Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2017 года г.Железногорск
Железногорский городской суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Т.В.,
с участием истца П.,
представителей ответчика: А., Б., секретаре Долбиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № *** по <данные изъяты> области о признании незаконными решения и действий по невыплате средств материального стимулирования, взыскании невыплаченных средств материального стимулирования, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
П. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области о признании незаконными решения и действий по невыплате средств материального стимулирования, взыскании невыплаченных средств материального стимулирования, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда.
В обоснование иска указала, что с 5 августа 2005 года она проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области в должности <данные изъяты>. 05.09.2016 года уволена с замещаемой должности по собственной инициативе.
После увольнения истице стало известно, что сотрудникам Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области по итогам 2 квартала 2016 года были выплачены средства материального стимулирования (далее по тексту СМС) и на основании приказа от 22.09.2016 года № *** средства материального стимулирования (премия) за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности в 2016 году, за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование.
В указанный период работы в Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области истец качественно исполняла свои должностные обязанности, не имела дисциплинарных взысканий, в связи с чем, считает, ей также должны были быть выплачены указанные средства.
Однако, в выплате СМС за 2 квартал 2016 года и премии работодатель ей отказал, что, по ее мнению, является нарушением условий заключенного между сторонами служебного контракта и требований нормативных актов, регламентирующих оплату труда у ответчика, поскольку указанные СМС, премия входят в систему оплату труда и носят систематический характер.
Выплата средств материального стимулирования обусловлена достижением налоговыми органами показателей эффективности его деятельности, а также качеством исполнения федеральным государственным гражданским служащим этого налогового органа своих должностных обязанностей.
Возможность отказа в выплате сумм материального стимулирования в случае расторжения государственным служащим контракта по собственной инициативе нормативными актами не предусмотрена.
Считает, что решение Комиссии межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области по оценке эффективности деятельности инспекции, оформленное протоколом № *** от 23.09.2016г., о признании ее увольнения по собственному желанию неуважительной причиной расторжения трудовых отношений с государственным органом и отказе по данной причине в выплате СМС за 2 квартал 2016 года, противоречит положениям действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон
С учетом уточненных исковых требований П. просила суд признать незаконными п.2 решения Комиссии по оценке эффективности деятельности межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области, оформленное протоколом от 23.09.2016 года № ***, и действия начальника межрайонной ИФНС №№ *** по <данные изъяты> области по невыплате ей средств материального стимулирования за 2 квартал 2016 года и по приказу от 22.09.2016 года № ***; взыскать с Межрайонной ИФНС № *** по <данные изъяты> области невыплаченную сумму средств материального стимулирования за 2 квартал 2016 года в размере 14317 рублей, невыплаченную сумму средств материального стимулирования ( премии) по приказу от 22.09.2016 года № *** в размере 10734 руб.50 коп., денежную компенсацию в порядке ст.236 ТК РФ за задержку выплат средств материального стимулирования за 2 квартал 2016 года в размере 1741 руб.19 коп., за задержку выплаты средств материального стимулирования (премии) по приказу от 22.09.2016 года № *** в размере 1305 руб.49 коп., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб., в возмещение судебных расходов 1316 руб.80 коп., из них: почтовые расходы - 95 руб.50 коп., расходы на проезд в связи с явкой в суд - 656 руб., компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 ГПК РФ - 565 руб.30 коп.
В судебном заседании истец П. уточненные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области А. и Б. в судебном заседании исковые требования П. не признали, поддержали доводы, приведенные в письменных возражениях на иск от 28.02.2017 года и 03.04.2017 года, пояснив, что оспариваемые истцом суммы материального стимулирования ( СМС, премии) не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таких выплат, а равно определение цели мотивации принадлежит работодателю. Комиссией по оценке эффективности деятельности межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области, в рамках предоставленных ей полномочий, принято решение признать причину увольнения истца по собственной инициативе неуважительной и не производить выплату П. сумм СМС за 2 квартал 2016 года, поскольку стимулировать материально уволившихся по собственной инициативе сотрудников, нецелесообразно. Правовые основания для признания данного решения незаконным отсутствуют. Выплата премии по приказу № *** 22.09.2016 года произведена во исполнение приказа УФНС по <данные изъяты> области от 20.09.2016 года № *** дсп @ «О премировании», за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов <данные изъяты> области сверх установленного фонда оплаты труда. Мотивация выплаты - за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий; без указания периода. Данный приказ УФНС поступил в инспекцию после увольнения П.. Решение о выплате данной премии уволенным сотрудникам не принималось. Доказательства, что истцу действиями ответчика причинен моральный вред, не представлены. Просили в иске отказать в полном объеме.
