Дело № 2-416/2018
УИД 29RS0011-01-2018-000703-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Красноборск 23 ноября 2018 года
Красноборский районный суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Беляковой Е.С.,
при секретаре Чупровой Т.А.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2,
ответчика представителя администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Красноборский муниципальный район», министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области о признании незаконными действий по исключению из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» и обязании включить в список участников подпрограммы,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к администрации МО «Красноборский муниципальный район», министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области о признании незаконными действий по исключению из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 года и обязании включить в список участников подпрограммы.
В обоснование иска указали, что __.__.______г.ФИО1 обратилась в администрацию района о включении в список претендентов на участие в программе в качестве молодого специалиста. 28.09.2017 решением комиссии по реализации ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» она и четверо членов её семьи внесены в список участников мероприятий по улучшению жилищных условий, включая супруга. После формирования сводного списка её супруг ФИО2 исключен из него. С действиями ответчиков не согласны, поскольку супруг до настоящего времени является членом семьи ФИО1, они состоят в зарегистрированном браке, ведут общее хозяйство. Истцами не оспаривается тот факт, что ФИО2 не является молодым специалистом, но он является членом семьи ФИО1, поэтому подлежит включению список участников программы. Просили признать незаконными действия ответчиков по исключению из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 года ФИО2, как члена семьи ФИО1, обязать ответчиков включить ФИО2 в список участников подпрограммы и выплатить на него меру социальной поддержки.
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2 исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «Красноборский муниципальный район» ФИО3, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась, полагая правомерным исключение ФИО2 из списка участников подпрограммы.
Представитель ответчика министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области участия в судебном заседании не принял, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом. В отзыве на иск указали, что право на получение социальной выплаты имеют или молодой специалист ФИО1 (1 человек) или молодая семья ФИО1 (4 человека) с детьми без супруга, так как на дату подачи заявления и на дату утверждения списка ему было более 35 лет. Размер социальной выплаты для молодого специалиста рассчитывается на одного человека. Категория «молодой специалист» может быть изменена при утверждении списка на категорию «молодая семья» в случае, если это улучшает положение получателя государственной поддержки. В данном случае категория получателей социальной выплаты была изменена именно по этой причине.
Поскольку представитель ответчика извещен о времени и месте судебного разбирательства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в его отсутствие по имеющимся в деле доказательствам.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 №717 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы (далее Государственная программа), реализация которой направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, в том числе посредством содействия созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе, создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. До 01.01.2018 действовала Федеральная целевая программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 №598.
Приложением №13 к Государственной программе предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов (далее Правила).
Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности (далее - граждане), в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса в первую очередь с государственной поддержкой за счет средств федерального бюджета.
Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая улучшение жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих предоставление гражданам, молодым семьям и молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению № 1.
Приложением № 1 к Правилам предусмотрено Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (далее по тексту Типовое положение).
Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.
Согласно п. 32 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют:
а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 38 настоящего Типового положения не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных,
б) молодой специалист, под которым понимается одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование.
Такое право предоставляется молодой семье (молодому специалисту) при соблюдении определенных условий, указанных в п. 32 Типового положения.
В судебном заседании установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, а также их несовершеннолетние дети А., Н. и И. зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>.
Постановлением администрации МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г.№ *** с учетом внесения изменений от __.__.______г.№ ***ФИО1 (состав семьи 5 человек: ФИО1, супруг ФИО2, дочь А., сын Н., дочь И.) признана нуждающейся и принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
ФИО1 работает в МБОУ «***» в должности *** с 01.01.2012 по настоящее время, что подтверждается копиями трудового договора № *** от 01.01.2012 и трудовой книжки.
30.01.2017 ФИО1 обратилась в администрацию МО «Красноборский муниципальный район» с заявлением о включении её и членов её семьи, включая супруга, в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «молодой специалист» путем строительства жилого дома в муниципальном образовании «<адрес>.
