ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4162/11 от 02.10.2012 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-4162/11

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2012 года г. Ставрополь

Судья Ленинского районного суда г. Ставрополя Попова И.А.,

с участием представителя истицы ФИО1 - ФИО2, действующего на основании ордера <номер обезличен> от <дата обезличена>,

представителя ответчика Администрации г.Ставрополя - ФИО3, действующей на основании доверенности <номер обезличен> от <дата обезличена>,

при секретаре Сорокиной Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Ставрополя о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации г. Ставрополя, в котором просит признать право собственности на жилое помещение, состоящее из одной комнаты <номер обезличен>, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, п<адрес обезличен>, 6.

Истица ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истицы ФИО1 - ФИО2, действующий на основании ордера, заявленные требования поддержал полностью и пояснил, что ФИО1 является нанимателем жилого помещения <номер обезличен> по проезду <адрес обезличен>, в г.Ставрополе. По указанному адресу ФИО1 проживает постоянно с 1988 года, что подтверждается ордером на право прописки и проживания в общежитии завода «Красный металлист» в комнате <номер обезличен>, справкой о составе семьи, справкой о проживании и регистрацией в паспорте, поквартирной карточкой. С момента вселения истица проживает, владеет и пользуется жилым помещением, несет расходы по его содержанию, производит оплату коммунальных услуг, однако не имеет возможности реализовать в установленном законом порядке право на приватизацию занимаемого жилья. Здание общежития, в котором находятся спорные жилые помещения, принадлежат на праве собственности ЗАО «Красный металлист», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от <дата обезличена><номер обезличен>. В 1999 году за ЗАО «Красный металлист» было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество: пятиэтажное общежитие литер «А», общей площадью 5517,2 кв.м. по п<адрес обезличен>, <номер обезличен> в г. Ставрополе (свидетельство серии КН 26 <номер обезличен> от 1999 года). Согласно ст.4-7 ЖК РСФСР, действовавшему в период возникновения спорных правоотношений, общежития относятся к жилищному фонду. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества в период приватизации государственного предприятия Ставропольского станкостроительного завода «Красный металлист» регулировался рядом нормативно-правовых актов, которыми был установлен запрет на внесение объектов жилищного фонда в уставной капитал предприятий в составе приватизированного имущества. В соответствии с п.4.2 «Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий» в состав имущества государственного предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются объекты, для которых установлен особый режим приватизации, объекты социально-бытового и социально-культурного назначения. Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ №721 от 01.07.1992 года «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа недвижимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества. Согласно п. 5 ст. 2 Закона РФ № 1531-1 от 03.07.1991 года «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» приватизация жилищного фонда регулируется иными законодательными актами; соответственно, жилищный фонд относится к объектам, имеющим «особый режим приватизации», т.е. отличный от общего режима приватизации государственного имущества. К таким выводам приходят и высшие судебные инстанции (например, Президиум ВАС РФ в Постановлении от <дата обезличена><номер обезличен>). Приватизация жилищного фонда регулировалась Законом РСФСР № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которым устанавливался прямой запрет на приватизацию помещений в общежитиях (ст.4), кроме того законом введена дефиниция: приватизация жилья - бесплатная передача или продажа в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. То есть, законодательство о приватизации жилищного фонда не предусматривало ни возможность приватизации общежитий (в силу особого правового статуса), ни тем более приватизацию жилищного фонда юридическим лицом. Более того, статьей 18 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в ред. Закона РСФСР № 1541-1 от 04.07.1991 года устанавливалось, что «Жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения, либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежит приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных предприятий, на территории которого находится». Поскольку специальных условий приватизации жилищного фонда закрепленного за государственными предприятиями, кроме как запрета, закрепленного ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», законодательством на момент акционирования АО «Красный металлист» установлено не было, государственное предприятие не имело законных оснований на включение в уставный капитал здания общежития. Но имело все законные основания для передачи жилищного фонда соответствующему Совету народных депутатов. Более того, в момент приватизации Красный металлист в момент полного 100% выкупа акций у государства) действовало Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 года, в соответствии с п.2 которого «Объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов». Приложение 3 указанного постановления указывает объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в составе которых первым по списку числится жилищный фонд. Впоследствии в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 4199-1 были внесены изменения, согласно которым, при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд должен быть передан в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.08.1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» в п.4 дал официальное разъяснение по применению ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» в новой редакции «Гражданину не может быть отказано в приватизации жилого помещения в домах предприятий и учреждений и в том случае, если изменение формы собственности или ликвидация предприятий и учреждений имели место до вступления в силу ст. 18 Закона в редакции от 23.12.1992 года, поскольку действовавшее до этого времени законодательство, регулировавшее условия и порядок изменения формы собственности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, не касалось вопросов приватизации их жилищного фонда, а законодательством, разрешившим приватизацию жилищного фонда, не были установлены условия, которые лишили бы гражданина в указанных случаях права на получение в собственность занимаемого жилого помещения». В соответствии с абз. 1 п.4 Постановления Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации. Исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1,2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что Администрация г. Ставрополя не является надлежащим ответчиком.

