ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4158/2010 от 15.12.2010 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 декабря 2010 года г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4158\2010 по иску ФИО1 к администрации города Тулы об оспаривании постановления главы администрации г. Тулы, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации города Тулы об оспаривании постановления главы администрации г. Тулы, компенсации морального вреда, ссылаясь в обоснование исковых требований на тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ он является  на непостоянной основе, а также членом постоянной комиссии  . ( Решение Думы от ДД.ММ.ГГГГ №).

Срок полномочий , согласно п.1 ст.36 Устава МО город Тула, составляет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Истец с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность  МУ «».

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Тулы постановлением № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №» утвердил структуру МУ », штатное расписание работников указанного муниципального учреждения, в соответствии с которыми должность, занимаемая истцом, в штатном расписании учреждения отсутствует.

Ссылаясь на закрепленные нормами действующего законодательства гарантии депутата выборного органа местного самоуправления, истец полагал, что указанное постановление не отвечает принципу законности, поскольку лишает его должности, которая, по его мнению, должна быть сохранена за ним на период исполнения полномочий .

Истец указывал на причиненный действиями администрации г. Тулы моральный вред, который он оценивает в сумму 300000 рублей.

Просил суд отменить постановление главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №» как незаконное и нарушающее права гражданина, взыскать с администрации города Тулы в его пользу сумму возмещения морального вреда в размере 300 000 руб.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении гражданского дела в его отсутствие.

В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержала исковые требования по тем же основаниям.

Представители администрации города Тулы по доверенности ФИО3, ФИО4 исковые требования ФИО1 не признали, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что постановление главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №» является законным и изданным с соблюдением норм действующего законодательства РФ.

По их мнению, заявитель не представил доказательства того, что оспариваемое постановление главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № не соответствует нормам действующего законодательства РФ, нарушает его права и охраняемые законом интересы.

Ссылались на тот факт, что в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования город Тула оспариваемое постановление издано администрацией города Тулы в соответствии с законом и в пределах осуществляемых полномочий, а также не нарушает права и свободы граждан.

Указывали на то обстоятельство, что обязанность работодателя освобождать работника от работы в связи с исполнением последним государственных или общественных обязанностей возникает лишь в том случае, если в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом работодатель должен обеспечить работнику гарантию в виде сохранения за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей.

В федеральном законодательстве отсутствуют нормы, устанавливающие обязанность работодателя освобождать от работы работника, являющегося  законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, ,  органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществляющим свои полномочия на непостоянной основе (без отрыва от основной деятельности).

Частью 5 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с данным Законом и уставом муниципального образования.

  муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Однако, определяя статус ,  органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, указанный Закон не предусматривает гарантий работникам, осуществляющим полномочия выборных должностных лиц местного самоуправления на непостоянной основе, в части освобождения их от работы с сохранением места работы (должности) на время исполнения обязанностей выборных должностных лиц местного самоуправления.

В соответствии со ст. 170 Трудового кодекса работодатель обязан освободить работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с федеральным законом эти обязанности должны исполняться в рабочее время. В Федеральном законе N 131-ФЗ нет указаний на то, что  или  органов местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия в то время, когда они согласно трудовому договору должны находиться на своем основном рабочем месте.

Полагали, что истцом не представлены доказательства причинения действиями администрации г. Тулы морального вреда.

Просили в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, МУ «Управление транспорта, связи и дорожного хозяйства города Тулы» по доверенности ФИО5 исковые требования ФИО1 не признала, поддержав доводы представителей администрации города Тулы.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Как следует из содержания статьи 14 Федерального закон от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

Аналогичные положения закреплены и в ст. 16 Устава муниципального образования город Тула.

Статья 17 Устава муниципального образования город Тула предусматривает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального образования обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, решение вопросов об их реорганизации и ликвидации, определение целей, условий и порядка их деятельности, утверждение их уставов, назначение и увольнение руководителей, заслушивание отчетов об их деятельности, финансирование муниципальных учреждений, формирование и размещение муниципального заказа.

В целях совершенствования работы городского пассажирского транспорта, повышения уровня удовлетворения потребности населения в пассажирских перевозках, улучшение капитального ремонта, ремонта и содержания проезжей части автомобильных дорог с движением городского пассажирского транспорта, ремонта и содержания искусственных сооружений, мостов и путепроводов, обеспечения безопасности дорожного движения, экономии расходования бюджетных средств, усиления контроля за качеством обслуживания пассажиров, руководствуясь Уставом города Тулы, на основании ст. 57 - 60 Гражданского кодекса Российской Федерации постановлением Главы города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № « О реорганизации управления  » Управление  реорганизовано путем преобразования его в муниципальное учреждение «».

Пунктом 4 указанного постановления поручено  (ФИО7) выступить учредителем муниципального учреждения «».

Во исполнение указанного постановления было создано МУ «», учредителем которого выступил ).

Решением  от ДД.ММ.ГГГГ № «О приведении нормативных актов органов местного самоуправления в соответствие с действующим законодательством» утверждено Положение «О муниципальных учреждениях муниципального образования город Тула».

Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях», Уставом муниципального образования город Тула, Положением «О порядке владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города Тулы», утвержденным решением Тульской городской Думы от 26.12.2007 N 39/880, в целях упорядочения и регламентации деятельности муниципальных Учреждений, создания единой типовой нормативной документации по вопросам создания, реорганизации и ликвидации муниципальных Учреждений. ( п. 1.1)

Согласно п.1.2 Положения, муниципальным Учреждением (далее - Учреждение) признается организация, созданная уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования город Тула для осуществления управленческих, социально - культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая из бюджета муниципального образования полностью или частично.

В соответствии с п. 4.1 Положения, решение о реорганизации и ликвидации Учреждения принимается главой администрации города Тулы.

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации города Тулы постановлением № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №» утвердил структуру МУ «», штатное расписание работников указанного муниципального учреждения.

Как следует из преамбулы указанного постановления, данный акт принимается главой администрации города Тулы с целью оптимизации работы МУ «».

Сопоставляя ранее утвержденные структуру и штатное расписание МУ «» и структуру и штатное расписание учреждения после издания указанного постановления, суд приходит к выводу, что в результате издания оспариваемого постановления в учреждении были осуществлены организационно-штатные мероприятия, приведшие к сокращения ряда должностей, в том числе и должности  учреждения, которую на тот момент занимал истец, 4 должностей  учреждения.

Данные выводы суда подтверждаются и изданным во исполнение постановления главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №» приказом начальника МУ «» от ДД.ММ.ГГГГ №, которым были сокращены ряд штатных единиц из штатного расписания учреждения, в том числе и единица .

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что указанное постановление издано главой администрации г. Тулы в пределах предоставленных ему полномочий.

Истец в обоснование доводов о незаконности принятого главой администрации г. Тулы ДД.ММ.ГГГГ постановления № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №», ссылается на нарушение его прав и гарантий как  ( на непостоянной основе).

Проверяя указанные доводы истца, судом установлено следующее.

Приказом начальника МУ «» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был назначен на должность  учреждения.

С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является  на непостоянной основе, а также членом постоянной комиссии . ( Решение  от ДД.ММ.ГГГГ №). Срок полномочий , согласно п.1 ст.36 Устава МО город Тула, составляет период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с постановлением главы администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №», приказом начальника МУ «» от ДД.ММ.ГГГГ № « О сокращении численности и штата» во исполнение ч.1 статьи 180 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были предложены имеющиеся вакантные должности с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа работы по специальности, а также иные вакантные должности, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 согласился занять вакантную должность .

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь были предложены имеющиеся вакантные должности с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа работы по специальности, а также иные вакантные должности, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от вакансий отказался.

Как следует из содержания статьи 165 ТК РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации при исполнении государственных или общественных обязанностей.

Статьёй 170 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Согласно статье 172 ТК РФ гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Таким образом, обязанность работодателя освобождать работника от работы в связи с исполнением последним государственных или общественных обязанностей возникает лишь в том случае, если в соответствии с ТК и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время. При этом работодатель должен обеспечить работнику гарантию в виде сохранения за ним места работы (должности) на время исполнения государственных или общественных обязанностей.

Согласно статье 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.

Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации ( п. 5.1).

Из смысла положений статьи 40 названного Федерального закона как содержащего общую норму, провозглашающую гарантированность условий для беспрепятственного осуществления полномочий  органа местного самоуправления, усматривается, что федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации призваны определить меры охраны прав  как выборных лиц, представляющих интересы многих людей и наделенных правом принимать самые важные решения для муниципального образования и в связи с этим обладающих особым статусом, позволяющим иметь особую защиту со стороны различных органов, в том числе и со стороны самих органов местного самоуправления, в частности представительных.

Согласно пункту "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, в том числе и тех принципов, которые относятся к установлению статуса депутата представительного органа местного самоуправления, включая права, обязанности, гарантии, ответственность и ограничения в связи с осуществлением принадлежащих ему полномочий.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В настоящее время отсутствует специальный федеральный закон, закон субъекта федерации Тульской области, которые регулировали бы вопросы, связанные со статусом  органа местного самоуправления.

Согласно ч.3 статьи ст. 37 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 9 февраля 1997 года, депутат Тульской городской Думы, осуществляющий свою деятельность на непостоянной основе, освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы на время осуществления депутатской деятельности. На этот период за ним сохраняются место работы (должность) и среднемесячный заработок из расчета предельного значения оплаты труда председателя постоянной комиссии Тульской городской Думы, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе. Выплата производится за счет средств бюджета муниципального образования.

Освобождение от работы производится администрацией предприятия, учреждения, организации, с которыми  состоит в трудовых отношениях, на основании официального уведомления представительного органа местного самоуправления.

