Дело № 2-416/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ульяновская область, р.п. Чердаклы 18 июня 2019 года
Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:
председательствующего судьи Гришина П.С.,
при секретаре Голяшовой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к ФИО1 о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, в обоснование иска, указав следующее.
10.11.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП ФИО1 был заключен договор №... о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей в целях возмещения затрат на финансирование проекта «По расширению мини-пекарни».
Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика платежным поручением №... от 18.11.2011.
Согласно п. 3.2.3 Договора от 10.11.2011 № №... индивидуальный предприниматель обязался обеспечить в срок с 01.11.2011 по 01.11.2014 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 350 000 рублей.
Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации общей суммы налоговых платежей на август 2014 должно было поступить в размере 83 436 рублей. Предусмотрено создание 5 рабочих мест.
Представлены документы, подтверждающие отчисления в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей на сумму 5548 рублей, вместо 83 436 рублей. Создано 2 рабочих места. Условия предоставления субсидии не исполнены.
В соответствии с п.10.2 Договора отношения между сторонами Договора прекращаются по исполнении всех взятых на себя обязательств, о чем составляется соответствующий акт.
Акт об исполнении обязательств с ответчиком не составлялся, а также отсутствуют документы, подтверждающие надлежащее исполнение договорных обязательств по уплате налоговых платежей в полном объеме, согласно бизнес-плану, расходования собственных средств, в соответствии с Договором. Таким образом, ответчиком нарушены договорные обязательства, установленные при предоставлении субсидии.
Согласно п.5.5. Договора в случае выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств, а также при не предоставлении в срок отчетов, предусмотренных п.п.5.2, 5.3. Договора, Организация (ИП) в бесспорном порядке по письменному требованию Министерства производит возврат бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, в областной бюджет на лицевой счет Министерства.
Поскольку обязательства по Договору не исполнены, в порядке, предусмотренном п.5.5. Договора в адрес Ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Обращаясь в суд, со ссылкой на ст.ст. 309, 310, 395 ГК РФ, истец просит взыскать с ответчика в его пользу сумму основного долга в размере 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 11.07.2016 по 11.04.2019 в сумме 70 015 рублей 22 копейки.
В судебное заседание представитель Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области ФИО2 не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие и заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
Исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона РФ от 24.07.2007 № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 181-ФЗ, от 28.12.2013 N 418-ФЗ, от 22.10.2014 N 311-ФЗ)
При этом пункт 1 статьи 11 Закона № 209-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относит создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей.
Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на 2011 год) субсидии юридическим лицам, (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам –производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратно основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соотве6тствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе, цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 16.11.2010 № 42\389-П была утверждена Областная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области» на 2011-2015 годы, одной из целей реализации которой являлось увеличение вклада субъектов малого и среднего предпринимательства в экономику Ульяновской области (доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта Ульяновской области); увеличение налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в налоговых доходах федерального, областного и местных бюджетов.
10.11.2011 между Министерством экономики Ульяновской области и ИП ФИО1 был заключен договор №... о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей в целях возмещения затрат на финансирование проекта «По расширению мини-пекарни».
Согласно п. 3.2.3 Договора от 10.11.2011 №... индивидуальный предприниматель обязался обеспечить в срок с 01.11.2011 по 01.11.2014 выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации Проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование Проекта за счет собственных средств в размере не менее 350 000 рублей.
Согласно условиям бизнес-плана срок окупаемости проекта, согласно финансовому прогнозу технико-экономического обоснования проекта, составляет 36 месяцев. По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации общей суммы налоговых платежей на август 2014 должно было поступить в размере 83 436 рублей. Предусмотрено создание 5 рабочих мест.
В соответствии с п.5.3 Договора ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, Организация (ИП) представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных Проектом (возможно представление заверенных копий). Отчет представляется Организацией (ИП) до окончания реализации Проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.
Согласно п. 3.2.4. Договора Организация (ИП) обязуется своевременно представлять Министерству отчетность, предусмотренную пунктами 5.2, 5.3. раздела 5 настоящего Договора.
Министерство экономики Ульяновской области перечислило бюджетные средства путем прямого безналичного перечисления на банковский счет ответчика платежным поручением 2394188 от 18.11.2011.
Согласно бизнес-плану ИП ФИО1, целевые бюджетные ассигнования в форме субсидий (гранта) планировалось расходовать на расширение мини-пекарни.
В соответствии с отчетами, которые предоставляла ответчик о расходовании бюджетных средств, целевые бюджетные средства были потрачены ответчиком на указанные в бизнес-плане цели.
Однако, согласно показателям отчетов о выполнении комплекса мероприятий, обязательства по реализации социально экономических показателей проекта об организации 5 рабочих мест по проекту создано только два, поступления в бюджетную систему Российской Федерации налоговых платежей на сумму 5548 рублей, вместо 83 436 рублей.
В ходе судебного заседания ФИО1 было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, что в силу ст. 199, ч. 4 ст. 198 ГПК РФ является самостоятельным основанием к отказу в иске.
Согласно 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
На основании ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
В соответствии с п. 8.3 – 8.4 Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области на открытие собственного дела, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 №...-П субъект малого предпринимательства обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта ненадлежащего исполнения договора.
Министерство несет ответственность за неправомерное, нецелевое, неэффективное использование средств, выделенных из областного бюджета Ульяновской области.
В случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
Как указывалось выше, договором от 10.11.2011 за №... определен срок выполнения ИП ФИО1 комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, с 01.11.2011 по 01.11.2014.
При этом, требование о возврате бюджетных средств истец направил ответчику только 04.07.2016, а с настоящим иском в суд обратился 18.04.2019, т.е. за пределами срока исковой давности.
Поскольку обязанность по возврату предоставленной субсидии на развитие малого предпринимательства при невыполнении предпринимателем бизнес-проекта законом возложена на Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, однако своевременно истец в суд с настоящим иском не обратился, ответчиком в ходе рассмотрения дела было заявлено о пропуске истцом срока исковой давности, исковые требования Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к ФИО1 о взыскании субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, а также процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного, и руководствуясь 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к ФИО1 о взыскании субсидии, предоставленной на развитие малого предпринимательства, процентов за пользование чужими денежными средствами отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: П.С. Гришин