Дело № 2-415/2015 год
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Новоспасское 26 ноября 2015 года
Ульяновской области
Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:
Председательствующего судьи Максимова С.Ю.
С участием помощника прокурора Айбулатова У.А.
При секретаре Галицковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального Образования (МО) «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области о признании бездействия выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда рабочих мест незаконными и о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда 9 рабочих мест
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области о признании бездействия выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда незаконными и о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда 9 рабочих мест.
В судебном заседании помощник прокурора Айбулатов У.А. уточнил исковые требования и просил признать бездействия Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда 9 рабочих мест незаконными и о возложении обязанности проведения специальной оценки условий труда 9 рабочих мест, не отнесенных к муниципальной службе, в срок до 1 апреля 2016 года.
В подтверждение уточненных исковых требований помощник прокурора Айбулатов У.А. указывал, что в ходе проведенной прокуратурой Новоспасского района проверки выявлены нарушения требований законодательства об охране труда в деятельности Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.
Так, согласно ст. ст. 209, 211, 212 ТК РФ, государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда. Работодатель обязан иметь наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации, не допускать к работе лиц не прошедших в установленном порядке инструктаж по охране труда. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
В соответствии со ст. 212 ТК РФ, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. В частности, работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Порядок проведения специальной оценки условий труда утвержден Федеральным законом от 28.12.2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Штатное расписание Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района на 2015 год предусматривает 9 рабочих мест, не отнесенных к муниципальной службе.
При этом, в ходе проверки установлено, что специальная оценка условий труда и (или) аттестация рабочих мест, не отнесенных к муниципальной службе, Администрацией МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района не проводилась.
Сложившееся положение нарушает право работников, замещающих указанные рабочие места, а также неопределенного круга граждан, которые вправе вступить в трудовые отношения с Администрацией МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района на безопасные условия труда.
В связи с этим, прокурор района считает вмешательство в данную сферу правоотношений законным и обоснованным, а поэтому, руководствуясь ст. 45 ГПК РФ, просил признать бездействия ответчика незаконными и возложить обязанность устранить вышеуказанные недостатки.
В судебном заседании помощник прокурора Новоспасского района Айбулатов У.А. уточненные исковые требования полностью поддержал, приведя в обоснование доводы, изложенные в исковом заявлении, и просил обязать ответчиков устранить вышеуказанные нарушения, в срок до 01 апреля 2016 года.
Представитель ответчика – и.о. Главы Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района ФИО1 в суде исковые требования не признал, указывая, что поскольку имеются конкретные персональные данные и состав лиц, работающих в администрации, соответственно, прокурор не вправе был обратиться в суд с настоящим заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Кроме того, требования прокурора о незамедлительном проведении специальной оценки условий труда противоречат ч. 6 ст. 27 ФЗ «О специальной оценке условий труда», согласно которым в отношении рабочих мест, не содержащих потенциально вредных или опасных факторов, специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем, 31 декабря 2018 года. Помимо указанного, ст. 77 ФЗ № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. Так же, необходимо отметить, что ст. 9 Закона № 426-ФЗ предусмотрено понятие СОУТ аналогичных рабочих мест. Если рабочие места соответствуют всем признакам аналогичных рабочих мест, установленных ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, специальную оценку условий труда проводят в отношении лишь 20% от общего числа мест, а не всего численного персонала. До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). В силу ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков: 1) рабочие места: оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения; находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах); 2) работники: трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность; выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени; используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье; обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты. Если в организации выявлены аналогичные рабочие места, то специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Таким образом, требования прокурора о проведении СОУТ на 9 рабочих мест в администрации, является не правомерными и не обоснованными, просили в заявленных уточненных требованиях прокурору полностью отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, рассмотрев письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.
Согласно п.1 ч.1 ст. 22 ГПК РФ, суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
На основании п.4 ст.27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17. 01. 1992 года № 2202-1 прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
В соответствие с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Действующее законодательство не регламентирует порядок получения прокурором информации о фактах допущенных нарушений законов и не устанавливает конкретный источник его информирования.
Как усматривается из материалов дела, прокурором заявление подано в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а именно, права этих лиц на охрану жизни и здоровья людей. При этом иск прокурора заявлен в интересах не только лиц, находящихся в учреждении – Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района в настоящее время, чьи права нарушаются незаконной деятельностью ответчика, но и лиц, которые в дальнейшем будут находиться в данном учреждении. Исходя из положений закона, суд приходит к выводу, что по данному делу невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов работников вышеуказанного учреждения, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении данного дела.
Таким образом, данное исковое заявление обоснованно подано прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Согласно ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
Реализация указанного права обеспечивается возложением на работодателя соответствующих обязанностей по охране труда. В частности, в соответствии со статьями 22, 212 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014 года.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч.1 ст.3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ).
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013г. № 426-ФЗ специальная оценка проводится в отношении условий труда всех сотрудников, кроме надомников, дистанционных работников и тех, которые трудятся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
В силу ч.1 и ч.4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013г. №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено названным Федеральным законом.
Из штатного расписания Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района на 2015 год, следует, что в вышеуказанном учреждении имеется 9 рабочих мест, не отнесенных к муниципальной службе, в частности, главного бухгалтера, ведущего экономиста, ведущего специалиста, главного специалиста, делопроизводителя, ведущего специалиста, ведущего специалиста, ведущего специалиста, водителя автомобиля.
Судом с бесспорностью в судебном заседании было установлено, что специальная оценка условий труда сотрудников Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района, рабочие места которых не отнесены к муниципальной службе, с 1 января 2014 года и на настоящий период времени не проведена, вышеуказанным работодателем до настоящего периода времени комиссия для проведения вышеуказанных мероприятий не создана, что в суде не оспаривал и представитель ответчика.
По смыслу закона, под бездействием понимается не совершение соответствующими органами, должностными лицами, государственными и муниципальными служащими действий (непринятие решений), обязанность по совершению (принятию) которых возложена на них законом либо иным нормативным правовым актом.
Оценив, представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчика, выразившегося в не проведении специальной оценки условий труда рабочих мест в Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района, не отнесенных к муниципальной службе, в результате которого были нарушены трудовые права сотрудников указанного учреждения. Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих данном учреждении, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
Таким образом, с учетом вышеизложенных обстоятельств заявленные исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению, на ответчика Администрацию МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района должна быть возложена обязанность по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест, имеющихся в вышеуказанном учреждении, не отнесенных к муниципальной службе.
Доводы ответчика, что специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем, 31 декабря 2018 года, а при наличии соответствия всем признакам аналогичных рабочих мест, установленных ч. 6 ст. 9 Закона № 426-ФЗ, специальная оценка условий труда проводится в отношении лишь 20% от общего числа рабочих мест, а не всего численного персонала, не могут служить основанием для освобождения ответчика от ответственности по вышеуказанным основаниям, поскольку на настоящий период времени и в дальнейшем ответчиком нарушаются требования законодательства об охране труда сотрудников Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов.
С учётом всех обстоятельств по делу, срока устранения нарушений требований законодательства, суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.09.2016 года.
Суд выносит данное решение на основе состязательности и равноправия сторон, с учетом доказательств, представленных сторонами и исследованных в судебном заседании.
Иных доказательств, подлежащих исследованию в судебном заседании сторонами представлено не было.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области по не проведению специальной оценки условий труда в отношении 9 рабочих мест в Администрации МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области.
Обязать Администрацию МО «Коптевское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области до 1 сентября 2016 года провести специальную оценку условий труда в отношении 9 рабочих мест: главного бухгалтера, ведущего экономиста, ведущего специалиста, главного специалиста, делопроизводителя, ведущего специалиста, ведущего специалиста, ведущего специалиста, водителя автомобиля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение 30 дней со дня принятия решения суда в окончательной форме – 30 ноября 2015 года.
Судья
Новоспасского райсуда С.Ю. Максимов