ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4154/2013 от 23.09.2013 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-4154/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 сентября 2013 года                             город Омск

Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Ивановой Л.В., при секретаре судебного заседания Баевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Омской области, о признании незаконным бездействия Правительства Омской области в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области, а также обязании Правительства Омской области организовать отлов, содержание безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области

установил:

Прокурор Нижнеомского района Омской области обратился в Центральный районный суд г. Омска с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указал, Прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в части организации отлова безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области, в результате которой выявлены отдельные нарушения требований действующего законодательства, по результатам которой установлено следующее. что на территории Нижнеомского района Омской области мероприятия, направленные на отлов и содержание безнадзорных животных, не проводятся, деятельность в данной сфере не организована.

Так, согласно информации главы Нижнеомского муниципального района Омской области, а также глав сельских поселений Нижнеомского района Омской области, на территории района отсутствуют места для содержания безнадзорных животных. Мероприятия, направленные на отлов безнадзорных животных, не организованы. В бюджетах муниципальных образований денежные средства на данные цели не предусмотрены.

Из информации начальника БУ «Областная станция по борьбе с болезнями животных по Нижнеомскому району» следует, что в период с 2011 по 2013 гг. на территории Нижнеомского района Омской области зарегистрировано 5 случаев заболевания бешенством среди животных.

Согласно информации главного врача БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ» в 2013 году зарегистрировано 10 случаев обращения граждан за получением медицинской помощи в связи с укусами собак, в том числе 5 случаев обращения в связи с укусами бродячих собак.

Из информации первого заместителя председателя Правительства Омской области следует, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, касающиеся отлова и содержания безнадзорных животных, федеральным законодательством не закреплены, что подразумевает отсутствие правовых оснований для разработки Правительством Омской области нормативного правового акта, регулирующего указанные вопросы. На основании анализа федерального законодательства полагает, что исходя из норм федерального законодательства следует, что к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится принятие мер направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предупреждение возникновения заразных заболеваний, общих для животных и людей, к таковым, в том числе относятся вопросы организации отлова безнадзорных животных, содержание их в специальных приемниках и их регистрация, установление тарифов по содержанию отловленных безнадзорных животных, установление порядка захоронения (утилизации) умерших безнадзорных животных, а также нормативно-правовое регулирование санитарно-противоэпидемических мероприятий, включая вопросы отлова безнадзорных животных.

На основании изложенного просил признать незаконным бездействие Правительства Омской области в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области и обязать Правительство Омской области организовать отлов, содержание безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель Прокурора Нижнеомского района, старший помощник прокурора Нижнеомского района Омской области Куренкова Н.В., действующая на основании доверенности заявленные требования уточнила и просила установить срок исполнения 01.06.2013 г. Уточненные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Правительства Омской области Диденко Д.С., действующий на основании доверенности, с иском не согласился, представил письменные возражения на заявление, в которых пояснил, что согласно положениям статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, определены в пункте 2 указанной статьи. Прокурор в качестве обоснования заявления указывает следующие полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета):

-    организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации (пункт 49 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ);

-    изъятие животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства (пункт 49.1 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ);

-    осуществление регионального государственного ветеринарного надзора (пункт 49.2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ).

Вместе с тем решение указанных вопросов федеральным законодательством не связывается с необходимостью осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации организации отлова безнадзорных животных.

Какие-либо нормы федерального законодательства, устанавливающие отлов безнадзорных животных в качестве меры по предупреждению и ликвидации болезней животных, в настоящее время отсутствуют. Поскольку прямых положений, устанавливающих обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации осуществлять организацию отлова и содержания безнадзорных животных, пункт 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ не содержит, оснований для признания позиции прокурора правомерной не имеется.

Учитывая, что в настоящее время соответствующий закон в Омской области не принят, основания для признания бездействия Правительства Омской области в части непринятия мер по организации отлова и содержания безнадзорных животных применительно к статьям 255 ГПК РФ не имеется.

Представитель администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, привлеченный судом для участия в деле в качестве третьего лица в судебное заседание не явилась, надлежащим образом уведомлена о дате и времени рассмотрения гражданского дела.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив совокупность представленных доказательств с позиции их относимости, достоверности и достаточности, суд приходит к следующему.

Ст.230 ГК РФ устанавливает, что лицо, задержавшее безнадзорный или пригульный скот или других безнадзорных домашних животных, обязано возвратить их собственнику, а если собственник животных или место его пребывания неизвестны, не позднее трех дней с момента задержания заявить об обнаруженных животных в полицию или в орган местного самоуправления, которые принимают меры к розыску собственника.