В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено, ФИО1 является нанимателем жилого помещения <номер обезличен> по проезду <адрес обезличен> в г.Ставрополе.

По указанному адресу ФИО1 проживает постоянно с 1988 года, что подтверждается ордером на право прописки и проживания в общежитии завода «Красный металлист» в комнате <номер обезличен>, справкой о составе семьи, справкой о проживании и регистрацией в паспорте, поквартирной карточкой.

С момента вселения истица проживает, владеет и пользуется жилым помещением, несет расходы по его содержанию, производит оплату коммунальных услуг.

Здание общежития, в котором находятся спорные жилые помещения, принадлежат на праве собственности ЗАО «Красный металлист», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации от <дата обезличена><номер обезличен>.

В 1999 году за ЗАО «Красный металлист» было зарегистрировано право собственности на недвижимое имущество: пятиэтажное общежитие литер «А», общей площадью 5517,2 кв.м., по п<адрес обезличен>, <номер обезличен> в г. Ставрополе, свидетельство серии КН 26 <номер обезличен> от 1999 года.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст.4-7 ЖК РСФСР, действовавшему в период возникновения спорных правоотношений, общежития относятся к жилищному фонду. Порядок приватизации государственного и муниципального имущества в период приватизации государственного предприятия Ставропольского станкостроительного завода «Красный металлист» регулировался рядом нормативно-правовых актов, которыми был установлен запрет на внесение объектов жилищного фонда в уставной капитал предприятий в составе приватизированного имущества. В соответствии с п.4.2 «Временного положения о преобразовании государственных и муниципальных предприятий» в состав имущества государственного предприятия, передаваемого в уставный капитал акционерного общества, не включаются объекты, для которых установлен особый режим приватизации, объекты социально-бытового и социально-культурного назначения. Согласно пункту 5 раздела 1 Положения о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденного Указом Президента РФ №721 от 01.07.1992 года «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества», при приватизации государственных предприятий путем их преобразования в акционерные общества открытого типа недвижимость объектов, в отношении которых установлен особый режим приватизации не подлежала включению в уставный капитал акционерного общества.

Поскольку специальных условий приватизации жилищного фонда закрепленного за государственными предприятиями, кроме как запрета, закрепленного ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», законодательством на момент акционирования АО «Красный металлист» установлено не было, государственное предприятие не имело законных оснований на включение в уставный капитал здания общежития. Но имело все законные основания для передачи жилищного фонда соответствующему Совету народных депутатов. Более того, в момент приватизации Красный металлист в момент полного 100% выкупа акций у государства) действовало Постановление Верховного Совета РФ №3020-1 от 27.12.1991 года, в соответствии с п.2 которого «Объекты государственной собственности, указанные в приложении 3 к настоящему постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов». Приложение 3 указанного постановления указывает объекты, относящиеся к муниципальной собственности, в составе которых первым по списку числится жилищный фонд. Впоследствии в Закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» № 4199-1 были внесены изменения, согласно которым, при переходе государственных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд должен быть передан в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья.

Федеральным законом от 23 декабря 1992 года № 4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе, и права на приватизацию жилья.

Указанной правовой нормой, подлежащей применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не допускалось включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.

В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе, и на право бесплатной приватизации жилья.

В связи с этим факт включения объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия не должен влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе, и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со статьей 7 Вводного закона к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма

Право на бесплатную приватизацию занимаемого жилого помещения ФИО1 не использовано, других жилых помещений за истицей не зарегистрировано.

Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Включение общежития по проезду <адрес обезличен> в г.Ставрополе в состав приватизируемого имущества государственного предприятия в нарушение действовавшего законодательства не может повлиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживающих в данных жилых помещениях на законных основаниях, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ».

Статьей 7 названного Закона предусмотрено, что передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов (ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.

Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению как законные и обоснованные.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, ст. ст. 7,8 Закона РФ «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к Администрации г. Ставрополя - удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на жилое помещение, состоящее из одной комнаты <номер обезличен>, расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, п<адрес обезличен>, 6.

Данное решение является основанием для государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд в течение 1 месяца.

Судья И.А.Попова