Выслушав объяснении истца, представителей ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с 15.08.2005 года П. состояла в трудовых отношениях с ИФНС России № *** по <данные изъяты> области на условиях служебного контракта от 15.08.2005 года № *** и дополнительных соглашений к нему, на момент увольнения замещала должность <данные изъяты>.
Приказом ответчика от 02.09.2016 года № *** служебный контракт с П. прекращен, истица освобождена от замещаемой должности и уволена с государственно гражданской службы с 05.09.2016 года на основании пункта 3 части 1 статьи 33 ФЗ от 27.07.2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( по собственной инициативе).
При увольнении с П. произведен окончательный расчет, при этом выплата средств материального стимулирования по итогам работы за 2 квартал 2016 года, а также выплата премии по приказу № *** от 22.09.2016 года Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области П., не производились.
Решая вопрос о правомерности действий ответчика по невыплате истцу указанных средств материального стимулирования, суд исходит из следующего.
Вопросы, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу, ее прохождением и прекращением, регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу положений ст. 73 Федерального закона N 79-ФЗ, ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Федеральным законом N 79-ФЗ.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Согласно ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся, в частности, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается).
Пунктом 10 служебного контракта N 174 от 15.08.2005 года, с учетом дополнительных соглашений № *** от 02.10.2006 года, № *** от 30.10.2013 года, П. было установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 4205 руб. в месяц; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин) в размере 1515 руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в размере 30 процентов этого оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 90 процентов этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.129 Трудового кодекса РФ в качестве стимулирующих выплат указаны доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты.
В отличие от компенсационных выплат доплаты надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда в каких-либо условиях ( например за работу во вредных условиях) и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера – прерогатива работодателя.
Таким образом, работодатель не ограничен в выборе способа и порядка дополнительного материального стимулирования работника, определении размера стимулирующих доплат и надбавок. Перечень оснований для начисления премии работодатель определяет самостоятельно.
Так, Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по <данные изъяты> области, утвержденного приказом от 14.04.2010 года № ***, премирование гражданских служащих осуществляется за выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на Инспекцию. Выплата премий производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств Инспекции. Уволенным гражданским служащим может быть выплачена премия, размер которой определяется исходя из фактически отработанного времени соответствующего периода, по итогам которого выплачивается указанная премия ( п.2.1, 2.2.,2.7).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 611 от 25.09.2007 "О материальном стимулировании федеральных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти" предусмотрено осуществление с 1 января 2007 года и в 2008 - 2012 годах материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников, имеющих специальные звания, территориальных органов Федеральной таможенной службы, в 2013 году материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной таможенной службы в виде премий за качество исполнения ими обязанностей по контролю за соблюдением налогового и таможенного законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых и таможенных платежей, по контролю и надзору за выполнением физическими и юридическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 3 данного Постановления материальное стимулирование осуществляется в Федеральной налоговой службе, Федеральной таможенной службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда работников их территориальных органов.
Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ был разработан Порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы, утвержденный приказом Минфина РФ от 17.10.2007 N 90н.
Согласно пункту 2 Порядка материальное стимулирование, предусмотренное пунктом 1 настоящего Порядка, не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.
Таким образом, исходя из системного толкования приведенных правовых норм, выплаты материального стимулирования, не входят в состав денежного содержания, поскольку не являются гарантированной государством выплатой и осуществляются в зависимости от наличия средств федерального бюджета. Право распределения таковых выплат, а равно как определения цели мотивации принадлежит работодателю.
Материальное стимулирование гражданских служащих осуществляется при условии достижения соответствующими территориальными органами Федеральной налоговой службы показателей эффективности их деятельности. (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 N 90н).
Решения о конкретных размерах премирования гражданских служащих принимаются в соответствии с настоящим порядком начальниками нижестоящих инспекций в отношении гражданских служащих соответствующих налоговых органов ( пункт 4 Порядка, утвержденного Приказом Министерства финансов РФ от 17.10.2007 N 90н)
Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что для оценки эффективности деятельности территориальных органов Федеральной налоговой службы, качества исполнения должностных обязанностей гражданскими служащими, а также подготовки предложений об объемах материального стимулирования гражданских служащих создаются Комиссии по оценке эффективности деятельности в центральном аппарате Федеральной налоговой службы и всех ее территориальных органах.
