Дело № 2-4152/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2017 года г. Сочи
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе председательствующего Курина Ю.В., при секретаре судебного заседания Симованян К.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску ФИО1 к администрации города Сочи о признании права на приватизацию жилого помещения о возложении обязанности по заключению договора приватизации жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым требованием (уточненным в судебном заседании) к администрации г. Сочи признании права на бесплатную передачу ему в собственность занимаемой им по договору социального найма <адрес> жилой площадью 18,9 кв.м. в <адрес> в городе Сочи и возложении обязанности на ответчика по заключению с ним договора приватизации данного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 уточненные исковые требования поддержал и мотивировал их тем, что постановлением Главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ принято решение о предоставлении истцу однокомнатной <адрес> жилой площадью 18,9 кв.м. в <адрес> в городе Сочи на состав семьи один человек и о выдаче истцу ордера на вселение в данную квартиру после введения данного дома в эксплуатацию. Поскольку указанный жилой дом не был введен в эксплуатацию его застройщиком, истец, фактически вселившись в 1996 г. в предоставленное ему жилое помещение в данном жилом доме, оставался зарегистрированным по прежнему месту жительства в <адрес> в г. Сочи, что подтверждается сведениями поквартирной карточки данного жилого помещения. Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации г. Сочи жилой <адрес> в г. Сочи был признан бесхозяйной недвижимой вещью и на него было признано право муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировал свое проживание в спорной квартире и ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая компания «Сочиграндстрой», действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования город Сочи, с истцом ФИО1 был заключен договор социального найма <адрес> в г. Сочи. На основании его обращения распоряжением департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р он был признан нанимателем <адрес> в г. Сочи и ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен новый договор социального найма данного жилого помещения. С целью реализации своего права на приватизацию истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию города Сочи через МАУ МФЦ города Сочи, в котором просил передать ему в собственность занимаемую им <адрес> в городе Сочи, приложив к данному заявлению договор социального найма жилого помещения, технический паспорт квартиры, справку о составе семьи, поквартирную карточку, сведения об участии истца в муниципальной приватизации жилья по г. Сочи, а также справку Филиала ГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по городу Сочи, подтверждающую отсутствие каких-либо ограничений или обременении в отношении данной муниципальной собственности. Ответом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» в отношении <адрес> жилом <адрес> Центрального района города Сочи по тем основаниям, что в нарушении требований п. 2.6 указанного административного регламента истцом не представлены сведения о месте его жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства) по ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации места жительства в спорном жилом помещении). Указал, что с момента вселения в спорную квартиру в 1996 г. по настоящее время он не менял своего места жительства, что, по его мнению, подтверждается сведениями трудовой книжки истца о его работе на в указанный период времени на предприятиях и организациях г. Сочи. По изложенным основаниям просит суд удовлетворить исковые требования истца.
В судебном заседании по данному делу представитель администрации города Сочи по доверенности ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала и настаивала на том, что истцу не может быть оказана муниципальная услуга «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» в отношении занимаемой им по договору социального найма <адрес> жилом <адрес> Центрального района города Сочи по тем основаниям, что в нарушении требований п. 2.6 указанного административного регламента истцом не представлены сведения о месте его жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства) по ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации места жительства в спорном жилом помещении).
Заслушав доводы и пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела и представленные сторонами дополнительные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее Закон о приватизации) граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Статья 4 Закона о приватизации предусматривает, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии со ст. 6 вышеуказанного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд (ст. ст. 8, 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ").
Из материалов дела следует, что <адрес> жилой площадью 18,9 кв.м. в <адрес> в городе Сочи была предоставлена истцу Постановлением главы администрации Центрального района города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№ на состав семьи один человек.
Из пояснений представителя истца следует, что поскольку жилой <адрес> в городе Сочи не был введен в эксплуатацию его застройщиком, истец, фактически вселившись в 1996 г. в предоставленное ему жилое помещение в данном жилом доме, оставался зарегистрированным по прежнему месту жительства в <адрес> в г. Сочи.
Данные обстоятельства объективно подтверждаются сведениями поквартирной карточки <адрес> в г. Сочи, из которой следует, что истец ФИО1 был зарегистрирован в данном жилом помещении ДД.ММ.ГГГГ, снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и выбыл по адресу г. Сочи, <адрес>.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ по иску администрации г. Сочи жилой <адрес> в г. Сочи был признан бесхозяйной недвижимой вещью и на него было признано право муниципальной собственности.
В соответствии с выпиской из лицевого счета <адрес> в г. Сочи истец ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировал свое проживание в данной квартире и ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Управляющая компания «Сочиграндстрой», действующей от имени собственника жилого помещения муниципального образования город Сочи, истцом ФИО1 был заключен договор социального найма <адрес> в г. Сочи.
На основании обращения истца распоряжением департамента имущественных отношений администрации г. Сочи от ДД.ММ.ГГГГ№-р последний был признан нанимателем <адрес> в г. Сочи и департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи с ним был заключен новый договор от ДД.ММ.ГГГГ№ социального найма спорного жилого помещения.
С целью реализации своего права на приватизацию истец обратился с соответствующим заявлением в администрацию города Сочи через МАУ МФЦ города Сочи, в котором просил передать ему в собственность занимаемую им <адрес> в городе Сочи, приложив к данному заявлению договор социального найма жилого помещения, технический паспорт квартиры, справку о составе семьи, поквартирную карточку, сведения об участии истца в муниципальной приватизации жилья по г.Сочи, а также справку Филиала ГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по городу Сочи, подтверждающую отсутствие каких-либо ограничений или обременении в отношении данной муниципальной собственности.
Департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» в отношении спорной квартиры по тем основаниям, что в нарушении требований п. 2.6 указанного административного регламента истцом не представлены сведения о месте его жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ (дата снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства) по ДД.ММ.ГГГГ (дата регистрации места жительства в спорном жилом помещении).
Согласно пункту 14 статьи 16.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к правам органов местного самоуправления городского округа с внутригородским делением относится в частности и предоставление гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования в соответствии с жилищным законодательством.
Постановлением администрации города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ N 1952 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов предоставления муниципальных услуг администрацией муниципального образования город-курорт Сочи» утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности».
Административный регламент по предоставлению муниципальной услуги "Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" (далее - Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий (административные процедуры) при предоставлении муниципальной услуги в отношении жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с указанным Административным регламентом уполномоченным органом по предоставлению муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности» определен департамент имущественных отношений администрации города Сочи в лице муниципального казенного учреждения города Сочи "Квартирно-правовая служба".
В соответствии с пунктом 2.6 указанного Административного регламента для получения данной муниципальной услуги физическое лицо обращается с соответствующим заявлением в МАУ МФЦ города Сочи или в отдел муниципального казенного учреждения города Сочи "Квартирно-правовая служба" соответствующего внутригородского района.
Пункт 2.6 указанного Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги «Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности».
Получатель муниципальной услуги к своему заявлению прилагает, в частности, копию поквартирной карточки и (или) выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда с предыдущего места регистрации гражданина и (или) членов его семьи, зарегистрированных в приватизируемом жилом помещении после принятия Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и имеющих право на приватизацию данного жилого помещения (подпункт 12 пункта 2.6 Административного регламента).
Представителем истца не оспаривается, что истец в нарушение подпункта 12 пункта 2.6 Административного регламента не приложил к своему заявлению требуемые копии поквартирной карточки и (или) выписки из лицевого счета жилого помещения частного жилищного фонда с предыдущего его места регистрации с даты принятия Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" по дату его регистрации в спорном жилом помещении.
В соответствии с пунктом 2.8.2 Административного регламента основанием для отказа Департаментом в предоставлении муниципальной услуги "Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" являются, в том числе : непредставление одного из документов, предусмотренных пунктом 2.6 Административного регламента (за исключением документов, указанных в подпунктах 13.1, 15 Административного регламента).
При установленных судом обстоятельствах отказ органа местного самоуправления в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи в оказании истцу муниципальной услуги "Заключение договора приватизации жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности" основан на нормах муниципального нормативного акта.
Вместе с тем, как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости производного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1, 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в Постановлении N 8 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах применения судами Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" следует, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений, на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой, и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Разрешая при установленных обстоятельствах спор, суд, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь приведенными нормами закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение не находится в аварийном состоянии, не относится к специализированному жилищному фонду, не имеет статус служебного, в связи с чем установленные ст. 4 Закона о приватизации основания для запрета его приватизации отсутствует; истец является его нанимателем по договору социального найма, поскольку вселен в установленном порядке, постоянно проживает и потому имеет право на приобретение занимаемого жилого помещения в собственность в порядке приватизации, такое право ранее не использовал, что подтверждается справкой Филиала ГУП Краснодарского края «Краевая техническая инвентаризация - Краевое БТИ» по городу Сочи.
То обстоятельство, что жилой <адрес> в г. Сочи до 2007 г. не был введен в эксплуатацию его застройщиком, что лишило истца возможности зарегистрировать свое проживание в спорном жилом помещении с 1999 г. по 2008 г., не может служить основанием для ограничением конституционного права истца на получение в собственность занимаемого им жилого помещения.
При установленных обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Признать право ФИО1 на бесплатную передачу ему в собственность занимаемой им по договору социального найма <адрес>, жилой площадью 18,9 кв.м., в <адрес> в городе Сочи и возложить на администрацию г. Сочи обязанности по заключению с ФИО1 договора приватизации данного жилого помещения.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Центральный районный суд г. Сочи в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 15.03.2017 г.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:
Согласовано