РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 06 июня 2013 года г.Лангепас Лангепасский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Пашинцева А.В., при секретаре Зайцевой М.В., с участием: истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, представителя истцов ФИО4, действующего на основании доверенности от <дата>. <...> и ордера <...> от <дата>., представителей ответчика ФИО5, доверенность <...> от <дата>, ФИО6, доверенность <...> от <дата>., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <...> по иску ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО9 к Государственному предприятию ХМАО-Югры «Северавтодор» о признании незаконными действий по установлению размера тарифной ставки и возложении обязанности внести изменения в трудовые договоры, установил: Истцы обратились в суд с иском к Государственному предприятию Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Северавтодор» (в дальнейшем по тексту ГП ХМАО-Югры «Северавтодор») о признании незаконными действий работодателя по установлению размера тарифной ставки и возложении обязанности внести изменения в трудовые договоры, ссылаясь на то, что они работают в филиале №2 ГП ХМАО-Югры «Северавтодор» ФИО3 и ФИО1 в должности машинистов погрузчика, ФИО8 и ФИО2 в должности трактористов, ФИО7 и ФИО9 в должности водителей автомобиля. Начисление заработной платы производится работодателем с грубым нарушением действующего законодательства и локальных актов. В частности, работодателем была установлена заниженная тарифная ставка, а также неверно исчислялись составные заработной платы, а именно: доплата за работу во вредных условиях труда и доплата в виде коэффициента трудового участия. Согласно ст. 45-46 ТК РФ социально-трудовые отношения, в том числе и размер оплаты труда могут устанавливаться Отраслевыми соглашениями. Для организаций дорожного хозяйства 13.03.2008г. было принято «Федеральное отраслевое Соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010годы», утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Ассоциацией дорожных проектно-изыскательных организаций «РОДОС». Соглашением от 28.12.2010г. действие вышеуказанного отраслевого Соглашения продлено на 2011-2013 годы. Согласно п.3.1. указанного Соглашения базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 01.01. 2011 г. в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В организациях, где повышение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда требует осуществления необходимых организационных мероприятий, допускается поэтапное введение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда (с учетом индексации в соответствии с пунктом 3.2 настоящего Соглашения). Этапы (сроки) введения минимальных гарантий устанавливаются в отраслевых региональных тарифных соглашениях, а при их отсутствии - в коллективных договорах предприятий. Общая продолжительность этапов не может превышать 1 года со дня введения в действие настоящего Федерального отраслевого соглашения. Согласно п. 3.2 Соглашения пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1 разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте РФ 110 % и более, но не реже, чем один раз в год. То есть с 01.01.2013 г. тарифная ставки истцов должна быть пересмотрена (увеличена) работодателем и установлена исходя из требований отраслевого Соглашения. По состоянию на 01.01.2013г. прожиточный минимум трудоспособного населения в ХМАО-Югре был установлен в размере 10 254 рублей (Постановление Правительства ХМАО-Югры от 02.11.2012 г. № 432-п.). Таким образом, тарифная ставка рабочего 1-го разряда с 01.01.2013г. должна была быть установлена в размере 71,83 рублей в час. ФИО8, ФИО3, ФИО1 с 01.01.2013 г. должна быть установлена тарифная ставка в размере 101, 07 рублей в час (6-й разряд), ФИО7, ФИО2, ФИО9 с 01.01.2013 г. должна быть установлена тарифная ставка в размере 91, 08 рублей в час (5-й разряд). ФИО9 с 22.02.2013 г. должна быть установлена тарифная ставка в размере 82,03 рублей в час (4-й разряд). В связи с незаконными действиями работодателя истцам была недоплачена заработная плата за январь-март 2013 г.: ФИО7 – 183 994, 37, ФИО8 – 164 272, 13 рублей, ФИО3 – 186 764, 33 рублей, ФИО2 – 169 389, 28 рублей, ФИО1 – 173 744, 70 рублей, ФИО9 – 164 064, 07 рублей. В трудовых договорах, заключенных между истцами и ответчиком тарифная ставка указана в меньшем размере, чем это предусмотрено отраслевым Соглашением, в связи с чем, необходимо внесение изменений в соответствующие пункты трудовых договоров с истцами. Просят суд признать незаконными действия работодателя по установлению размера тарифной ставки и возложить на ответчика обязанность внести изменения в трудовые договоры. По определению суда от <дата> исковые требования о признании незаконными действий ответчика по исчислению доплат за работу во вредных условиях труда, доплаты в виде коэффициента трудового участия, взыскании недоплаченной заработной платы, судебных расходов, выделены в отдельное производство. Истцы ФИО7, ФИО8, ФИО9 в своих заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием представителя ФИО4 По определению суда дело рассмотрено в отсутствие истцов ФИО7, ФИО8, ФИО9, в силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ. В судебном заседании истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 и их представитель ФИО4 поддержали исковые требования, ссылаясь на доводы и основания, изложенные в иске. Представитель ответчика ФИО5 исковые требования не признала, указав, что истцы неверно трактуют нормы действующего законодательства при определении тарифной ставки рабочего первого разряда, рассчитывая ее в размере 71,83 руб./час. Ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 05.04.2013 №24-оз «О потребительской корзине и порядке установления величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» устанавливает порядок определения величины прожиточного минимума на основе потребительской корзины и расходов по обязательным платежам и сборам. Те же положения установлены и в ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-Ф3 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий (П. 4 ст. 3 Федерального Закона от 24.10.1997 №134-Ф3). Таким образом, при определении прожиточного минимума в ХМАО учтены стоимостные оценки потребительской корзины с учетом природно-климатических условий и расходы по обязательным платежам и сборам с учетом районного регулирования. Следовательно, часовая тарифная ставка для рабочего первого разряда, определенная исходя из величины прожиточного минимума в ХМАО-Югре включает в себя районное регулирование. Их позиция нашла свое отражение в письме Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры <...> от <дата>. Указывает ГП «Северавтодор» является государственным унитарным предприятием и постоянным подрядчиком, выполняющим работы по ремонту, содержанию автомобильных дорог федерального и регионального значения. При заключении предприятием государственных контрактов Региональная служба по тарифам устанавливает начальную (максимальную) цену контракта, которая определяется в соответствии с МДС 83-1-99. «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных ремонтно-строительных организаций» и Федеральным отраслевым соглашением по строительству и промышленности строительных материалов Российской Федерации на 2011-2013 г. Письмом <...> от <дата>. Региональная служба по тарифам подтвердила, что определении расходов на оплату труда на основе тарифных ставок, установленных с учетом величины прожиточного минимума, дополнительно районный коэффициент и северная надбавка не учитываются. Необоснованное удваивание заработной платы в части указанных надбавок не предусмотрено экономической стоимостью этих работ, не финансируется, противоречит п.1.6. Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 г.г. является убыточным для любого субъекта предпринимательской деятельности. Индивидуальное изменение тарифной ставки, установленной локальным актом работодателя, не является обоснованным. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в совокупности доказательства, суд приходит к следующему выводу. Установлено судом и не оспаривалось представителями ответчика, что истцы состоят в трудовых отношениях с ГП ХМАО-Югры «Северавтодор», осуществляют трудовую деятельность во 2 филиале. Как следует из трудовых договоров и дополнительных соглашений к ним, заключенных с истцами, ФИО9 работает водителем 3 класса, ФИО3 работает машинистом погрузочной машины 6 разряда, ФИО7 водителем 3 класса, ФИО8 трактористом 6 разряда, ФИО1 работает машинистом погрузочной машины 6 разряда, ФИО10 трактористом 5 разряда. Из Положения об оплате труда работников филиалов ГП «Северавтодор», утвержденного генеральным директором ФИО11 30 октября 2012 года, следует, что оно разработано в целях совершенствования и стимулирования труда в соответствии с Трудовым Кодексом РФ и на основании Федерального отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству, заключенному между Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и Российской ассоциацией подрядных организаций в дорожном хозяйстве «АСПОР». Таким образом, ответчиком не оспаривается и подтверждается локальным актом об оплате труда, что Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству распространяется на работодателя ГП «Северавтодор». Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы (далее - Соглашение), вступившее в силу с 1 января 2008 года и действующее по 31 декабря 2013 года, заключено на основании Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27 ноября 2002 г. №156-ФЗ «Об объединениях работодателей», Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2008-2010 годы, других нормативных правовых актов. Соглашением от 28.12.2010 г. действие Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2008-2010 годы продлено на 2011-2013 годы. Данное Соглашение устанавливает общие условия оплаты и охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности. Соглашение является правовым актом и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется. Региональные и иные отраслевые соглашения, коллективные договоры и трудовые договоры в организациях, независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности, не могут ухудшать социально-экономическое положение работников по сравнению с положениями настоящего Соглашения. Согласно п. 3.1. Федерального отраслевого соглашения по дорожному хозяйству базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях дорожного хозяйства при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2011 года в размере не ниже 1,15 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. В организациях, где повышение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда требует осуществления необходимых организационных мероприятий, допускается поэтапное введение размера тарифной ставки рабочих 1 разряда (с учетом индексации в соответствии с пунктом 3.2. настоящего соглашения). Этапы (сроки) введения минимальных гарантий устанавливаются в отраслевых региональных тарифных соглашениях, а при их отсутствии в коллективных договорах предприятий. Общая продолжительность этапов не может превышать 1 года со дня введения в действие настоящего Федерального отраслевого соглашения. Пересмотр (увеличение) размера минимальной тарифной ставки рабочих 1-го разряда осуществляется при достижении индекса потребительских цен на товары и услуги в соответствующем субъекте Российской Федерации 110% и более, но не реже чем один раз в год (п.3.2). Таким образом, не позднее 01.01.2013 г. ответчик обязан установить тарифную ставку работникам в соответствии с Федеральным отраслевым соглашением. Согласно абз.9 п.3.6 указанного Федерального отраслевого соглашения оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится с применением коэффициента на фактический заработок без ограничения его предельного размера и учитываются во всех случаях исчисления среднего заработка. В связи с чем, доводы ответчика о том, что часовая тарифная ставка для рабочего первого разряда, определенная исходя из величины прожиточного минимума в ХМАО-Югре, включает процентную надбавку и районный коэффициент, признаются судом несостоятельными. Постановлением Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 02.11.2012 г. N 432-п «Об установлении величины прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» величина прожиточного минимума для трудоспособного населения составляет 10 254 рублей. Истцы просят установить тарифную ставку из расчета прожиточного минимума за 3 квартал, 2012 г. в связи с тем, что прожиточный минимум на 4 квартал 2012 г. установлен постановлением Правительства 24.01.2013 г. В соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой профессий "Водитель автомобиля" (утв. постановлением Минтруда РФ от 10.11.1992 г. № 31) водителям, управляющих грузовыми машинами всех типов, грузоподъемностью свыше 10 до 40 тонн производится оплата по 5 разряду. Как установлено в судебном заседании истцу ФИО7 производится оплата по 5 разряду. Истцу ФИО9 оплата по 5 разряду производилась до 21.02.2013 г., с 22.02.2013 г. ему производится оплата по 4 разряду. Истцам ФИО8, работающему трактористом 6 разряда, ФИО1, ФИО3 работающим машинистами 6 разряда следует применить почасовую тарифную ставку 101, 07 рублей из расчета: 10 254 х 1,15 (в соответствии с п. 3.1 Соглашения) х 1, 407 (в соответствии с приложением № 1 к Федеральному соглашению, применение данного коэффициента ответчиком не оспаривается) : 164, 16 (среднемесячное количество часов). ФИО7, ФИО9, работающим водителями 3 класса, ФИО2, работающему трактористом 5 разряда следует применить почасовую тарифную ставку 91,08 рублей из расчета: 10 254 х 1,15 х 1, 268 : 164,16. Истцу ФИО9 с 22.02.2013 г. следует применить почасовую тарифную ставку 82, 03 рублей в час из следующего расчета: 10 254 х 1,15 х 1, 142 : 164,16. При таких обстоятельствах, тарифные ставки в размере 37,56 рублей в час для рабочих 4 разряда, 41, 71 рублей в час для рабочих 5 разряда, 46, 28 рублей в час для рабочих 6 разряда была установлена истцам в нарушение требований статей 45, 135 ТК РФ, а также п.п. 3.1 и 3.2, 3.6 вышеуказанного Соглашения, вследствие чего, доводы истцов и их представителя о занижении тарифных ставок ответчиком являются обоснованными. Кроме того, доводы ответчика о том, что размер прожиточного минимума, установленный постановлением губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, уже включает в себя районное регулирование (районный коэффициент и процентные надбавки), и поэтому при его расчете тарифной ставки следует исключить компенсационные выплаты из величины прожиточного минимума, не может быть принят судом. В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации; других установленных федеральным законом целей. Из смысла ст. 315 ТК РФ следует, что применение районных коэффициентов и процентных надбавок в районах Крайнего севера и приравненных к ним местностях связано непосредственно с оплатой труда, а не с уровнем потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, регулирование которых имеет иную правовую природу не связанную с оплатой труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Учет природно-климатических условий при установлении стоимости потребительской корзины осуществляется в связи с наличием объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в различных субъектах Российской Федерации. В соответствии со ст. 57 ТК РФ обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты). Поскольку судом удовлетворены требования истцов о признании незаконными действий работодателя по установлению размера тарифной ставки, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истцов о возложении на ответчика обязанности внести изменения в трудовые договоры, заключенные с истцами, установив с 01.01.2013 г. часовую тарифную ставку в размере 101, 07 рублей ФИО8, ФИО3, ФИО1, тарифную ставку в размере 91, 08 рублей в час ФИО7, ФИО2, ФИО9, а с 22.02.2013 г. ФИО9 – в размере 82, 03 рублей. В силу ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика. Учитывая, что истцы на основании ст. 336 ч.1 п.3 Налогового Кодекса РФ освобождены от уплаты госпошлины по данному иску, а также с учетом удовлетворенных требований истцов госпошлина должна быть взыскана с ответчика в размере 2 400 рублей. На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд РЕШИЛ: Исковые требования ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО9 удовлетворить. Признать незаконными действия Государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Северавтодор» по установлению размера тарифной ставки с 01.01.2013г. работникам филиала №2 ГП «Северавтодор» ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО9. Обязать Государственное предприятие Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Северавтодор» внести изменения в трудовые договоры, заключенные с ФИО7, ФИО8, ФИО3, ФИО2, ФИО1, ФИО9, установив с 01 января 2013 года часовую тарифную ставку в размере 101 рубль 07 копеек в час ФИО8, ФИО3, ФИО1, тарифную ставку в размере 91 рубль 08 копеек в час ФИО7, ФИО2, ФИО9, а с 22.02.2013г. ФИО9 тарифную ставку в размере 82 рубля 03 копейки в час. Взыскать с Государственного предприятия Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Северавтодор» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 400 (две тысячи четыреста) рублей. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий Пашинцев А.В. |