ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-415/14 от 14.08.2014 Коношского районного суда (Архангельская область)

Мотивированное решение изготовлено 14 августа 2014 года.Дело №2-415/14                                        РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации    11 августа 2014 года                                                               пос. Коноша

 Коношский районный суд Архангельской области в составе:

 председательствующего - Якшиной Е.Н.,

 при секретаре - Фафуриной Н.И.,

 с участием помощника прокурора Коношского района Архангельской области Сисина Д.М.,

 заявителя Мальцева Н.И.,

 представителя заявителя Безденежных А.Н.,

 заинтересованного лица Кринина А.В.,

 представителя Коношской избирательной территориальной комиссии Забалуевой О.В.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению кандидата на должность главы муниципального образования «Коношское» Мальцева Н.И. об отмене постановления Коношской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы муниципального образования «Коношское»,

 УСТАНОВИЛ:

 Мальцев Н.И., являющийся зарегистрированным кандидатом на должность главы муниципального образования «Коношское», обратился в суд с заявлением об отмене постановления Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы МО «Коношское».

 В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ Кринин А.В. зарегистрирован кандидатом на должность главы МО «Коношское». У кандидата имеется профессиональное образование и о нем он указывает в заявлении о согласии баллотироваться, значит, кандидат должен в обязательном порядке указать в заявлении и квалификацию, согласно документа о профессиональном образовании. Однако Кринин А.В. нарушил требования закона и не сообщил в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы МО «Коношское» обязательные сведения, а именно не указал квалификацию в соответствии с документом о профессиональном образовании. Наличие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований законодательства, в том числе п.1 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а именно отсутствие в документах сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статья 33 настоящего вышеуказанного закона, являлось для Коношской ТИК основанием для отказа в регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы МО «Коношское».

 Заявитель Мальцев Н.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме и сослался на доводы, изложенные в своем заявлении. Дополнил, что об отсутствии в заявлении Кринина А.В. о согласии баллотироваться на должность главы МО «Коношское» указания на квалификацию, узнал из разговора К.А., доверенного лица кандидата Кринина А.В., который он услышал, когда ожидал своей очереди для подачи документов в Коношскую ТИК.

 Представитель заявителя Безденежных А.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме. Пояснил, что решение Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации кандидата на должность главы МО «Коношское» Кринина А.В. принято избирательной комиссией, несмотря на то, что были основания для отказа в регистрации, а именно в нарушение п.2 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ) Кринин А.В. в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы МО «Коношское» не указал квалификацию в соответствии с документом о профессиональном образовании. Также привел понятие слова «квалификация» в соответствии с толковыми словарями Ефремовой, Кузнецова, Ожегова Дмитриева и Большой советской энциклопедией. Просил отменить постановления Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы МО «Коношское».

 Заинтересованное лицо - Кринин А.В. в судебном заседании пояснил, что заявленные требования не признает, и указал, что в удовлетворении заявления Мальцева Н.И. необходимо отказать, поскольку постановление Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ вынесено законно и обоснованно. Требования Мальцева Н.И. основаны на неправильном понимании норм материального права. В соответствии с ч.2 ст. 33 Федерального закона №67-ФЗ, в заявлении о самовыдвижении кандидата, наряду с другими сведениями, должны быть указаны «сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации». При представлении документов для уведомления Коношской ТИК о выдвижении себя кандидатом, им было представлено заявление, в котором указаны сведения о профессиональном образовании согласно ч.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, а именно: указано, что он имеет высшее профессиональное образование; организация, осуществляющая образовательную деятельность - Московская государственная юридическая академия, филиал МГЮА в г.Вологде; год ее окончания - 2002; указаны реквизиты диплома - документа об образовании и о квалификации - <данные изъяты>. В Коношскую ТИК представлена копия диплома, как документа, подтверждающего указанные в заявлении сведения об образовании. Обязательными для указания в заявлении о самовыдвижении кандидата являются «реквизиты документа об образовании и о квалификации», а не «квалификация» как самостоятельное сведение. Тем не менее, сведения о его квалификации присутствуют в представленной им копии диплома. Дополнил, что в представленном в суд заявлении Мальцев Н.И. не указал из каких источников ему стали известны факты и обстоятельства, на которые он ссылается. Мальцев Н.И. не воспользовался установленной законом возможностью назначить члена Коношской ТИК с правом совещательного голоса. Мальцев Н.И., как зарегистрированный кандидат на должность главы МО «Коношское», не имел права ознакомиться с документами, представленными другим кандидатом для уведомления о выдвижении и для регистрации. Таким образом, в установленном законом порядке Мальцев Н.И. не мог получить сведения, содержащиеся в его заявлении о самовыдвижении.

 Представитель Коношской ТИК Забалуева О.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что по результатам заключения рабочей группы о проверке документов и сведений, представленных для выдвижения и регистрации кандидата на должность главы МО «Коношское» Кринина А.В. оснований для отказа в регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы МО «Коношское» не было выявлено. Считает, что в заявлении кандидата о согласии баллотироваться на должность главы МО «Коношское» в строке «сведения о профессиональном образовании» указание квалификации не требуется. Подстрочник требует только указание серии и номера документа об образовании и о квалификации.

 Выслушав объяснения заявителя Мальцева Н.И., представителя заявителя Безденежных А.Н., представителя Коношской ТИК Забалуеву О.В., заинтересованное лицо Кринина А.В., заключение прокурора, изучив материалы дела и оценив их в совокупности с иными имеющими в деле доказательствами, суд не находит оснований для удовлетворения заявления Мальцева Н.И. исходя из следующего.

 В соответствии с п.1 ст.259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

 Согласно п.5 ст.75 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон №67-ФЗ) в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

 В силу п.1 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

 Пунктом 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

 В соответствии с п.п. «в.1, в.2» п.24 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

 отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;

 наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;

 отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

 В соответствии с п.п.3.1 части 6 статьи 46 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» от 08.11.2006г. №268-13-ОЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются: отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, документов, необходимых в соответствии с настоящим законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен решаться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации, документов оформленных с нарушением требований настоящего закона является основанием для отказа в регистрации.

 Как следует из материалов дела, решением двенадцатой сессии Муниципального Совета МО «Коношское» № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы Главы муниципального образования «Коношское» на ДД.ММ.ГГГГ. Данное решение опубликовано в официальном издании - Коношская районная общественно-политическая газета «Коношский курьер» от ДД.ММ.ГГГГ.

 Постановлением избирательной комиссии Архангельской области № от ДД.ММ.ГГГГ на Коношскую ТИК возложены полномочия избирательной комиссии муниципального образования «Коношское».

 Заявитель Мальцев Н.И. является зарегистрированным кандидатом на должность главы МО «Коношское», что подтверждается постановлением Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ.

 ДД.ММ.ГГГГ в Коношскую ТИК обратился Кринин А.В. с заявлением о своем намерении баллотироваться на должность Главы МО «Коношское».

 В данном заявлении Крининым А.В. в графе сведения о профессиональном образовании указано: «Высшее профессиональное, Московская государственная юридическая академия, филиал МГЮА в г.Вологде», также указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность - «2002 год» и серия и номер документа об образовании и о квалификации - «<данные изъяты>».

 ДД.ММ.ГГГГ Коношской ТИК Кринину А.В. выдано подтверждение о приеме заявления о согласии баллотироваться и других документов: копия паспорта, сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе; копия документа об образовании; копия документа об основном месте работы, о занимаемой должности.

 Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Коношской ТИК от Кринина А.В. были приняты дополнительные документы, в соответствии с действующим законодательством.

 Согласно заключению рабочей группы Коношской ТИК по приему и проверки документов от ДД.ММ.ГГГГ, порядок выдвижения Кринина А.В. соответствует требованиям законодательства и не усматривается оснований для отказа в регистрации Кринина А.В. кандидатом на главу МО «Коношское».

 В соответствии с постановлением Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ Кринин А.В. зарегистрирован в качестве кандидата на должность главы МО «Коношское» (опубликованного в районной газете «Коношский курьер» № (11090) от ДД.ММ.ГГГГ.

 Оспаривая постановления Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы МО «Коношское», заявитель Мальцев Н.И. и представитель заявителя Безденежных А.Н. ссылаются на то, что Кринин А.В. нарушил требования п.2 ст.33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не сообщив в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы МО «Коношское» обязательные сведения, а именно не указал квалификацию в соответствии с документом о профессиональном образовании.

 В соответствии с п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

 Согласно п.1 Постановление ЦИК России от 11.06.2014г. №235/1488-6 «О разъяснениях по некоторым вопросам, указания и проверки сведений об образовании кандидата» в соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 5 мая 2014 года №95-ФЗ в представляемом в избирательную комиссию письменном заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу наряду с персональными данными указываются сведения о профессиональном образовании кандидата (при его наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

 В силу подпункта «б» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ к заявлению о согласии баллотироваться прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании кандидата.

 Исходя из анализа вышеприведенных правовых норм, следует, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидат, в случае наличия у него профессионального образования, указывает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, в которой он получил профессиональное образование, год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании, а также прилагает ксерокопию указанного документа.

 Доводы заявителя и представителя заявителя о том, что Кринин А.В. нарушил требования п.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, не сообщив в заявлении о согласии баллотироваться на должность главы МО «Коношское» обязательные сведения, а именно не указал квалификацию в соответствии с документом о профессиональном образовании, суд находит несостоятельными, поскольку исходя из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что в заявлении о согласии баллотироваться кандидату не требуется указывать свою квалификацию, а лишь требуется указать серию и номер документа об образовании и о квалификации.

 В судебном заседании установлено, что в Коношскую ТИК Крининым А.В. представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ о своем намерении баллотироваться на должность Главы МО «Коношское», в котором в графе «сведения о профессиональном образовании» указаны данные о наличии высшего образования и наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, а именно «Высшее профессиональное, Московская государственная юридическая академия, филиал МГЮА в г.Вологде», а также указан год окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность - «2002 год» и серия и номер документа об образовании и о квалификации - «<данные изъяты>». Также к данному заявлению приложена копия диплома Московской государственной юридической академии, филиал в г. Вологде, Серии <данные изъяты>, в котором указана квалификация - «юрист по специальности «юриспруденция».

 Суд приходит к выводу, что кандидатом Крининым А.В. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о намерении баллотироваться на должность Главы МО «Коношское» указаны все сведения, предусмотренные ч.2 ст.33 Федерального закона №67-ФЗ, а именно, указана организация, осуществляющая образовательную деятельность, в которой Кринин А.В. получил профессиональное образование, указаны год ее окончания и реквизиты (серия и номер) выданного этой организацией документа о профессиональном образовании.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, свидетельствующих о наличии оснований отказа в регистрации кандидата, предусмотренных положениями ст.38 Федерального закона №67-ФЗ и ст.46 Закона Архангельской области «О выборах в органы местного самоуправления в Архангельской области» от 08.11.2006г. №268-13-ОЗ при регистрации кандидата Кринина А.В., не имелось.

 Выводы заинтересованного лица Кринина А.В. о том, что в установленном законом порядке Мальцев Н.И. не мог получить сведения, содержащиеся в его заявлении о самовыдвижении, на законность принятого Коношской ТИК ДД.ММ.ГГГГ решения о регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы МО «Коношское» не влияют, а потому судом во внимание при разрешении данного спора не принимаются.

 Таким образом, постановление Коношской ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы муниципального образования «Коношское», основано на фактических обстоятельствах и соответствует требованиям статей 33,38 Федерального закона от 12.06.2002г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

 РЕШИЛ:

 Кандидату на должность главы муниципального образования «Коношское» Мальцеву Н.И. в удовлетворении заявления об отмене постановления Коношской территориальной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ «О регистрации Кринина А.В. кандидатом на должность главы муниципального образования «Коношское», - отказать.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Архангельского областного суда в течение пяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Коношский районный суд Архангельской области.

 Председательствующий -                                                                                        Е.Н. Якшина