ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4155/18 от 16.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-4155/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 октября 2018 года город Ставрополь

Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Даниловой Е.С.

при секретаре Рыбниковой С.А.,

с участием: истца ФИО1, представителя ответчика министерства образования и молодежной политики Ставропольского края ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к министерству образования и молодежной политики СК об оспаривании отказа во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда СК, восстановлении срока и возложении обязанности включить в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда СК,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском, впоследствии уточнив его в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просит восстановить срок для постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признать незаконным отказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 07.12.2017 №537-пд «Об отказе во включении в список» в части отказа во включении ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края; возложить обязанность на министерство образования и молодежной политики Ставропольского края включить ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края.

В обосновании своих исковых требований истец указал, 25 декабря 2017 ФИО1, получил письменный отказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 07 декабря 2017 г. № 537-пд «Об отказе во включении в список» во включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без течения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края. С вышеуказанным решением Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края не согласен по следующим основаниям. ФИО1, родился <дата обезличена> в селе <адрес обезличен>, о чем составлена запись акта о рождении № 35 от 17 сентября 1990 г. Отцом является ФИО3 В.ч, матерью ФИО4. 28 ноября 1997 года решением Буденновского городского суда Ставропольского края ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО1, <дата обезличена> года рождения. 01 февраля 2002 года решением Буденновского городского суда Ставропольского края ФИО3 В.ч также лишен родительских прав в отношении ФИО1. Таким образом, в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей. До 23 лет имел право на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», но не реализовал их в полном объеме. В собственности жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество сведений о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости. ФИО1, родился <дата обезличена> в селе <адрес обезличен>, о чем составлена запись акта о рождении № 35 от 17 сентября 1990 г. Отцом является ФИО3 В.ч, матерью ФИО4. 28 ноября 1997 года решением Буденновского городского суда Ставропольского края ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО1, <дата обезличена> года рождения 01 февраля 2002 г. решением Буденновского городского суда Ставропольского края ФИО3 В.ч также лишен родительских прав в отношении ФИО1 Таким образом, в возрасте до 18 лет он остался без попечения родителей. До 23 лет имел право на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей», но не реализовал их в полном объеме. В собственности жилого помещения не имею, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестра прав на движимое имущество сведений о правах ФИО1 на имевшиеся имеющиеся) у него объекты недвижимости. Заявление и документы, подтверждающие право на включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, поданы мной в отдел опеки и попечительства отдела образования администрации Буденновского муниципального района 10 апреля 2017 г. Личное дело принято в Министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края 20 октября 2017 года. 25 декабря 2017 г. он получил письменный отказ Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 07 декабря 2017 г. № 537-пд «Об отказе во включении в список» с разъяснениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о том, что я мог быть включен в вышеуказанный список только до 23 лет. Обратиться ранее не представлялось возможным, так как он отбывал срок наказания в виде лишения свободы, что подтверждается копиями справок из ФКУ ИК. Признание отказа Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края во включении его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края, необходимо для реализации его права, предусмотренного статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Считает данный отказ необоснованным и нарушающим его права, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал уточненные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика министерства образования и молодежной политики СК ФИО2 заявленные требования не признала и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства отдела образования администрации Буденновского муниципального района Ставропольского края, извещенный своевременно, надлежащим образом в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст.56 ГПК РФ).

Суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела (ст.59 ГПКРФ). Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).

В соответствии со ст.55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Согласно ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В силу ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.

Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), абзацу четвертому ст. 1 и п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года), к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также, которые остались без попечения единственного или обоих родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона, носило заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ЖК РФ в новой редакции, распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В судебном заседании установлено следующее, что ФИО1, родился <дата обезличена> в селе <адрес обезличен>, о чем составлена запись акта о рождении № 35 от 17 сентября 1990 года.

Отцом является ФИО3 В.ч, матерью ФИО4.

28 ноября 1997 года решением Буденновского городского суда Ставропольского края ФИО4 лишена родительских прав в отношении ФИО1, <дата обезличена> года рождения.

01 февраля 2002 года решением Буденновского городского суда Ставропольского края ФИО3 В.ч также лишен родительских прав в отношении ФИО1.

Таким образом, в возрасте до 18 лет ФИО1 остался без попечения родителей.

До 23 лет имел право на дополнительные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», но не реализовал их в полном объеме.

В собственности жилого помещения не имеет, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестра прав на недвижимое имущество сведений о правах ФИО1 на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости.

24 апреля 2013 года главе администрации города Буденновска СК направлено обращение начальником ФКУ ИК №11 УФСИН России по СК о подтверждении факта постановки на учет как нуждающегося в жилье и будет ли ФИО1 предоставлено жилье после окончания срока наказания 08.03.2014.

Согласно ответу отдела образования администрации Буденновского муниципального района на обращение начальника ФКУ ИК №11 УФСИН России по СК указано, что для реализации закрепленного права на получение жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, необходимо предоставить письменное заявление о включении его в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на имя главы администрации Буденовского муниципального района ФИО5, приложив к нему следующие документы: копия паспорта ФИО1, копия свидетельства о рождении ФИО1; справку ФКУ «Исправительная колония №11 УФСИН России по СК, о том, что ФИО1 находится под надзором и заканчивает пребывание в указанной организации.

17 сентября 2009 года ФИО1 подал заявление в орган опеки и попечительства Буденновского муниципального района о предоставлении ему жилого помещения.

10 апреля 2017 года ФИО1 обратился с письменным заявлением в отдел образования администрации Буденновского муниципального района СК, выполняющий отдельные государственные полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.

Личное дело принято в министерстве образования и молодежной политики Ставропольского края 20 октября 2017 года.

25 декабря 2017 г. ФИО1 получил письменный отказ министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 07 декабря 2017 г. № 537-пд «Об отказе во включении в список» с разъяснениями Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о том, что он мог быть включен в вышеуказанный список только до 23 лет.

Как следует из материалов дела, ФИО1 отбывал срок наказания в виде лишения свободы, что подтверждается копиями справок из ФКУ ИК, а так же сведениями информационного центра ГУ МВД России по СК.

Из анализа норм федерального жилищного законодательства следует, что право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение жилья вне очереди является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами данной категории на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли и достижение такими лицами возраста, превышающего предел, установленный законом, само по себе не является основанием для лишения их права на жилье.

При таких обстоятельствах суд полагает необходимым восстановить ФИО1 срок для подачи заявления о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, а так же обязать министерство образования и молодежной политики СК включить ФИО1<дата обезличена> года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

В удовлетворении требования о признании незаконным отказа министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 07.12.2017 №537-пд «Об отказе во включении в список» в части отказа во включении ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края, суд полагает необходимым отказать, поскольку на момент обращения в министерство образования и молодежной политики Ставропольского края срок для подачи заявления ФИО1 о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения ФИО1 был пропущен.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО1 к министерству образования и молодежной политики Ставропольского края об оспаривании отказа во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда СК, восстановлении срока и возложении обязанности включить в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда СК удовлетворить частично.

Восстановить ФИО1 срок для подачи заявления о включении в список граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения.

Обязать министерство образования и молодежной политики СК включить ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

В удовлетворении требования ФИО1 о признании отказа министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 07.12.2017 №537-пд «Об отказе во включении в список» в части отказа во включении ФИО1, <дата обезличена> года рождения, в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилищного фонда Ставропольского края отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца.

Судья Е.С. Данилова