Кроме того, предусмотрено возникновение права муниципальной собственности на безнадзорное животное: это происходит при необнаружении собственника в течение шести месяцев и отказе лица, содержавшего животное в это время, от приобретения его в собственность. В этом случае ст. 231 ГК РФ установлено, что порядок использования животного определяется органом местного самоуправления.

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указание на подобные полномочия органов местного самоуправления отсутствуют. Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 19 Федерального закона №131-Ф3 вопросы местного значения определяются только указанным федеральным законом, а полномочия, закрепляемые за органами местного самоуправления иными федеральными законами и не подпадающие под перечень вопросов местного значения, могут рассматриваться либо как делегированные государственные полномочия, либо как права по решению вопросов, не относящихся к вопросам местного значения. Таким образом, на основании ч. 7 ст. 19 Федерального закона № 131 -ФЗ такие полномочия обязательны к исполнению только в случае, если федеральным законом о бюджете предусмотрены субвенции на их осуществление, чего в данном случае нет.

Кроме того, осуществление данных функций является не обязанностью, а правом органов местного самоуправления в соответствии ч. 2 ст. 14.1,15.1,16.1 Федерального закона №131-Ф3 и осуществляется ими исключительно за счет собственных средств.

В возражениях на исковое заявление Правительство Омской области указывает, что отлов и содержание безнадзорных животных не относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, а также к мероприятиям по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Однако данное утверждение основано на неверном толковании норм материального права.

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно пункту 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-96. Ветеринарных правил ВП. ДД.ММ.ГГГГ-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ ДД.ММ.ГГГГ N 11, Минсельхозпродом РФ ДД.ММ.ГГГГ N 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

На основании указанных норм права, а также учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных суд отнесит к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Материалами дела подтверждается, что на территории Нижнеомского района Омской облати за пеиод с 2011 по 2013 г.г. было зафиксировано 5 случаев установленного заболевания бешенством среди животных, что подтверждается информацией БУ «ОСББЖ по Нижнеомскому району» № от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 8/. Следует учитывать, что по информации БУЗОО «Нижнеомская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано 10 случаев обращений граждан за медицинской помощью в связи с укусами собак, в том числе в 5 случаях укусы бродячих собак.

Из материалов дела следует также, что в сельских поселениях Нижнеомского района Омской области отсутствуют места для содержания безнадзорных животных, мероприятия по отлову не проводятся, в бюджетах отсутствуют средства на данные мероприятия. /л.д. 10-20/. Вместе с тем, по обращению Главы Нижнеомского сельского поселения Лымарь С.П. в Прокуратуру Нижнеомского района в селе Нижняя Омка уже сложилась опасная обстановка с угрозой для жизни людей от бродячих собак. По сообщению Лымарь С.П. его попытки заключить договоры на отлов или отстрел бродячих собак оказались безрезультатными /л.д.21/.

Также несостоятельным является довод о том, что законодательство Российской Федерации не предусматривает обязанность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по установлению порядка отлова, содержания и использования безнадзорных животных.

Пунктами "б", "н" статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российсской Федерации отнесена защита прав и свобод человека и гражданина, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Согласно частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями. Подпунктом 5 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к ведению субъектов РФ отнесены предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии", а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 26.3 (пункт 1) Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусматривает, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Подпунктом 49 пункта 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона к таким полномочиям отнесена организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии" к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится защита населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" не содержится специальных положений о безнадзорных животных и порядке обращения с ними. Однако безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в т. ч. способных повлечь летальный исход, в связи с чем мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области защиты населения от болезней, общих для человека и животных, предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечения. В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов РФ. Согласно ст. 6 Федерального закона № 52-ФЗ к компетенции субъектов РФ относится в т. ч. принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта РФ, контроль за их исполнением, разработка, утверждение и реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 06.05.2010 № 54, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (п. 9.2, 9.5).

Сферы охраны окружающей среды, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ветеринарии относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно п. 6 ст. 26.3 Федерального закона № 184-ФЗ органы государственной власти субъектов РФ вправе передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия органам местного самоуправления. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 131 -ФЗ наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочия может осуществляться только законом субъекта РФ.

Поскольку установление порядка отлова и содержания безнадзорных животных относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, можно сделать вывод о том, что указанные полномочия следует отнести к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Оценив в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что требования прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие Правительства Омской области в части организации отлова и содержания безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области.

Обязать Правительство Омской области организовать отлов, содержание безнадзорных животных на территории Нижнеомского района Омской области в срок до 01 июня 2014 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                              Л.В. Иванова