Как следует из содержания п. 25.1 – 25.4 Положения «О статусе », утвержденного Решением  от ДД.ММ.ГГГГ. №,  временно освобождается от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы для участия в заседаниях , указанных в статье 12 настоящего Положения.( п. 25.1)

Временное освобождение от выполнения производственных или служебных обязанностей производится администрацией предприятия, учреждения, организации, с которой депутат городской Думы состоит в трудовых отношениях, по письменному заявлению депутата на основании официального уведомления главы муниципального образования город Тула - председателя Тульской городской Думы, направленного в соответствии с решением городской Думы. Администрация предприятия, учреждения, организации не имеет права требовать каких-либо других документов. ( п. 25.2)

На период временного освобождения депутата городской Думы от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту его основной работы за депутатом сохраняется место работы (должность). ( п. 25.3)

Срок временного освобождения депутата городской Думы от выполнения производственных или служебных обязанностей по месту основной работы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж или срок службы, стаж работы по специальности. ( п. 25.4)

Таким образом, к числу государственных или общественных обязанностей, выполняемых в рабочее время на основании федеральных законов, относится осуществление депутатских полномочий на непостоянной основе. Оспариваемой нормой, а именно положениями ст. 170 ТК РФ, истцу как  на непостоянной основе предоставлены дополнительные гарантии для защиты своих прав в виде обязанности работодателя освобождать его от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им указанных обязанностей.

Однако указанные нормативно-правовые акты не исключают возможность увольнения по инициативе работодателя  органа муниципального образования в течение всего срока его полномочий.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление не нарушает права, иные охраняемые законом интересы ФИО1

Суд считает необоснованными доводы ФИО1 о необходимости сохранения в структуре и штатном расписании МУ «» должности  с учетом его статуса .

Согласно Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2).

По своей конституционной природе институт выборов представляет собой особую процедуру демократического формирования органов публичной власти и вместе с тем надлежащую форму реализации гражданами своих избирательных прав и тем самым права на участие в управлении делами государства через своих представителей (статья 32, часть 1, Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации закрепляет в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации свободу экономической деятельности (статья 8), которая предопределяет содержание права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1).

Реализация указанных конституционных прав предполагает наделение работодателя рядом правомочий, позволяющих ему в целях эффективного осуществления экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно и под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, касаемые подбора, расстановки и увольнения персонала (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 2002 года N 3-П).

Таким же образом и муниципальное образование наделено полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, решение вопросов об их реорганизации и ликвидации, определение целей, условий и порядка их деятельности.

Осуществляя правовое регулирование трудовых отношений с участием лиц, выполняющих публично-значимые функции, законодатель, руководствуясь необходимостью достижения целей, связанных с обеспечением реализации гражданами конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления, вправе устанавливать определенные ограничения в осуществлении работодателями их прав и экономических свобод, что само по себе не может рассматриваться как нарушение норм Конституции Российской Федерации.

В то же время, соблюдая баланс конституционных прав, свобод и законных интересов обеих сторон трудового договора, являющийся условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве, законодатель обязан соблюдать принцип соразмерности вводимых им ограничений конституционно значимым целям и не допускать искажения существа прав работодателя как стороны соответствующего трудового правоотношения.

Между тем, гарантии, предоставляемые депутатам представительного органа муниципального образования, в том числе в трудовых правоотношениях, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, призваны служить публичным интересам, обеспечивая их повышенную охрану законом именно в силу осуществляемых ими публично-значимых полномочий, ограждая их в соответствующий период от необоснованных преследований и способствуя их беспрепятственной деятельности, их самостоятельности и независимости.

Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично-значимых функций, норма о сохранении за лицом, выполняющим общественно значимые функции, места работы (должности) не исключает возможность проведения организационно-штатных мероприятий, затрагивающих занимаемую им должность.

В ином случае, предоставление  необоснованные по сравнению с другими работниками преимущества, нарушало бы баланс частных и публичных интересов, искажало бы существо принципа свободы труда и в силу этого противоречило бы предписаниям статей 8, 19, 34 (часть 1), 35 (часть 2), 37 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела обстоятельств, свидетельствующих о том, что издание оспариваемого постановления являлось способом оказания давления, преследования либо наказания ФИО1 в связи с исполнением им полномочий

Совместным Постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» в качестве условий для принятия судом решения о признании недействительным ненормативного акта государственного органа, органа местного самоуправления названы одновременно как его несоответствие закону (или иному правовому акту), так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Поскольку постановление от ДД.ММ.ГГГГ № «О структуре и штатном расписании работников МУ «» и признании утратившими силу постановлений администрации города Тулы от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №» принято главой администрации города Тулы в соответствии с законом и в пределах предоставленных ему полномочий, не нарушает гражданских прав и охраняемых законом интересов ФИО1 правовые основания для признания указанного постановления незаконным отсутствуют.

С учетом изложенного суд считает необходимым и возможным в удовлетворении исковых требований ФИО1 об оспаривании постановления главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ № отказать.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

В силу п.1 ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости (п.2 ст. 1101 ГК РФ).

Истец просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 300000 рублей.

Принимая во внимание тот факт, что в ходе судебного разбирательства судом не установлено нарушение прав ФИО1 при издании оспариваемого постановления, суд не находит правовых оснований для удовлетворения и его требований о компенсации морального вреда.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации города Тулы об оспаривании постановления главы администрации г. Тулы, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий