ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4159/2016 от 17.11.2016 Заволжского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело №2-4159/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Тверь 17 ноября 2016 года

Заволжский районный суд города Твери в составе:

председательствующего - судьи Рязанцева В. О.,

при секретаре Унжаковой М. С.,

с участием истца Павлинова Д.Г.,

представителя ответчиков Ликвидационной комиссии ФСКН России, Ликвидационной комиссии УФСКН России по Тверской области – Полякова В. В., действующего на основании доверенностей,

представителя ответчиком МВД России, УМВД России по Тверской области – Чулькиной С. А., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павлинова Д.Г. к Ликвидационной комиссии Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Ликвидационной комиссии Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, Министерству Финансов Российской Федерации о возложении обязанности присвоить очередное специальное звание, возложении обязанности выплатить денежное довольствие,

установил:

Павлинов Д.Г. обратился в Заволжский районный суд г. Твери с иском в котором просит обязать Ликвидационную комиссию ФСКН России присвоить в установленном порядке очередное специальное звание - полковник полиции с ДД.ММ.ГГГГ, обязать Ликвидационную комиссию Управления ФСКН России по Тверской области компенсировать разницу по выплате денежного довольствия, которое должно было быть получено при своевременном присвоении специального звания подполковник полиции.

Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от ДД.ММ.ГГГГ для участия в деле в качестве соответчиков привлечены МВД России, УМВД России по Тверской области, Министерство финансов России.

В обоснование заявленных требований указано, что истец проходит службу в должности начальника управления –начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области.

Приказом Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области от 01.06.2016 года № 1 «Об утверждении состава ликвидационной комиссии» утвержден в качестве члена Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области

На основании приказа ФСКН России от 26 мая 2016 г. № 161 «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 г. № 156» (далее - приказ ФСКН России № 161) сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ освобождены от занимаемых должностей с ДД.ММ.ГГГГ за исключением сотрудников, которые планировались к назначению в состав ликвидационной комиссии.

Приказом Ликвидационной комиссии ФСКН России от 01.06.2016 г. № 1 «Об утверждении председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России» утвержден председатель Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области, а приказом Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № 1 «Об утверждении состава ликвидационной комиссии», утвержден состав ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области, в соответствии с занимаемыми должностями согласно штатного расписания Управления ФСКН России по Тверской области.

Исходя из выше изложенного, следует, что сотрудники, включенные в состав Ликвидационных комиссий ФСКН России, продолжают проходить службу в органах наркоконтроля до окончания ликвидационных мероприятий без освобождения от занимаемых должностей.

В соответствии с п. 39, 52, 54, 55 Положения о прохождении службы Председателем Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области было подготовлено и направлено в установленные сроки на имя Председателя Ликвидационной комиссии ФСКН России представление к присвоению истцу очередного специального звания - полковник полиции, с ДД.ММ.ГГГГ, которое было оставлено без рассмотрения.

Срок выслуги в специальном звании - подполковник полиции на дату присвоения очередного специального звания составил – 05 лет 00 месяцев 00 дней.

Никаких законных оснований для задержки присвоения очередного специального звания не имелось.

Однако с ДД.ММ.ГГГГ очередное специальное звание - полковник полиции истцу присвоено не было.

Из разъяснений, изложенных в письме Председателя ликвидационной комиссии ФСКН России от 22.06.2016 № 33-427 «О полномочиях по присвоению очередных специальных званий» следует, что правовых оснований для присвоения председателем ликвидационной комиссии ФСКН России очередных специальных званий членам ликвидационной комиссии ФСКН России и ликвидационных комиссий её территориальных органов не имеется, в связи, с чем представления к присвоению очередных специальных званий реализации не подлежат. Так как очередное специальное звание присваивается сотруднику, замещающему конкретную должность в органах наркоконтроля, а сотрудники, включенные в состав ликвидационной комиссии продолжают числиться по ранее занимаемым должностям в целях обеспечения их денежным довольствием. Кроме того, должность «член ликвидационной комиссии территориального органа ФСКН России» в Перечне должностей, замещаемых лицами рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и соответствующим этим должностям специальных званий, утвержденном приказом ФСКН России от 17 ноября 2015 г. № 416 дсп (далее - приказ ФСКН России № 416), не поименована, в связи с чем, установить соответствие статуса члена ликвидационной комиссии какому-либо специальному званию, не представляется возможным. В том числе председатель ликвидационной комиссии ФСКН России не наделён полномочиями по присвоению очередных специальных званий.

Данные утверждения, считает неверно истолкованными, а право на присвоение очередного специального звания - полковник полиции, нарушенным.

Так, в соответствии с приказом ФСКН России , истец не был освобожден с ДД.ММ.ГГГГ от занимаемой должности – помощника начальника управления –начальника отдела кадров и воспитательной работы Управления ФСКН России по Тверской области, и по настоящее время исполняет обязанности по этой должности в соответствии с должностной инструкцией в полном объеме в составе ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области.

В соответствии с приказом ФСКН России должность помощника начальника управления –начальника отдела кадров и воспитательной работы в составе территориального органа ФСКН России соответствует специальному званию полковник полиции. На основании данного приказа в Управлении ФСКН России по Тверской области разработано и утверждено Директором ФСКН России штатное расписание Управления ФСКН России по Тверской области, в котором должность помощника начальника управления –начальника отдела кадров и воспитательной работы так же соответствует специальному званию полковник полиции.

В соответствии с п.п. «е» п. 4 Распоряжения № 1026-р Председателю Ликвидационной комиссии ФСКН России предписывается принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении сотрудников упраздняемой ФСКН России.

Поэтому, полагает, что для присвоения очередного специального звания полковник полиции с ДД.ММ.ГГГГ были все основания.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования, обосновав указанными выше доводами.

В судебном заседании представитель ответчиков Ликвидационной комиссии ФСКН России, Ликвидационной комиссии УФСКН России по Тверской области возражал относительно заявленных требований, поддержал доводы изложенные в письменном отзыве из которого следует, что в соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ № 156) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) упразднена.

Пунктом 2 Указа № 156 функции и полномочия упраздняемой ФСКН России, а также штатная численность переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

Вопросы присвоения специальных званий регулировались Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05.06.2003 года № 613, согласно которому специальное звание присваивается сотруднику последовательно, при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании (пункт 39).

Таким образом, специальные звания присваиваются сотрудникам, замещающим конкретные должности в органах наркоконтроля исключительно директором ФСКН России.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 и пункт 5 Указа Президента Российской Федерации от 05.06.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» сотрудники, федеральные государственные гражданские служащие и работники органов наркоконтроля продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией Указа № 156, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Данная позиция ликвидационной комиссии ФСКН России подтверждается письмом Администрации Президента Российской Федерации от 20.05.2016 года № А71-5897.

ФСКН России, как федеральный орган исполнительной власти в котором проходят службу сотрудники, имеющие специальные звания упразднен.

В целях реализации Указа № 156 Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 26.05.2016 года № 1026-р (далее - Распоряжение № 1026-р) в соответствии с которым созданы ликвидационная комиссия ФСКН России и ликвидационные комиссии территориальных органов ФСКН России и с ДД.ММ.ГГГГ проводится комплекс ликвидационных мероприятий, связанных с упразднением ФСКН России.

На основании законодательных, иных нормативных правовых актов Российской Федерации ликвидационная комиссия юридического лица - это особый орган ликвидируемого юридического лица, который с момента назначения в установленном порядке осуществляет полномочия по управлению его делами, выступает от его имени в суде, в том числе в качестве ответчика (статья 62 Гражданского кодекса Российской Федерации).

При создании ликвидационной комиссии ФСКН России (территориального органа ФСКН России) не предусмотрено утверждение ее штата, должностей, соответствие этим должностям специальных званий, что подтверждается пунктом 2 Распоряжения № 1026-р, в соответствии с которым председатель ЛК ФСКН России утвержден без указания предыдущей его должности и специального звания.

При этом перечень исполняемых сотрудниками в качестве членов ликвидационных комиссий должностных обязанностей определяется исходя из задач и функций деятельности ликвидационной комиссии ФСКН России (ее территориального органа).

Это подтверждается пунктом 5 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 года № 1026-р, в соответствии с которым Министерству финансов России поручено предусмотреть исключительно финансирование мероприятий по реализации данного распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами ФСКН России, сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФСКН России и ее территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям, а также по обеспечению их деятельности до завершения ликвидационных мероприятий.

Причем, присвоение специальных званий сотрудникам, а также назначение на должности к числу социальных гарантий законом не отнесено.

Кроме того, Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» четко определяет полномочия ЛК ФСКН России в соответствии с которыми ликвидационные комиссии наделены полномочиями исключительно по изменению основания увольнения сотрудников органов наркоконтроля.

Председатель ЛК ФСКН России реализует права, предоставленные законодательством Российской Федерации ему в качестве руководителя юридического лица. При этом правами руководителя упразднённого федерального органа исполнительной власти (ФСКН России) он не наделен.

Таким образом, председатель ЛК ФСКН России не наделен полномочиями по присвоению очередных специальных званий.

В судебном заседании представитель ответчиков МВД России, УМВД России по Тверской области возражала относительно заявленных требований указав, что Министерство и Управление являются ненадлежащими ответчиками по настоящему спору, поскольку в трудовых отношениях с истцом не состояли, полномочиями по присвоению специальных званий членам ликвидационной комиссии ФСКН России не наделены.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства финансов РФ не явился, извещен надлежащим образом

Судом определено рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Министерства финансов РФ

Выслушав мнение лиц участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Судом установлено, что приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ Павлинову Д.Г. с ДД.ММ.ГГГГ присвоено очередное специальное звание подполковник полиции.

Приказом УФСКН России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ Павлинов Д.Г. назначен на должность помощника начальника управления –начальника отдела кадров и воспитательной работы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (деле указ №156) Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена, ее функции переданы МВД России.

В соответствии с п. 5 завершение проведения организационно-штатных мероприятий, связанных с реализацией данного Указа предписывалось завершить до ДД.ММ.ГГГГ

Во исполнение Указа №156 Правительством РФ издано Распоряжение №1026-р от 26.05.2016 года, согласно п. 3 которого ликвидационные мероприятия по упразднению ФСКН должны быть завершены до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

На основании п. 4 Указа №156 сотрудники ФСКН России продолжают исполнять возложенные на них обязанности до завершения мероприятий, предусмотренных настоящим Указом.

На основании приказа ФСКН России от 26.05.2016 года № 161 «Об исполнении Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ освобождены от занимаемых должностей с ДД.ММ.ГГГГ, за исключением сотрудников, которые планировались к назначению в состав ликвидационной комиссии.

Приказом Ликвидационной комиссии ФСКН России от 01.06.2016 г. № 1 «Об утверждении председателей ликвидационных комиссий территориальных органов ФСКН России» утвержден председатель Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области.

Приказом Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области от 01.06.2016 года № 1 «Об утверждении состава ликвидационной комиссии», утвержден состав ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области, в соответствии с занимаемыми должностями согласно штатного расписания Управления ФСКН России по Тверской области.

Истец приказом Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области от 01.06.2016 г. № 1 «Об утверждении состава ликвидационной комиссии» утвержден в качестве члена Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области.

Как следует из указанного приказа, состав Ликвидационной комиссии УФСКН России по Тверской области утвержден в соответствии с занимаемыми должностями согласно штатного расписания Управления.

На основании п.п. «р» п. 10 Регламента работы Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области, утвержденного приказом Ликвидационной комиссии ФСКН России по Тверской области от 14.06.2016 года № 2 Ликвидационная комиссия обеспечивает исполнение в отношении сотрудников, включенных в установленном порядке в состав Ликвидационной комиссии, условий, предусмотренных Положением о прохождении службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 г. № 613, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ФСКН России, определяющими порядок прохождения службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе связанных с выплатой им денежного довольствия.

Порядок присвоения специальных званий сотрудникам ФСКН регламентирован Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (утв. Указом Президента РФ от 05.06.2003 года №613 «О службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ») (далее Положение).

В соответствии с п. 39 Положения специальное звание присваивается сотруднику последовательно, при соответствии указанного звания занимаемой должности и по истечении установленного срока выслуги в предыдущем специальном звании.

Пунктом 52 указанного Положения установлены сроки выслуги в специальных званиях младшего, среднего и старшего начальствующего состава, срок выслуги в специальном звании «подполковник» составляет 5 лет.

Согласно п. 55 Положения очередное специальное звание, соответствующее занимаемой должности, присваивается сотруднику в день истечения срока его службы в предыдущем звании.

Очередное специальное звание в установленный срок истцу присвоено не было.

При этом, ответчик ссылается на разъяснение председателя Ликвидационной комиссии ФСКН России изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Указом Президента РФ №156 все сотрудники ФСКН были освобождены от занимаемых должностей. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1026-р от 26.05.2016 года для проведения комплекса ликвидационных мероприятий, в связи с упразднением ФСКН России были созданы ликвидационные комиссии. В соответствии с п. 4 Распоряжения Правительства №1026-р от 26.05.2016 года определены полномочия председателя ликвидационной комиссии, при этом полномочия по присвоению специальных званий не предусмотрено. Также ответчик исходил из того, что очередное специальное звание присваивается сотруднику, замещающему конкретную должность в органах наркоконтроля. Вместе с тем, при создании ликвидационной комиссии ФСКН России не предусмотрено утверждение ее штата, члены комиссии продолжают оставаться числящимися по ранее замещаемым должностям в целях обеспечения их денежным довольствием и предоставлением социальных гарантий. Перечень исполняемых членами ликвидационной комиссии должностных обязанностей определяется не в соответствии с должностью, по которой осуществляется денежное довольствие, а исходя из поставленных задач перед ликвидационной комиссии и реализуемых ими в этой связи функций, должностные обязанности членов ликвидационной комиссии после 01.06.2016 года определены не должностной инструкцией, а регламентом работы ликвидационной комиссии. В связи с чем, должность «члена ликвидационной комиссии ФСКН России или его территориального органа» в Перечне должностей и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденным приказом ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ не поименована, в связи с чем не представляется возможным установить соответствие статуса члена ликвидационной комиссии какому-либо специальному званию. Также ответчик указывал, что финансирование ликвидационных мероприятий, предусмотрено только в части сохранения денежного довольствия и социальных гарантий сотрудникам упраздняемой ФСКН России, включенным в состав ликвидационной комиссии, при этом, присвоение специальных званий к числу социальных гарантий законом не отнесено.

Суд, не соглашается с позицией ответчика по следующим основаниям.

Исходя из анализа обстоятельств установленных в ходе рассмотрения гражданского дела суд приходит к выводу, что сотрудники, включенные в состав Ликвидационных комиссий ФСКН России и территориальных органов, продолжают проходить службу в органах наркоконтроля до окончания ликвидационных мероприятий без освобождения от занимаемых должностей до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, имеют право на соблюдение в отношении них всех гарантий, установленных в том числе и Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденным.

Таким образом, оснований для не присвоения истцу специального очередного звания – «полковник полиции» при наличии на то законных оснований, не имеется, в связи с чем требования о возложении на ответчика Ликвидационную комиссию ФСКН России обязанности по присвоению такого звания подлежат удовлетворению.

В соответствии с п. 4 Распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 года №1026-р обязанность по принятию мер по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством РФ в отношении сотрудников, федеральных государственных служащих и работников, упраздняемой ФСКН России, возложена на Председателя Ликвидационной комиссии.

Регламентом работы ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области (утв. приказом председателя Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России по Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ), предусмотрена обязанность ликвидационной комиссии обеспечивать исполнение в отношении сотрудников, гражданских служащих, работников Управления, включенных в состав ликвидационной комиссии, условий предусмотренных в том числе и Положением о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которым регламентировано присвоение специальных званий.

В связи с чем, доводы стороны ответчиков о том, что полномочия по присвоению специальных званий Ликвидационным комиссиям не предоставлены, суд находит несостоятельными.

Не состоятелен и довод стороны ответчика относительно того, что финансирование предусмотрено только в рамках сохранения денежного довольствия и социальных гарантий сотрудникам, включенным в состав ликвидационной комиссии, поскольку специальное звание является, в том числе, и основанием для получения социальных гарантий.

Учитывая, что требование истца о возложении обязанности присвоить специальное звание удовлетворено, подлежит удовлетворению так же и требование о возложении на ответчика Ликвидационную комиссию УФСКН России по Тверской области произвести перерасчет с учетом специального звания – подполковник полиции.

При этом суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований к МВД России, УМВД России по Тверской области, Министерству финансов России, поскольку указанные лица являются ненадлежащими ответчиками по данному спору.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Павлинова Д,Г, – удовлетворить в части.

Обязать ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков присвоить Павлинову Д,Г, очередное специальное звание «полковник полиции» с ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Ликвидационную комиссию Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Тверской области компенсировать Павлинову Д.Г. разницу по выплате денежного довольствия, которое должно быть получено Павлиновым Д,Г, при присвоении специального звания «полковник полиции» ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении требований к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Тверской области, Министерству Финансов Российской Федерации – отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Заволжский районный суд г. Твери в течение одного месяца со дня изготовления в окончательном виде.

Судья В. О. Рязанцев

Мотивированное решение изготовлено 21.11.2016 года