Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
по делу № 2-4153/18
г. Наро-Фоминск 20.12.2018
Наро-Фоминский городской суд Московской области в лице председательствующего Козленковой Е.В. при секретаре Катюхиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, в котором просит: признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>; обязать Администрацию Наро-Фоминского Наро-Фоминского городского округа в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор купли-продажи указанного земельного участка по цене равной трем процентам от кадастровой стоимости земельного участка.
Представитель ФИО1 в судебном заседании просит удовлетворить исковые требования. Свои требования ФИО1 основывает на том, что он является арендатором вышеуказанного земельного участка на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ№, а также собственником жилого дома, расположенного на спорном земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Комитет по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа с заявлением о предоставлении за плату земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом отказал истцу в удовлетворении заявления. В обоснование отказа указал, что земельный участок находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. На основании ст. 39.3, 39.20 ЗК РФ собственник имеет исключительное право приобрести в собственность земельный участок без проведения торгов. Испрашиваемый земельный участок не является изъятым из оборота.
В судебном заседании представитель Комитета по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области возражает против удовлетворения исковых требований. В обоснование своих возражений указал, что проект постановления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату подлежит согласованию с Министерством имущественных отношений Московской области на основании Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ. Министерство имущественных отношений Московской области отказало в согласовании проекта постановления по причине того, что испрашиваемый земельный участок по заключению Главархитектуры Московской области органичен в оборотоспособности, поскольку находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. В связи с чем, отказ Комитета от ДД.ММ.ГГГГ обоснован. Администрация Наро-Фоминского городского округа не вправе заключить с истцом договор купли-продажи земельного участка в отсутствие согласования проекта постановления с Министерством имущественных отношений Московской области.
Представитель Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом.
Третьи лица Министерство имущественных отношений Московской области, Главархитектура Московской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что между ФИО1 и Комитетом по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского муниципального района Московской области ДД.ММ.ГГГГ заключен договора аренды № земельного участка с кадастровым № площадью <данные изъяты> кв.м для дачного строительства из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, о чем в ЕГРП внесена запись регистрации ДД.ММ.ГГГГ.
На указанном земельном участке истцом возведен дачный дом. ДД.ММ.ГГГГ в ЕНРН внесена запись о регистрации права собственности ФИО1 на дачный дом.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ подано заявление в Администрацию Наро-Фоминского городского округа о предоставлении в собственность спорного земельного участка за плату без проведения торгов.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа отказал ФИО1 в удовлетворении заявления. В отказе сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ проект Администрации Наро-Фоминского городского округа о предоставлении в собственность за плату испрашиваемого земельного участка рассмотрен межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области. По результатам рассмотрения (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) принято решение об отказе в согласовании проекта постановления, учитывая заключение Главархитектуры Московской области, согласно которому испрашиваемый земельный участок органичен в оборотоспособности, поскольку находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Заявителю предложено заключить договор аренды земельного участка сроком на 49 лет без повторного направления проекта на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
В соответствии со ст. 2 Закона Московской области от 29.11.2016 N 144/2016-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" органы местного самоуправления муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 4 названного закона органы местного самоуправления при реализации государственных полномочий, установленных настоящим законом, предоставлять в уполномоченный орган проекты решений, договоров и соглашений в сроки и порядке, установленные уполномоченным органом.
Таким уполномоченным органом является Министерство имущественных отношений Московской области.
В порядке исполнения Соглашения об информационном взаимодействии между Правительством Московской области и органом местного самоуправления муниципального образования Московской области - Наро-Фоминский муниципальный район в сфере градостроительной, инвестиционной деятельности, земельно-имущественных отношений Администрация Наро-Фоминского муниципального района направляет в Правительство Московской области для рассмотрения проекты постановлений Администрации Администрация Наро-Фоминского муниципального района в целях получения рекомендаций на их соответствие законодательству.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 19.01.2017 N 13ВР-44 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений, принимаемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области в рамках реализации исполнения отдельных государственных полномочий в области земельных отношений по предоставлению земельных участков, об установлении или изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования, в том числе установления соответствия между разрешенным использованием земельного участка и видом разрешенного использования земельных участков, установленных классификатором видов разрешенного использования земельных участков и переводу земель из одной категории в другую и признании утратившими силу отдельных правовых актов (далее - Временный порядок).
В соответствии с Временным порядком Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области в пределах предоставленных полномочий по предоставлению информации об ограниченных в оборотоспособности земельных участков дает соответствующее заключение и направляет его органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов муниципальных образований Московской области.
Главархитектурой Московской области дано заключение о том, что испрашиваемый земельный участок ограничен в оборотоспособности. Земельный участок полностью находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 20.02.2016 N 13ВР-335 утвержден Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления муниципальный районов и городских округов по распоряжению земельными участками, проектов решений об изменении видов разрешенного использования земельных участков, проектов договоров купли-продажи земельных участков, проектов договоров аренды земельных участков (и соглашений к ним).
Согласно указанному Временном порядку подготовленный органом местного самоуправления муниципального образования Московской области проект постановления и договора о приобретении в собственность или аренду без проведения торгов земельного участка подлежит направлению в Минмособлимущество.
Минмособлимущество обеспечивает вынесение проекта Договора на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (далее - МВК).
Решением межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) принято решение об отказе в согласовании проекта постановления, учитывая заключение Главархитектуры Московской области, согласно которому испрашиваемый земельный участок органичен в оборотоспособности, поскольку находится в зоне планируемого развития земель, предназначенных для нужд организации транспорта согласно схеме территориального планирования транспортного обслуживания Московской области. Администрации в установленном законом порядке при наличии согласия заявителя предложить заключить договор аренды земельного участка сроком на 49 лет без повторного направления проекта на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области.
Таким образом, Администрация Наро-Фоминского городского округа не вправе заключить договор купли-продажи испрашиваемого земельного участка без согласия уполномоченного Правительством Московской области центрального исполнительного органа государственной власти Московской области в лице Министерства имущественных отношений Московской области и при наличии заключения Главархитектуры Московской области об ограничении в оборотоспособности испрашиваемого земельного участка.
Заключение Главархитектуры Московской области и решение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений Московской области истцом не обжаловано.
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Порядок предварительного согласования предоставления земельного участка установлен статьей 39.15 ЗК РФ, в пункте 8 которой установлены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно пп. 2 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 6 ст. 39.16. ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
Статья 27 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения (подпункт 7 пункта 5).
Согласно пп. 11 п. 8 ст. 39.11 ЗК РФ земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Исходя из системного анализа вышеприведенных норм права следует, что в данном случае земельный участок может быть предоставлен в аренду сроком на 49 лет.
Следовательно, ответчики обоснованно отказали истцу в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, предложив обратиться с заявлением о предоставления в аренду земельного участка.
Исковых требований к Министерству имущественных отношений Московской области, Главархитектуре Московской области истец не заявляет. В силу ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.
На основании вышеизложенного, исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования не подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска ФИО1 к Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области, Комитету по управлению имуществом Администрации Наро-Фоминского городского округа Московской области о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании заключить договор купли-продажи земельного участка отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Наро-Фоминский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Козленкова