ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-415/18 от 10.10.2018 Аткарского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2-415/2018

64RS0002-01-2018-000552-67

†††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††††?����������������������������������������������������������������������������������������������������������������������������РЕШЕНИЕРЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 октября 2018 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Вехова С.С.,

при секретаре судебного заседания Жигучевой Л.Г.,

с участием прокурора Аткарской межрайонной прокуратуры Кузнецова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Аткарск 10 октября 2018 года гражданское дело по исковому заявлению Аткарского межрайонного прокурора, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Бытовик» об устранении нарушения законодательства о реабилитации и социальной интеграции инвалидов в части свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры,

установил:

Аткарский межрайонный прокурор обратился в Аткарский городской суд Саратовской области с иском, предъявленным в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Бытовик» об устранении нарушения законодательства о реабилитации и социальной интеграции инвалидов в части свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Исковые требования обоснованы тем, что Аткарской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о реабилитации и социальной интеграции инвалидов в части свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры в деятельности МП «Бытовик». В соответствии с ч. 2 ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106, государства-участники принимают надлежащие меры к разработке минимальных стандартов и руководящих ориентиров, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением, а также оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме. Федеральным законом РФ № 46-ФЗ от 03.05.2012 «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» ратифицированы положения вышеуказанной Конвенции о правах инвалидов на территории РФ. Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ, каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, к одному из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности относится обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Согласно ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям, сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В соответствии с разделом 3.3 Концепции развития системы социального обслуживания населения Саратовской области до 2025 года, утвержденной Постановлением Правительства Саратовской области от 18 июля 2011 года № 369-П, формирование доступной среды в настоящее время представляет собой основной приоритет в сфере социальной защиты и реабилитации людей с ограниченными возможностями. Поэтому вместо того, чтобы создавать специализированные услуги, ориентированные исключительно на нужды инвалидов, необходимо преобразовывать и адаптировать всеобщую среду с учетом их потребностей и обеспечить создание «универсального дизайна» на всех социально-значимых объектах. К одной из задач реализации указанного направления относится приведение материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания в соответствие с нормативными актами по созданию доступной среды. Шрифт Брайля представляет собой рельефно-точечный шрифт для письма и чтения незрячими либо слабовидящими лицами, в основе которого лежит комбинация точек из 6-точия либо 8-точия, требования к указанному шрифту установлены государственным стандартом Российской Федерации Р50917-96 (ГОСТ Р50917-96). В п. 5.3 вышеуказанного ГОСТа содержаться параметры состава наборов символов и их кодирование в системе Брайля. В соответствии с ч. 1 ст. 1474 ГК РФ, юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках. В ходе проведенной проверки, прокуратурой было установлено, что на территории Аткарского муниципального района имеются организации для пребывания инвалидов и престарелых граждан, кроме того на территории района проживают 31 инвалид с ограниченными возможностями по зрению, в число которых входят и несовершеннолетние, кроме того не исключена возможность пребывания на территории муниципального района приезжих граждан с ограниченными возможностями по зрению, у которых может возникнуть необходимость в посещении МП «Бытовик». Таким образом, имеющаяся информационная вывеска, расположенная на фасаде здания при входе в учреждение, не отвечает вышеуказанным нормам закона, на указанной вывеске отсутствуют надписи выполненные шрифтом Брайля, что нарушает права и свободы неопределенного круга лиц – инвалидов по зрению на свободный и беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры. В целях устранения выявленных нарушений межрайонной прокуратурой 03.09.2018 в адрес директора МП «Бытовик» вынесено представление. Из ответа МП «Бытовик» от 07.09.2018 следует, что нарушения законодательства не устранены. Просит обязать Муниципальное предприятие «Бытовик» устранить нарушения законодательства, предусматривающего доступность объектов социальной инфраструктуры для инвалидов в части размещения на фасаде здания, расположенного по адресу: <...>, информационной вывески, выполненной азбукой «Брайля» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании процессуальный истец - прокурор исковые требования поддержал в полном объеме, при этом приведя доводы, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика – юрисконсульт МП «Бытовик» - ФИО1 в судебное заседание не явилась, от нее поступило заявление, в котором она просит рассмотреть дело в ее отсутствие, заявив о признании исковых требований прокурора в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ ей разъяснены и понятны.

Выслушав объяснения процессуального истца, исследовав путем оглашения в судебном заседании письменные доказательства, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, а также проверив правомерность признания иска ответчиком, суд в процессе рассмотрения гражданского дела установил следующие обстоятельства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

Ответчик признал иск, о чем свидетельствует письменное заявление, представленное им суду, и приобщенное к материалам гражданского дела.

Последствия признания иска ответчику разъяснены и понятны, что нашло отражение в адресованном суду заявлении.

Оснований для непринятия признания иска ответчиком не имеется, поскольку оно не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы иных лиц.

Из содержания ч. 3 ст. 173 ГПК РФ следует, что при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. При таком положении, суд принимает решение о принятии признания иска ответчиком и удовлетворении заявленных Аткарским межрайонным прокурором требований.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

С ответчика в доход бюджета Аткарского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Аткарского межрайонного прокурора удовлетворить.

Возложить на Муниципальное предприятие «Бытовик» обязанность - в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разместить на фасаде здания, расположенного по адресу: <...>, информационную вывеску, выполненную азбукой «Брайля».

Взыскать с Муниципального предприятия «Бытовик» в доход бюджета Аткарского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда путем подачи апелляционного представления прокурором, апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня, следующего за днем принятия решения.

Председательствующий судья С.С. Вехов