В целях проведения работ по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области и распределению средств федерального бюджета, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих за 2 квартал 2016 года, во исполнение приказа ФНС России от 07.05.2014 года №ММВ-8-1/21дсп@, выписки из протокола заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России от 26.08.2016 года № ***, направленной письмом ФНС России от 08.09.2016 года №АС-5-5/1489 ДСП @, приказа УФНС России по <данные изъяты> области от 12.09.2016 года № *** приказом начальника Межрайонной ИФНС № *** по <данные изъяты> области был утвержден состав Комиссии Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области по оценке эффективности деятельности налоговых органов <данные изъяты> области.
В соответствии с Механизмом распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных служащих территориальных органов ФНС России (Приложение N 1 к протоколу заседания Комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России N 6дсп от 26.08.2016 года) материальное стимулирование осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе в 2016 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России и не входит в состав денежного содержания федерального государственного гражданского служащего территориального органа ФНС России.
Согласно п. 1.3.1.1 указанного механизма, суммы материального стимулирования гражданских служащих определяются начальником отдела налогового органа, в составе которого работает гражданский служащий, исходя из определенных средств материального стимулирования отделов налогового органа и критериев оценки качества выполнения гражданскими служащими налоговых органов должностных обязанностей, должностного регламента, иных качественных характеристик работы гражданских служащих, представляются в Комиссию ТО и утверждаются руководителем (начальником) (исполняющим обязанности руководителя начальника)) соответствующего налогового органа.
Согласно п.2.3 Механизма решение о выплате материального стимулирования гражданским служащим, уволенным из налоговых органов в расчетном периоде и после него до выплаты СМС за расчетный период по представлению комиссии по оценке эффективности деятельности налогового органа с учетом фактически отработанного времени принимает для гражданских служащих налоговых органов – руководитель (начальник) (исполняющий обязанности руководителя (начальника)) соответствующего налогового органа.
По смыслу вышеприведенных нормативных актов, Механизма, система выплат средств материального стимулирования направлена на побуждение сохранения трудовых отношений и повышение качества и производительности труда работников налоговых органов.
При увольнении сотрудника основания для его «стимулирования» на будущие результаты работы налоговой системы отсутствуют, однако указанным Механизмом закреплено право Комиссии по оценке эффективности деятельности при увольнении гражданского служащего в каждом конкретном случае принять решение о выплате средств материального стимулирования.
Из материалов дела следует и не оспаривалось сторонами, что по состоянию на 23.09.2016 года ( заседание Комиссии по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области) истец уволилась с государственной гражданской службы и с ней был произведен полный расчет при увольнении.
Также установлено, что Комиссией по оценке эффективности деятельности Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области на заседании 23.09.2016 года рассматривался вопрос о выплате П. средств материального стимулирования за 2 квартал 2016 года, однако учитывая, что истица была уволена 05.09.2016 года по собственной инициативе, что было признано неуважительной причиной для сохранения уволенным сотрудникам средств материального стимулирования, комиссией было принято решение не производить ей выплату СМС.
Данное решение принято Комиссией по оценке эффективности деятельности межрайонной ИФНС № *** России по <данные изъяты> области, созданной в установленном порядке, и в рамках предоставленных ей полномочий, а потому правовых оснований для признания данного решения незаконным не имеется.
Поскольку Комиссией в рамках предоставленных ей полномочий принято решение не производить истцу выплату СМС за 2 квартал 2016 года, оснований для их выплаты у ответчика не имелось.
При таких обстоятельствах, суд считает, что требования П. о признании незаконными п.2 решения Комиссии по оценке эффективности деятельности межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области, оформленного протоколом от 23.09.2016 года № ***, и действий начальника межрайонной ИФНС № *** по <данные изъяты> области по невыплате ей средств материального стимулирования за 2 квартал 2016 года, взыскании в ее пользу средств материального стимулирования за второй квартал 2016 года, и вытекающие из них требования о взыскании компенсации за нарушение сроков выплаты, удовлетворению не подлежат.
Также установлено, что 22 сентября 2016 года МИФНС России № *** по <данные изъяты> области, то есть уже после увольнения истца и произведенного с ней расчета, был издан приказ «О премировании» № *** за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего Межрайонной ИНФС России № *** по <данные изъяты> области, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на инспекцию.
Решение о выплате истцу средств материального стимулирования (премии) согласно данному приказу ответчиком не принималось, и премия П. не выплачивалась, что сторонами в судебном заседании не оспаривалось.
Приказ о выплате премии за показатели эффективности профессиональной деятельности в размере 3-х месячных окладов государственного служащего в соответствии с занимаемой должностью, с учетом фактически отработанного времени в январе-августе (сентябре) 2016 года, как приведен расчет истцом, в Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области не издавался.
Из содержания приказа от 22.09.2016 года следует, что данный приказ издан во исполнение приказа Управления Федеральной налоговой службы по <данные изъяты> области от 20.09.2016 года № ***
Пунктом 2 приказа от 20.09.2016 года № *** установлено, что выплату премии произвести за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделенных на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов <данные изъяты> области сверх установленного фонда оплаты труда.
В пункте 3 приказа от 20.09.2016 года № *** сказано, что начальникам Межрайонных ИФНС России по <данные изъяты> области и ИФНС России по *** принять решение о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование федеральных государственных служащих соответствующих инспекций за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Курской области.
Аналогичная формулировка мотивации выплаты премии и за счет каких средств, приведена в приказе «О премировании» Межрайонной ИФНС России № *** по <данные изъяты> области № *** от 22.09.2016 года.
Указанные выплаты материального стимулирования не относятся к обязательным и регулярным выплатам, и не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, предусмотренного ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ».
Положение о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы, премирования, выплаты единовременного поощрения, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и оказания материальной помощи федеральным государственным гражданским служащим Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № *** по <данные изъяты> области, утвержденного приказом от 14.04.2010 года № ***, на которое ссылается истец, предусматривает право, но не обязанность работодателя выплатить премию уволенному гражданскому служащему.
При таких обстоятельствах, утверждения истицы о том, что ответчик обязан был произвести ей выплату средств материального стимулирования согласно данному приказу, не состоятельны для суда.
С учетом изложенного, суд считает правильным в удовлетворении исковых требований П. о признании незаконными действий начальника межрайонной ИФНС № *** по <данные изъяты> области по невыплате ей средств материального стимулирования по приказу от 22.09.2016 года № ***, взыскании с Межрайонной ИФНС № *** по <данные изъяты> области невыплаченной суммы средств материального стимулирования ( премии) по приказу от 22.09.2016 года № *** денежной компенсации за задержку выплаты отказать.
Доводы истицы о том, что оспариваемые выплаты ( СМС, премия) должна быть отнесены к системе оплаты труда, и соответственно взысканы, т.к. истицы указанные выше периоды добросовестно трудилась и внесла свой вклад в достижение высоких результатов, несостоятельны, основаны на неверном толковании закона.
Финансирование деятельности Федеральной налоговой службы РФ производится за счет средств федерального бюджета. При этом, поступающие средства формируются по различным статьям расходов. Фонд оплаты труда рассчитывается от количества государственных гражданских служащих и размера оплаты труда каждого. Фонд материального стимулирования формируется в зависимости от наличия свободных денежных средств и распределяется между государственными гражданскими служащими в соответствии с требованиями вышеприведенных нормативных правовых актов. Выплаты из данного фонда не являются обязательными и выплачиваются только при наличии соответствующих средств.
Средства материального стимулирования являются самостоятельным видом выплат и не входят в состав денежного содержания государственного гражданского служащего, не носят системный характер, не входят в фонд оплаты труда и в состав среднего заработка, данные выплаты не являются гарантированными и производятся в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований, решение по их выплате является исключительной прерогативой работодателя. Дискриминационного характера действий работодателя по лишению П. спорных выплат не установлено.
С учетом изложенного, суд не усматривает со стороны ответчика нарушения трудовых прав П., соответственно отсутствуют основания и для удовлетворения требований истца о взыскании компенсации морального вреда, возмещение которого предусмотрено ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации, а потому в иске П. суд считает правильным полностью отказать.
Поскольку П. отказано в удовлетворении исковых требований, то согласно ст.98 ГПК РФ правовых оснований для возмещения ей судебных расходов не имеется.
Руководствуясь ст.194, ст.198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении иска П. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № *** по <данные изъяты> области о признании незаконными решения и действий по невыплате средств материального стимулирования, взыскании невыплаченных средств материального стимулирования, компенсации за задержку выплаты, компенсации морального вреда полностью отказать,
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: Галкина Т.В.