ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-416/19 от 05.07.2019 Омутнинского районного суда (Кировская область)

43RS0026-01-2019-000587-07

Дело № 2-416/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Омутнинск, Кировская область 05 июля 2019 года

Омутнинский районный суд Кировской области в составе:

председательствующего судьи Орловой И.В.,

при секретаре Волошко Л.Л.,

с участием старшего помощника прокурора Омутнинского района Широкова Н.А., истца ФИО1, представителя администрации МО «Омутнинское городское поселение» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Омутнинского района Кировской области в защиту прав и законных интересов ФИО1 к МО Омутнинское городское поселение в лице администрации МО Омутнинское городское поселение, НКО «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» о признании бездействия незаконным, взыскании неосновательного обогащения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Омутнинского района обратился в суд в интересах ФИО1 к МО «Омутнинское городское поселение» в лице администрации, НКО «Фонд капитального ремонта» о признании начислений платы за капитальный ремонт незаконными и взыскании неосновательного обогащения. В обоснование требований указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения жилищного законодательства. На основании распоряжения администрации МО «Омутнинское городское поселение» от 28.12.2016 № 320/1 жилой дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ признан аварийным и подлежащим сносу. 01.06.2017 администрацией МО «Омутнинское городское поселение» направлена информация в НКО «Фонд капитального ремонта» с указанием на необходимость актуализации действующей программы по причине признания домов аварийными и подлежащими сносу. В числе иных домов в программе указан дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Факт несвоевременного предоставления муниципалитетом сведений, необходимых для актуализации программы капитального ремонта, не может служить основанием для расходования средств граждан и самого Фонда капитального ремонта на проведение соответствующих работ в домах, признанных аварийными. ФИО1 является собственником жилых помещений по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ Сумма взносов, начисленных на капитальный ремонт жилых помещений по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, АДРЕС ИЗЪЯТ за период с 01.06.2017 по 30.04.2019 составляет 13154,60 руб. Необоснованное начисление взносов на капитальный ремонт привело к нарушению жилищных прав ФИО1 Сумму уплаченных взносов за капитальный ремонт жилых помещений в доме, признанном аварийным, следует рассматривать как неосновательное обогащение. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год. Порядок ежегодной актуализации региональной программы предусмотрен ст.3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО. Органы местного самоуправления направляют необходимые сведения в Фонд до 01 марта на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой. Факт признания домов, входящих в адресную программу капитального ремонта, аварийными свидетельствует о необходимости актуализации такой программы путем направления соответствующей информации в Фонд в сроки, установленные законодательством. Администрацией направлена информация с указанием на необходимость актуализации действующей программы лишь 01.06.2017. В соответствии со ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе размещают в ГИС ЖКХ информацию в соответствии с законодательством РФ. Информация в ГИС ЖКХ на протяжении 2017-2018 гг. не актуализировалась, сведения о признании дома аварийным размещены лишь в январе 2019 года. Указанные нарушения привели к неосновательному обогащению Фонда путем сбора взносов за капитальный ремонт с собственников жилых помещений в перечисленных домах. С учетом уточнения требований прокурор просит обязать НКО «Фонд капитального ремонта» произвести перерасчет взносов за капитальный ремонт жилых помещений по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, 8, 9 за март-апрель 2019 года, исключив задолженность за указанный период; взыскать с НКО «Фонд капитального ремонта» в пользу ФИО1 денежные средства 13154,60 руб., оплаченные за период с 01.06.2017 по 30.04.2019; признать бездействие администрации МО «Омутнинское городское поселение», выразившееся в несвоевременном направлении сведений, необходимых для актуализации программы капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на подведомственной территории, в НКО «Фонд капитального ремонта» незаконным; обязать администрацию МО «Омутнинское городское поселение» направить в НКО «Фонд капитального ремонта» сведения в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой, предусмотренные ст.3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО.

В судебном заседании старший помощник прокурора Широков Н.А. на удовлетворении заявленных требований настаивал, привел доводы, изложенные в иске.

ФИО1 заявленные исковые требования поддержал.

Представитель администрации МО «Омутнинское городское поселение» ФИО2 исковые требования в части требований к администрации не признала, пояснила, что информация в соответствии с законом администрацией передана. В части требований о взыскании неосновательного обогащения оставила разрешение вопроса на усмотрение суда.

Представитель НКО «Фонд капитального ремонта» ФИО3 в судебном заседании заявленные исковые требования не признал, пояснил, что сведения о признании МКД авариным и подлежащим сносу поступили в НКО «Фонд капитального ремонта» в 2019 году, с мая 2019 года начисление платы не производится. В доме по АДРЕС ИЗЪЯТ проведен капитальный ремонт, условия проживания собственников жилых помещений улучшены, неосновательное обогащение со стороны Фонда отсутствует. Полагает требования не подлежащими удовлетворению.

