа от ДД.ММ.ГГ (приказ XXXXа\1) - первоочередное предоставление мест в дошкольных образовательных организациях предусмотрено: для детей военнослужащих по месту жительства их семей (п.6 ст.19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»).

В пункте 18 рекомендаций по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, являющихся приложением к письму Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 08.08.2013 N08-1063 сказано, что при комплектовании ДОУ рекомендуется соблюдать следующую норму: количество мест в учреждении, предоставленных для льготных категорий детей, не может превышать количество мест, предоставленных для детей не льготных категорий.

Из сведений МБДОУ детский сад XXXX г.Уссурийска УГО от ДД.ММ.ГГ следует, что в период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ год в группы учреждения было зачислено XXXX человек, в том числе XXXX ребенка имеющих льготу. В период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года зачислено XXXX человек, в том числе XXXX детей, имеющий льготу; в период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года зачислено XXXX человека, в том числе XXXX ребенок, имеющий льготу; в период с ДД.ММ.ГГ года по ДД.ММ.ГГ года зачислено XXXX ребенка, в том числе XXXX детей, имеющих льготу.

Таким образом, из представленной информации следует, что в ДД.ММ.ГГ году в учреждение ответчика зачислено детей, имеющих льготу, меньше, чем детей не льготных категорий.

Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика МБДОУ детский сад XXXX г.Уссурийска УГО истцу не предоставили место в учреждении в связи с отсутствием в учреждении групп для детей до трех лет.

Вместе с тем, согласно п.4 вышеуказанных правил приема в учреждение принимаются дети с 2-х месяцев до возраста начала получения начального общего образования в образовательных организациях.

В связи с чем, доводы ответчика о невозможности принятия в дошкольное учреждение ребенка младше 3 лет суд отклоняет, поскольку отсутствие организованности указанных групп при их предусмотренности не является уважительной причиной не предоставления места в дошкольном учреждении.

Кроме того, доводы ответчика о том, что заявлений о принятии детей в возрасте до 3 лет не поступало, в связи с чем, не имеется возможности сформировать группу данной возрастной категории, опровергаются ответом Управления образования и молодежной политики от ДД.ММ.ГГ, в которых указано, что из 107 человек в очереди, 77 достигли трехлетнего возраста.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что ответчиком не исполнена обязанность, предусмотренная приведенными выше нормативными правовыми актами, поэтому полагает исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению, в связи с чем, полагает признать незаконными действия ответчиков в виде не предоставления места ФИО1 в МБДОУ детский сад XXXX в первоочередном порядке, а также возложить обязанность на МБДОУ Детский сад XXXX г.Уссурийска УГО предоставить ФИО1 место в группе полного дня МБДОУ детский сад XXXX. В остальной части требований истца, в том числе, в части требований о предоставлении места в определенный срок суд полагает необходимым отказать, поскольку в данной части удовлетворение требований является нецелесообразным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-214 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 – удовлетворить.

Признать действия Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад XXXX г.Уссурийска Уссурийского городского округа, Управления образования и молодежной политики администрации Уссурийского городского округа в виде непредоставления места ФИО1 в МБДОУ детский сад XXXX в первоочередном порядке незаконными.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад XXXX г.Уссурийска Уссурийского городского округа предоставить ФИО1 место в группе полного дня МБДОУ детский сад XXXX.

В оставшейся части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено 02 октября 2018 года.

Председательствующий Доценко Л.А.