29.09.2017 после рассмотрения комиссией по реализации Федеральной целевой Программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» заявлений граждан, изъявивших желание участвовать в Программе, администрацией МО «Красноборский муниципальный район» был подготовлен список участников мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на плановый период до 2020 года» по Красноборскому муниципальному району Архангельской области на 2018 год по состоянию на 24.07.2018, в который была включена ФИО1 (состав семьи 5 человек).
На основании п. 21 Типового положения администрация МО «Красноборский муниципальный район» сформированные списки граждан направила в орган исполнительной власти.
В соответствии с протоколом заседания комиссии от __.__.______г.№ *** список участников был скорректирован в части изменения состава семьи молодого специалиста ФИО1, из состава семьи исключен её супруг ФИО2
Распоряжением главы МО «Красноборский муниципальный район» от __.__.______г.№ ***-р утвержден список участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности МО «Красноборский муниципальный район» на 2018 год в новой редакции (Приложение №2), в который включена ФИО1 с составом семьи 4 человека.
Органом исполнительной власти, ответственным за реализацию мероприятий Государственной программы, является министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
Министерством на основании п. 22 Типового положения 27.07.2018 утвержден сводный список участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы по Архангельской области на 2018 год. В указанный список включена ФИО1 с составом семьи 4 человека.
Из отзыва министерства следует, что из администрации МО «Красноборский муниципальный район» был представлен комплект документов по категории «молодая семья (молодой специалист)» на семью ФИО1 из 5 человек, включая ФИО2 и детей. На момент подачи заявления ФИО2 был старше 35 лет. В сводный список министерством семья ФИО1 была включена как молодая семья. Категория «молодой специалист», по которой ею было подано заявление, с целью улучшения положения ФИО1 была изменена министерством на категорию «молодая семья». Размер субсидии рассчитан для молодой семьи из 4 человек.
__.__.______г.ФИО1 министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности № ***с, согласно которому размер социальной выплаты составил *** рублей, состав семьи 4 человека (А., Н., И.).
На основании исследованных в судебном заседании доказательств суд приходит к выводу о правомерности действий министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области об исключении из состава членов семьи ФИО1 её супруга ФИО2, поскольку его возраст как на подачу заявления о включении в состав участников, так и на дату утверждения сводного списка превышал 35 лет.
В рамках вышеуказанной Государственной программы мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, осуществляются по трем направлениям: 1) «граждане», 2) «молодые семьи, 3) «молодые специалисты».
Как уже отмечалось, к «молодому специалисту» относится одиноко проживающее или состоящее в браке лицо в возрасте на дату подачи заявления не старше 35 лет, имеющее законченное высшее (среднее профессиональное) образование, при этом возраст супруга (супруги) не учитывается.
Согласно п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в пункте 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением № 13 к Государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте Российской Федерации на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на I квартал очередного финансового года.
Размер социальной выплаты для молодого специалиста в 2018 году по Красноборскому району составляет 237,5 тыс. рублей (33 кв.м. х 15 тыс.руб. х 47,98%), размер социальной выплаты для молодой семьи из 4 человек в 2018 году по Красноборскому району составляет 518,1 тыс. рублей (18 кв.м. х4 х 15 тыс.рублей х 47,09%).
Размер социальной выплаты, исходя из толкования положений подпункта «б» п. 32 Типового положения, для «молодого специалиста» рассчитывается на одного человека.
При получении документов семьи ФИО1 категория «молодой специалист», как указанно ею в заявлении, была изменена министерством на категорию «молодая семья» для улучшения ее положения, с чем суд также соглашается.
На основании изложенного оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1, ФИО2 к администрации МО «Красноборский муниципальный район», министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области о признании незаконными действий по исключению ФИО2 из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», обязании включить ФИО2 в список как члена семьи ФИО1 и выплате на ФИО2 меры социальной поддержки не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований к администрации МО «Красноборский муниципальный район», министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области о признании незаконными действий по исключению ФИО2 из списка участников мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей и молодых специалистов подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сбыта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы», обязании включить ФИО2 в список как члена семьи ФИО1 и выплате на ФИО2 меры социальной поддержки ФИО1, ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Красноборский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.С. Белякова