Судом выслушаны лица, участвующие в деле, исследованы письменные материалы дела.

Учитывая содержание искового заявления и доказательства, приложенные к нему, обстоятельства, выносившиеся сторонами на обсуждение в судебных заседаниях, суд исходит из того, что требования заявлены применительно к жилому дому по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ.

ФИО1 обратился к прокурору Омутнинского района с заявлением от 02.04.2019, в котором просил провести проверку по вопросу начисления платы за капитальный ремонт в доме, признанном аварийным (л.д.10).

ФИО1 является собственником жилых помещений по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, 8, 9 (л.д.26-28).

18.10.2016 межведомственной комиссией составлен акт № 59 обследования помещения по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ. Жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу.

ДАТА ИЗЪЯТА межведомственной комиссией составлено заключение, согласно которому жилой МКД по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ не пригоден для проживания, признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации МО «Омутнинское городское поселение» от 28.12.2016 № 320/1 утвержден реестр домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в реестр домов включен дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.6, 6 оборот).

Согласно письму администрации от 01.06.2017 № 1491 генеральному директору НКО «Фонд капитального ремонта» администрация сообщает, что на территории Омутнинского городского поселения признаны аварийными и подлежащими сносу многоквартирные дома, в том числе по АДРЕС ИЗЪЯТ, просит исключить данные дома из областной программы «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов Кировской области» на 2014-2043 гг.

Из пояснений представителя администрации ФИО2, данных в судебном заседании, следует, что письмо от 01.06.2017 № 1491 было направлено простым почтовым отправлением.

В подтверждение доводов об отправлении письма представлена копия журнала исходящей почтовой корреспонденции. За 01.06.2017 в журнале за № 14 значится письмо от 01.06.2017 № 1491 в НКО «Фонд капитального ремонта».

Представитель администрации также пояснил, что при проведении прокуратурой проверки данный журнал был представлен сотрудникам прокуратуры.

Заместитель прокурора района Ворожцов В.Н. в судебном заседании 13.06.2019 пояснил, что при проверке действительно данный журнал представлялся, исправлений в записях в журнале не имеется.

Представитель НКО «Фонд капитального ремонта» ФИО3 в судебном заседании представил скрин-шоты журнала входящей корреспонденции за июнь 2017 года, из которых следует, что соответствующее письмо от 01.06.2017 № 1491 из администрации не поступало.

21.03.2019 администрация направила в НКО «Фонд капитального ремонта» письмо № 1193, в котором указала, что на территории Омутнинского городского поселения признаны аварийными и подлежащими сносу МКД, в том числе дом по АДРЕС ИЗЪЯТ (л.д.44).

Письмом от 29.03.2019 № 2902 НКО «Фонд капитального ремонта» ответил, что для рассмотрения вопроса об исключении многоквартирных домов из областной программы «Капитальный ремонт общего имущества МКД в Кировской области» необходимо направить в адрес Фонда решение органа местного самоуправления в соответствии с п.49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (л.д.36).

29.04.2019 письмом № 1852 администрация просила Фонд исключить дома из областной программы, к письму приложено распоряжение от 28.12.2016 № 320/1 (л.д.37).

Согласно информации от 08.05.2019, представленной НКО «Фондом капитального ремонта» прокурору, многоквартирный дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ включен в областную программу «Капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов», утвержденную постановлением Правительства Кировской области от 21.03.2014 № 254/210. В марте 2019 года в Фонд поступило письмо от 21.03.2019 № 1193 администрации Омутнинского городского поселения о признании аварийными и подлежащими сносу многоквартирных домов, расположенных в г.Омутнинске, в том числе и указанного дома. При этом соответствующее распоряжение о признании МКД аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, принимаемое органом местного самоуправления, в Фонд до настоящего времени не поступало. Для прекращения начисления взносов на капитальный ремонт необходимо представить в Фонд документ, подтверждающий признание МКД аварийным и подлежащим сносу в установленном порядке. Так как к письму администрации от 21.03.2019 № 1193 документ о признании МКД аварийным и подлежащим сносу не приложен, Фонд сведениями о том, кем и когда принято такое решение, не располагает, не имеет оснований для прекращения начислений взносов на капитальный ремонт (л.д.11).

Письмом от 24.05.2019 № 5124 НКО «Фонд капитального ремонта» направил в ООО «РКЦ» реестр за май 2019 года на прекращение начислений (л.д.40).

НКО «Фонд капитального ремонта» представлена справка о стоимости выполненных работ и затрат на капитальный ремонт фасада МКД по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ стоимостью 1053508,26 руб. (л.д.45).

