ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4152/19 от 11.11.2019 Пушкинского городского суда (Московская область)

дело № 2-4152/2019

УИД: 50RS0036-01-2019-004665-66

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«11» ноября 2019 года

Пушкинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Зиминой А.Е.,

при секретаре судебного заседания Коробовой А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» об обязании заключить договор,

установил:

Истец ФИО1 обратилась в суд с требованиями об обязании ответчика заключить с ней договор с учетом назначения помещения (согласно требованиям ответчика) и установить ежемесячную оплату за вывоз ТКО в размере 376,75 руб. по количеству сотрудников, находящихся на территории нежилого помещения, установить дату начала оказания услуг - дата подписания договора.

В обоснование иска указано, что ФИО1 является собственником нежилого помещения площадью 166,1 кв.м по адресу <адрес>, вид разрешенного использования помещения не установлено. ФИО1 ежегодно заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. В 2017 и 2018 ФИО1 заключала договоры на вывоз отходов с ООО «Экон». В связи с вступившими в силу в 2018 изменениями в законодательстве относительно организаций, ответственных за вывоз ТКО, 18.12.2018 она неоднократно обращалась к ответчику с просьбой заключить договор, но каждый раз пакет документов ответчик считал неполным. Только после жалобы в Министерство ЖКХ для пресечения незаконных действий ответчика 12.03.2019 у нее приняли заявление на заключение договора. Проект договора был передан ей через третьих лиц с нарушением установленным законом сроков после очередного обращения в Министерство. В проекте договора отсутствует дата заключения, а срок оплаты услуг – 01.01.2019. Однако по указанному адресу ФИО1 деятельность не ведет, услуги по вывозу ТКО ФИО1 не осуществлялись, договор по состоянию на 01.08.2019 не заключен, в связи с чем основания для оплаты услуг за период 01.01.2019-31.07.2019 отсутствуют. В проекте представленного договора установлена плата за вывоз ТКО в размере 7 672,49 руб. В представленном истцом заявлении указана площадь использования нежилого помещения под вид деятельности «супермаркет» - 65,4 кв.м, под вид деятельности «продажа не продовольственных товаров» -17,5 кв.м. Согласно нормативам накопления твердых коммунальных отходов №424-РМ норматив накопления составляет 0,54 м3 на 1 м2 торговой площади для супермаркетов, 0,62 кв.м на 1 кв.м торговой площади для продовольственных магазинов, для объектов общественного назначения (согласно назначению площади помещения в регистрационных документах) - 0,87 кв.м на 1 сотрудника. На территории нежилого помещения предусмотрено расположение 6 сотрудников. Норматив накопления 0,64 кв.м в нормативах накопления ТКО №424-РМ отсутствует. При общении с ответчиком в телефонном разговоре истцу было дано разъяснение, что в связи с тем, что назначение помещения не определено, то ей установили максимально возможный тариф, что нарушает права ФИО1 Дать письменные разъяснения (несмотря на неоднократный запрос), ответчик отказался. В соответствии с требованиями закона, размер платежей за нежилое помещение должен составлять 3 608,60 руб. при учете запланированной деятельности на территории помещения. ФИО1 запросила принцип расчета и установления максимального возможного тарифа, не указанного в нормативах у ответчика 12.04.2019. До дачи пояснений о сумме начислений договор считается неподписанным на основании пункта 8(П) Постановления Правительства №1156 от 12.11.2016, данное письмо является мотивированным отказом пользователя от заключения договора на предложенных условиях до устранения возникший разногласий по стоимости услуг. Истец неоднократно связывалась с представителями ответчика для ускорения процесса согласования разногласий, однако по состоянию на 01.08.2019 разъяснения представлены не были.

В итоговом судебном заседании истица исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель оответчика в ходе рассмотрения дела с иском не согласился по доводам, изложенным в письменном виде, при этом пояснил, что 12.03.2019 истец обратилась к ответчику (Региональному оператору) с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>. На листе 2 Заявления, раздел 3 (Категория объекта) истцом отмечены 2 (две) категории «Супермаркеты» и «Продовольственные магазины». В соответствии с нормативом накопления, утвержденным Распоряжением Минэкологии МО от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области», годовой норматив накопления отходов для супермаркетов составляет 0,54 кв.м, в год для продовольственных магазинов 0,62 кв.м в год, расчетная единицы 1 кв. метр торговой площади. Указанные нормативы накопления твердых коммунальных отходов для торговли действовали до 31.08.2019. С 01.09.2019 Распоряжением Министерства Жилищно-Коммунального Хозяйства МО от 21.08.2019 № 488-РВ был утвержден единый норматив накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли (супермаркеты, продовольственные рынки), который составляет 1,14 кв.м в год. По результату рассмотрения заявления истца был составлен проект договора № СПРО-2019-0007015 и передан супругу истца ФИО2 27.03.2019. В связи с тем, что истцом не было представлено иных документов на нежилое помещение, кроме копии выписки из ЕГРН, то при расчете ежемесячной платы за услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами были использованы данные, которые в ней содержатся, - площадь нежилого помещения 166,1 кв. м, назначение помещения - не определено. С помощью открытых источников информации в телекоммуникационной сети «Интернет» было установлено, что по адресу нежилого помещения отсутствуют объекты общественного назначения, имеются продовольственные магазины, владельцы которых в свою очередь договоров с ответчиком не заключили. В связи с этим, в Приложении к проекту договора № СПРО-2019-0007015 Региональным оператором произведен расчет ежемесячной платы исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного для продовольственного магазина - 0,62 кв.м. Ответчик согласен, что была допущена техническая ошибка в применимом нормативе накопления, а именно, 0,64 кв.м в год вместо 0,62 кв.м год. Но истец вообще отказалась от заключения договора, не согласившись с методом расчета ежемесячной платы, который по ее мнению должен быть произведен исходя из норматива накопления для объектов общественного назначения (административные здания, учреждения, конторы), а именно, расчетной единицы - 1 сотрудник и годового норматива накопления твердых коммунальных отходов, который равен 0,87 куб.м в год согласно назначению площади помещения в регистрационных документах. Региональный оператор не мог нарушить права истца, так как действует в рамках действующего законодательства.

Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд (далее - ТКО). К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В соответствии с ФККО в тип "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению" (код 7 30 000 00 00 0) включены группы, включающие виды отходов, относящиеся к твердым коммунальным отходам.

Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в том числе с гражданами - собственниками таких отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами обращения с ТКО, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, региональный оператор по обращению с ТКО (далее - региональный оператор) заключает договоры на оказание услуг по обращению с ТКО в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении ТКО, образующихся: а) в жилых помещениях в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации), - с лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации; б) в жилых домах, - с организацией (в том числе некоммерческим объединением), действующей от своего имени и в интересах собственника; в) в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Указанным Постановлением N 1156 утверждён Типовой договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, по условиям которого требуется указание определенной конкретной цены услуги за конкретный объем предоставляемых услуг.

В соответствии с нормативом накопления, утвержденным Распоряжением Минэкологии МО от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области», действовавший до 31.08.2019, годовой норматив накопления отходов для супермаркетов составлял 0,54 кв.м, для продовольственных магазинов - 0,62 кв.м, расчетная единица - 1 кв. метр торговой площади.

Распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области от 21.08.2019 № 488-РВ был утвержден единый норматив накопления твердых коммунальных отходов для предприятий торговли (супермаркеты, продовольственные рынки), действующий с 01.09.2019, который составляет 1,14 кв.м в год.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истец ФИО1 является собственником нежилого помещения площадью 166,1 кв.м по адресу <адрес>, мн <адрес><адрес>.

Согласно выписке из ЕГРН, назначение помещения — нежилое, вид разрешенного использования помещения - данные отсутствуют.

Ответчик (Региональный оператор) в зоне своей деятельности является безальтернативным поставщиком услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в период действия Соглашения от 28.04.2018 «Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Сергиево-Посадской зоне Регионального оператора» в соответствии с протоколом конкурсного отбора Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области (Сергиево- Посадкая зона Регионального оператора) от 19.04.2018.

12.03.2019 истец обратилась к Региональному оператору с заявлением о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на нежилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

При обращении заявителем указано (лист 2 раздел 3 (Категория объекта) 2 (две) категории - «Супермаркеты» и «Продовольственные магазины».

По результату рассмотрения заявления истца от 12.03.2019 был составлен проект договора № СПРО-2019-0007015 и передан истцу через ее супруга ФИО2 27.03.2019, о чем имеется соответствующая отметка на сопроводительном письме.

В представленном ответчиком истцу проекте договора установлена плата за вывоз ТКО в размере 7 672,49 руб. на основании расчета ежемесячной платы, исходя из норматива накопления твердых коммунальных отходов, установленного для «супермаркета» - 65,4 кв.м, под вид деятельности «продажа не продовольственных товаров» -17,5 кв.м.

Единый тариф за коммунальную услугу по обращению с ТКО утвержден постановлением Правительства МО от 02.10.2018 № 690/34 «Об утверждении предельных единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Московской области», доступен на официальном в правительства Московской области и Комитета по ценам и тарифам Московской области. Согласно указанному выше постановлению установленный тариф за услугу Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами составляет 866,10 руб. (с НДС) за метр кубический твердых коммунальных отходов.

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика согласился с допущенной в примененном для расчета нормативе накопления технической ошибкой, а именно 0,64 кв.м в год, вместо 0,62 кв.м год, в остальной части принцип расчета поддержал, при этом указал на отсутствие достаточных данных для применения иного расчета. Так же пояснил, что если истица предоставит соответствующие сведения, расчет договора для его подписания будет скорректирован незамедлительно.

С указанным в проекте договора расчетом истица не согласилась. По ее мнению, расчет ежемесячной платы должен быть произведен исходя из норматива накопления, установленного в соответствии с Распоряжением Минэкологии МО от 09.10.2018 № 607-РМ «О внесении изменений в распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 01.08.2018 № 424-РМ «Об утверждении Нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Московской области» для объектов общественного назначения (административные здания, учреждения, конторы), а именно, расчетной единицы - 1 сотрудник и годового норматива накопления твердых коммунальных отходов, который равен 0,87 куб.м в год согласно назначению площади помещения в регистрационных документах. Таким образом, размер платежей за нежилое помещение должен составлять 3 608,60 руб. при учете запланированной деятельности на территории помещения и нахождением на указанной площади 6 сотрудников. При этом истица не отрицала, что соответствующие данные ответчику не предоставлялись, вместе с тем, полагает, что это вызвано действиями самого оператора, не предложившего ей предоставить такие сведения.

Договоры аренды нежилых помещений по указанному адресу, заключенные в августе 2019 года, свидетельствующие об использовании заявленной площади, были предоставлены истицей лишь в итоговом судебном заседании 11.11.2019.

Как пояснил представитель ответчика, сведения этих договоров могут повлиять на расчет норматива.

При установленных по делу фактических обстоятельствах суд приходит к выводу, что расчет и тариф Регионального оператора, изложенный в проекте договора, предоставленном истцу по ее обращению 12.03.2019, соответствовал нормам действующего на тот момент законодательства и представленным истцом документам, поскольку из объема сведений, имеющихся в них, а так же в документах. Представленных в порядке разногласий, условий для расчета,исходя из количества сотрудников, не имелось.

Согласно положениям Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" для регионального оператора договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным, в связи с чем он не вправе отказать в его заключении потребителю - собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

С учетом положений пункта 5 той же статьи договор на оказание этих услуг заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641", которым одновременно были утверждены также Правила обращения с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку в силу общего правила, сформулированного в пункте 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, то в тех случаях, когда региональный оператор как сторона, для которой заключение публичного договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона (потребитель) вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующий договор.

В то же время следует иметь в виду, что у потребителя - собственника объекта недвижимости или юр.лица - в свою очередь есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором.

Согласно пункту 148(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее - МКД) и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, собственник нежилого помещения в МКД в целях обеспечения обращения с ТКО заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО непосредственно с региональным оператором по обращению с ТКО.

Порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлен в разд. I(1) Правил обращения с ТКО.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня получения указанных в пункте 8(11) настоящих Правил мотивированного отказа и предложений рассматривает их, а также принимает меры по урегулированию разногласий.

В случае если разногласия по проекту договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами не урегулированы или региональный оператор не направит указанный проект договора с учетом урегулированных разногласий в срок, предусмотренный пунктом 8(14) настоящих Правил, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) Правил.

До дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Оценивая доводы сторон в контексте приведенных положений и установленного Правилами обращения с ТКО порядка заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания действий ответчика как уклонение от заключения с истцом договора, поскольку фактически между сторонами возникли разногласия по условиям договора, что с очевидностью следует из доводов претензии истца и ее иска.

Более того, сам порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами предполагает, что договор считается заключенным, в том числе если разногласия по проекту договора не урегулированы, независимо от того, имеется ли у сторон подписанный экземпляр договора на руках или нет.

При изложенных обстоятельствах, учитывая требования пункта 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" об обязательности для сторон заключения такого договора, суд приходит к выводу об удовлетворении иска о возложении на ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» обязанности в срок, не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, при этом размер ежемесячной оплаты за вывоз ТКО должен быть определен с учетом содержания заключенных истицей в августе 20019 года договоров аренды помещений, принадлежащих истице и расположенных по адресу: МО <адрес><адрес><адрес>.

По смыслу норм пункта 4 статьи 421, пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание условия предписано законом или иными правовыми актами. В силу данного законоустановления стороны договора не вправе изменять утвержденную типовую форму договора, в связи с чем редакция договора, подлежащего заключению между сторонами, в резолютивной части решения не приводится.

Оснований для удовлетворения требований иска в остальной части суд не усматривает, поскольку как указано выше, на день обращения к ответчику 12.03.2019 с заявлениями о заключении договора, а так же разногласиями по нему и на день обращения в суд с настоящим иском истица соответствующих договоров аренды или иных документов, содержащих юридически значимые сведения, влияющие на порядок расчета норматива, ни ответчику, ни суду представлено не было.

Требования об установлении даты начала оказания услуг как даты подписания договора не имеют под собой провой основы, противоречат приведенным выше нормам права, в связи с чем отклоняются судом.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» об обязании заключить договор удовлетворить частично.

Обязать ООО «Сергиево-Посадский региональный оператор» в срок, не позднее 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения, заключить с ФИО1 договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с определением размера ежемесячной оплаты за вывоз ТКО с учетом содержания договоров аренды помещений, принадлежащих истице и расположенных по адресу: МО <адрес><адрес>.

В остальной части иска – отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – 25.11.2019.

Судья: