Абаканский городской суд Республики Хакасия Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Абаканский городской суд Республики Хакасия — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 февраля 2012 года Дело № 2-416/2012
Абаканский городской суд,
В составе председательствующего Царевой Е.А.,
При секретаре Яковлевой Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации , Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура , действующая в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском об обязании Администрацию произвести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение ДД.ММ.ГГГГ финансового года.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации
В судебном заседании помощник Прокурора Манишева И.А., действующая на основании распоряжения, заявленные требования уточнила, просила суд обязать Администрацию организовать мероприятия по проведению технического учета и паспортизации 332 автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования , указанных в Приложении №1 к постановлению Главы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования » в соответствии с предоставленными полномочиями в данной сфере деятельности и требованиями действующего законодательства, включающие вопросы финансирования указанных мероприятий, в период до окончания ДД.ММ.ГГГГ финансового года. Обязать Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации произвести технический учет и паспортизацию 332 автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования , указанных в Приложении № 1 к постановлению Главы Абакана от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования », в соответствии с предоставленными полномочиями в данной сфере деятельности и требованиями действующего законодательства в период до окончания ДД.ММ.ГГГГ финансового года.
По существу заявленных требований помощник Прокурора Манишева И.А. суду пояснила, что согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9, 44 Устава , ч. 11 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильным дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа. Постановлением Главы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования . В названный Перечень включено 332 автомобильные дороги. ФЗ «О безопасности дорожного движения», ведомственными строительными нормами «ВСН 1-83, типовой инструкцией по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» предусмотрено проведение паспортизации автомобильных дорог. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока её службы. Далее помощник Прокурора пояснила, что к вопросам местного значения , в том числе относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах , а так же осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности. Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации образовано в целях проведения совместной работы с ГИБДД ВД в части организации и обеспечения безопасности дорожного движения, учета эксплуатационных показателей улично-дорожной сети. Управление является распорядителем бюджетных средств. Проведенной проверкой установлено, что меры к техническому учету и паспортизации вышеуказанных 332 автомобильных дорог общего пользования, в целях обеспечения безопасности дорожного движения ответчиками не приняты. В связи с чем, помощник Прокурора Манишева И.А. просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Администрации , Управления коммунального хозяйства и транспорта администрации ФИО1, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, суду пояснила, что технический паспорт не является единственным документом технического учета, так как на объекты недвижимости может изготавливаться так же кадастровый паспорт с некоторыми техническими характеристиками. Технический паспорт отражает некоторые характеристики дороги, но не отражает все её фактическое состояние. Согласно приказу Минтранса РФ "О порядке проведения оценки технического состояния автомобильных дорог" в процессе диагностики автомобильных дорог, проводимых уполномоченным органом местного самоуправления, определяются все технические характеристики дороги, влияющие на её безопасность, в перечень характеристик входят и те, которые определяются при технической инвентаризации. Поэтому, по мнению представителя ответчиков, нет оснований для утверждения, что без технического паспорта орган местного самоуправления не сможет определить характеристики дороги. Дорога в процессе эксплуатации частично меняет свои характеристики, а технический паспорт составляется один раз и в нем ни чего не меняется. В связи с чем, представитель ответчиков указывает, что невозможно оценивать фактическое состояние дороги в процессе её эксплуатации по техническому паспорту, соответственно, технический паспорт не является единственным документом о фактическом состоянии дороги на протяжении всего срока её службы. Далее представитель ответчиков суду пояснила, что безопасная эксплуатация дорог возможна без технического паспорта, так как, технический паспорт является документом, который не влияет на фактическое состояние дорог. Ведомственные строительные нормы «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» утверждены 1983 году, однако до настоящего времени дороги не паспортизированы. При этом, дороги за все это время ремонтировались, диагностировались, что по мнению представителя ответчика подтверждает отсутствие абсолютной необходимости в технических паспортах для безопасного движения. Так же по мнению представителя ответчиков, Прокурор не доказал, как отсутствие технических паспортов нарушает права неопределенного круга лиц. В связи с чем, представитель ответчиков просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Представитель ОГИБДД УМВД России по ФИО2, действующий на основании доверенности, доводы изложенные помощником Прокурора продержал, дал суду аналогичные пояснения. Просил суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Соответствие состояния дороги техническим нормам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, подтверждаемое ее техническим паспортом, по мнению суда, затрагивает интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории поселения, в связи с чем, прокурор вправе предъявлять указанные исковые требования в суд.
В силу п. 8 ст. 6 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" от 08.11.2007 (в редакции от 27.12.2009) к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного Закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Ведомственными строительными нормами «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденными 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, проведение паспортизации возлагалось на дорожные управления министерства, поскольку автомобильные дороги находились в ведении государства.
Однако с возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 06.12.2011, с изм. от 07.12.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 3, 5 ч. 1 ст. 9 Устава , утвержденного решением городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, к вопросам местного значения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности ; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах , осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Положениями п. 1 ч. 1 ст. 42 и п. 15 ч. 1 ст. 44 Устава администрации города предоставлены полномочия по управлению муниципальной собственностью города, решению вопросов создания, приобретения, использования, аренды, мены, пользования объектов муниципальной собственности; ведению учета и реестра объектов муниципальной собственности; организации работы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории города.
Принимая во внимание указанные выше нормы права, суд приходит к выводу, что содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог) относится к вопросам местного значения поселения – муниципального образования .
На основании п. 9 ст. 5 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" Постановлением Главы № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования . В названный Перечень включено 332 автомобильные дороги .
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории муниципального образования выявлено нарушение - отсутствие технических паспортов на дороги.
Согласно ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положения ст. 1, 4, 5, 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения", а также ст. ст. ст. 1, 4, 5 и 12 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяют вопросы безопасности дорожного движения и защиты интересов общества и государства, регулирование дорожной деятельности, разработки и утверждения законодательных актов и иных нормативных правовых актов, правил стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Системное толкование законодательных норм, регулирующих правоотношения в области дорожного движения, в том числе п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", положений Федерального закона от 08.11..2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ от 10.12.2005 «О безопасности дорожного движения", указывает на необходимость проведения мероприятий по учету автомобильных дорог лиц, являющихся собственниками дорог.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
При этом п. 3 «Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог», утвержденного Приказом Минтранса России от 07.08.2009 №150, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Кроме того, п. 8.2, 8.3 Решения городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении Положения "О порядке организации работ по содержанию объектов дорожного хозяйства улично-дорожной сети " установлено, что технический учет объектов дорожного хозяйства производится в целях повышения уровня хозяйственного управления. Технический учет объектов дорожного хозяйства включает инвентаризацию элементов и паспортизацию объектов дорожного хозяйства, а также регистрацию изменений параметров объектов дорожного хозяйства, произошедших после первоначального учета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения.
Как указывалось выше, в соответствии со ст. ст. 1, 6, п.п. 1, 3, 5, 7 ч. 1 ст. 9, ст., ст. 20, 21, 39, 40 Устава , к вопросам местного значения в числе прочих относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах , а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной___ деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах . В структуру органов местного самоуправления в входят исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - администрация , включающая органы местного самоуправления, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города, осуществляющим исполнительные и распорядительные функции в целях организации выполнения законов, иных нормативных актов органов государственной власти. В структуру исполнительно-распорядительного органа муниципального образования входят администрация , департаменты, комитеты, управления и иные органы.
Решением городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение «Об Управлении коммунального хозяйства и транспорта администрации », п.п 1.1, 1.2, 2.3, 2.4, 3.1, 3.2, 3.2.6, 5.1, 5.3, 6.1 которого предусмотрено, что Управление коммунального хозяйства и транспорта администрации (УКХТ) является отраслевым органом в системе исполнительных органов местного самоуправления . Управление является юридическим лицом, от своего имени, а по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Положением, - от имени муниципального образования приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в суде. Управление, по мимо иных целей и задач, образовано в целях проведения совместной работы с ГИБДД УВД в части организации и обеспечения безопасности дорожного движения, учета эксплуатационных показателей улично-дорожной сети. К основным функциям Управления в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах муниципального образования при осуществлении дорожной деятельности. При реализации полномочий, указанных в настоящем Положении, Управление является распорядителем бюджетных средств, предусмотренных в бюджете по ведомственной структуре расходов на Управление. Управление в своей деятельности подотчетно администрации .
Таким образом, руководствуясь вышеприведенными положениями федерального законодательства, учитывая положения Устава , Положение «Об Управлении коммунального хозяйства и транспорта администрации », суд приходит к выводу, что поскольку дороги общего пользования указанные в Постановлении Главы № от ДД.ММ.ГГГГ расположены в границах , меры к техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования наряду с Администрацией , в целях обеспечения безопасности дорожного движения, должны быть приняты УКХТ Администрации .
При этом, суд соглашается с доводом представителя ответчиков, что технический паспорт не является единственным документом о фактическом состоянии дороги на протяжении всего срока её службы. Между тем, данное обстоятельство не освобождает ответчиков от обязанности паспортизации дорог .
Довод представителей ответчиков о том, что Ведомственные строительные нормы «ВСН 1-83. Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» утверждены 1983 году, однако до настоящего времени дороги не паспортизированы, суд не принимает во внимание, поскольку данный факт не является юридически значимым обстоятельством для рассмотрения дела.
Таким образом, требования Прокурора , действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации , Управлению коммунального хозяйства и транспорта Администрации о понуждении произвести необходимые действия по устранению нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения подлежат удовлетворению.
Согласно калькуляции стоимость работ по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог в ценах ДД.ММ.ГГГГ года составляет 8 642 554 руб. 30 коп.
В связи с чем, при вынесении решения суд учитывает, что технический учет и паспортизация автомобильных дорог требует существенных материальных затрат, выделяемых из средств местного бюджета, и считает возможным обязать Администрацию , Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации организовать и произвести технический учет и паспортизацию 332 автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования , указанных в Приложении № 1 к постановлению Главы Абакана от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования » в период до окончания ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию организовать мероприятия по проведению технического учета и паспортизации 332 автомобильных дорог общего пользования местного значения Муниципального образования , указанных в Приложении №1 к постановлению Главы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования » в соответствии с требованиями действующего законодательства, в период до окончания ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Управление коммунального хозяйства и транспорта Администрации произвести технический учет и паспортизацию 332 автомобильных дорог общего пользования местного значения Муниципального образования , указанных в Приложении № 1 к постановлению Главы Абакана от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения Муниципального образования » в период до окончания ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда, путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
СУДЬЯ: ЦАРЕВА Е.А.
Мотивированное решение изготовлено 21.02.2012
СУДЬЯ: ЦАРЕВА Е.А.