В соответствии с п.1 ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.

Пунктом 2 ст.168 ЖК РФ предусмотрено, что региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику), за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

При этом не позднее чем через шесть месяцев со дня утверждения региональной программы капитального ремонта или принятия решения об исключении многоквартирных домов из такой программы нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации должны быть определены порядок, сроки проведения и источники финансирования реконструкции или сноса этих домов либо иных мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации и обеспечивающих жилищные права собственников жилых помещений и нанимателей жилых помещений по договорам социального найма в этих домах.

Согласно п.4.1 ст.168 ЖК РФ решения о внесении изменений в региональную программу капитального ремонта принимаются в соответствии с методическими рекомендациями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В соответствии с п.5 ст.168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.

В соответствии с ч.1 ст.3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 № 298-ЗО «О реализации отдельных положений Жилищного кодекса Российской Федерации в сфере организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Кировской области» в целях актуализации региональной программы лица, осуществляющие управление многоквартирными домами, ежегодно не позднее 1 февраля направляют свои предложения в органы местного самоуправления поселений, городских округов, которые обобщают полученные сведения, дополняют с учетом положений части 2 статьи 3 настоящего Закона и направляют их в Фонд в срок до 1 марта на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой Кировской области, указанной в части 5 статьи 2 настоящего Закона.

В соответствии с ч.5 ст.2 Закона Кировской области № 298-ЗО для формирования и ежегодной актуализации региональной программы используется государственная информационная система Кировской области, созданная и эксплуатируемая с учетом требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и правовыми актами Правительства Кировской области.

В ходе судебного заседания установлено, что жилой дом по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ был признан аварийным и подлежащим сносу распоряжением администрации от 28.12.2016 № 320/1.

Таким образом, с учетом требований ч.1 ст.3.1 Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО администрация должна была направить сведения о признании МКД аварийным и подлежащим сносу в Фонд в срок до 1 марта на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой Кировской области, указанной в части 5 статьи 2 настоящего Закона.

Доказательств того, что данная обязанность была исполнена администрацией в установленный законом срок, не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает, что нарушение требований Закона Кировской области от 02.07.2013 N 298-ЗО (ст.3.1) со стороны администрации имело место.

В ходе судебного заседания установлено, что информация в форме электронного документа, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с государственной информационной системой Кировской области администрацией не размещалась. Доводы представителя администрации о невозможности разместить соответствующие сведения в ГИС Кировской области в установленный срок в соответствии с требованиям Закона Кировской области № 298-ЗО относимыми и допустимыми доказательствами не подтверждены.

Между тем, в судебном заседании установлено, что в настоящее время сведения по дому ФИО4, 28 на бумажном носителе администрацией в Фонд предоставлены. Также представитель Фонда пояснил, что в настоящее время информация в государственной информационной системе Кировской области относительно дома по ФИО4, 28 размещена сотрудниками Фонда.

Данные обстоятельства подтверждены в судебном заседании ответчиками, не оспариваются истцом и прокурором.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в настоящее время действия, предусмотренные ст.3.1 Закона Кировской области № 298-ЗО, совершены, незаконное бездействие со стороны администрации на момент рассмотрения дела судом отсутствует.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия администрации МО «Омутнинское городское поселение», выразившегося в несвоевременном направлении сведений, необходимых для актуализации программы капитального ремонта МКД в НКО Фонд капитального ремонта; требований о возложении на администрацию обязанности направить в НКО «Фонд капитального ремонта» сведений в форме электронного документы, подготовленного с использованием средств, обеспечивающих информационно-технологическое взаимодействие с ГИС, не имеется.

В ходе судебного заседания установлено, что в настоящий момент НКО «Фондом капитального ремонта» произведен перерасчет платы за капитальный ремонт собственнику жилых помещений ФИО1 за период март-апрель 2019 года по жилым помещениям: АДРЕС ИЗЪЯТ, 8, 9.

Согласно справкам о начислениях и оплате по лицевым счетам по взносам на капитальный ремонт, представленным в судебное заседание, по указанным выше жилым помещениям долг отсутствует.

Лица, участвующие в деле, в судебном заседании подтвердили, что не оспаривают отсутствие задолженности по взносам на капитальный ремонт по жилым помещениям за указанный период.

При таких обстоятельствах в настоящее время оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о возложении на НКО «Фонд капитального ремонта» обязанности произвести перерасчет взносов за капитальный ремонт жилых помещений по адресу: АДРЕС ИЗЪЯТ, 8, 9 за март-апрель 2019 года не имеется.

Выбор способа защиты своих прав принадлежит истцу, суд рассматривает дело в пределах заявленных исковых требований.

В соответствии с п.1 ст.1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Исходя из положений ст.1102 ГК РФ и определенного ст.56 ГПК РФ общего порядка распределения бремени доказывания лицо, требующее взыскания неосновательного обогащения, должно представить доказательства, подтверждающие факт неправомерного использования ответчиком принадлежащего истцу имущества, период такого использования, размер полученного неосновательного обогащения.

Отсутствие надлежащего правового основания для обогащения как условие неосновательности означает, что ни нормы законодательства, ни условия сделки не позволяют обосновать правомерность обогащения.

Пунктом 1 ст.169 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно п.2 ст.169 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт не уплачиваются собственниками помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийным и подлежащим сносу, а также в случае принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решений об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен этот многоквартирный дом, и об изъятии каждого жилого помещения в этом многоквартирном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.

Таким образом, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников жилых помещений, признанных аварийными и подлежащими сносу, отсутствовала.

В ходе судебного заседания ФИО1 пояснил, что ему не было известно, что жилой дом по АДРЕС ИЗЪЯТ в декабре 2016 года был признан аварийным и подлежащим сносу. О данных обстоятельствах истцу стало известно лишь в феврале 2019 года.

При таких обстоятельствах денежные средства, уплаченные ФИО1 за период с 01.06.2017 по 30.04.2019, являются для Фонда неосновательным обогащением. Оснований для уплаты собственником денежных средств и их удержания Фондом не имеется.

Более того, как следует из справок о начислениях и оплате по лицевым счетам по взносам на капитальный ремонт, представленным ответчиком в судебное заседание, по указанным выше жилым помещениям долг отсутствует. При этом из содержания справок следует, что ответчиком произведен перерасчет за весь период с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Доводы Фонда о том, что в жилом доме произведен капитальный ремонт, отклоняются. Данные обстоятельства не исключают факт отсутствия правовых оснований уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками жилых помещений, которые признаны аварийными и подлежащими сносу.

Более того, ч.2 ст.174 ЖК РФ предусмотрено, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции средства фонда капитального ремонта используются на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома в соответствии с частями 10 и 11 статьи 32 настоящего Кодекса по решению собственников помещений в этом многоквартирном доме. В случае сноса многоквартирного дома средства фонда капитального ремонта за вычетом израсходованных средств на цели сноса и оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме до принятия в установленном Правительством Российской Федерации порядке решения о признании такого дома аварийным распределяются между собственниками помещений в этом многоквартирном доме пропорционально размеру уплаченных ими взносов на капитальный ремонт и взносов на капитальный ремонт, уплаченных предшествующими собственниками соответствующих помещений.

С учетом положений данной нормы необоснованными являются доводы Фонда о том, что со стороны ответчика отсутствует не только неосновательное обогащение, но при осуществлении капительного ремонта затрачены денежные средства, значительно превышающие суммы, собранные с граждан.

Аргументы ответчика, которые сводятся к отсутствию вины Фонда в том, что с граждан собирались взносы в период после признания дома аварийным и подлежащим сносу, правового значения не имеют, поскольку обязанность возвратить неосновательное обогащение возникает независимо от того, явилось ли оно результатом поведения приобретателя имущества.

Таким образом, поскольку Фондом фактически приобретены денежные средства ФИО5 в виде уплаченных взносов на капитальный ремонт по жилым помещениям, указанным выше, за период с 01.06.2017 по 30.04.2019 в размере 13154 руб. 60 коп. без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований, Фонд обязан возвратить ФИО6 неосновательно приобретенные денежные средства в указанном размере.

Доводы ответчиков об отсутствии правовых оснований для обращения прокурора в суд с настоящим иском отклоняются, как не соответствующие положениям ч.1 ст.45 ГПК РФ и обстоятельствам дела. Как видно из содержания заявленных требований и позиции прокуратуры, поддерживаемой в судебных заседаниях, иск содержит требования как направленные на защиту интересов конкретного лица, так и требования, заявленные в интересах неопределенного круга граждан. Обязанность по предоставлению сведений в установленном порядке осуществляется не в отношении каждого конкретного гражданина, а в отношении МКД. Более того, в данном случае распоряжением администрации был утвержден не один дом, а перечень домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, капитальный ремонт был проведен также не конкретном жилом помещении, а в целом в МКД. При таких обстоятельствах у прокурора имелись основания для обращения в суд с заявленными исковыми требованиями.

При таких обстоятельствах заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Омутнинского района в интересах ФИО1 удовлетворить частично.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов в Кировской области» в пользу ФИО1 денежные средства в размере 13154 рубля 60 копеек.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Омутнинский районный суд Кировской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 08.07.2019.

Судья И.В. Орлова