Решение
Именем Российской Федерации
27 января 2020 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе
председательствующего судьи Яремчук Е.В.,
при секретаре Жарун А.Р.,
с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2,
представителей третьих лиц ООО УК «Быт - Сервис» ФИО3, представителя Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО8 к некоммерческой организации «Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о возложении обязанности обеспечить выполнение работ по ремонту крыши, кладки и штукатурки фасада дома,
установил:
ФИО1 обратился в Кировский районный суд г. Саратова с указанным исковым заявлением к некоммерческой организации «Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» (далее по тексту – Фонд капитального ремонта) мотивируя свои требования следующим.
ФИО1 является собственником <адрес> многоквартирном <адрес>А по <адрес> оплачивает взносы на капитальный ремонт. Указанный выше многоквартирный дом признан объектом культурного наследия. Управляющей компанией многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>А является ООО «УК «Быт-Сервис». Многоквартирный дом внесен в областную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории <адрес>, утвержденную постановлением <адрес> от 09 июня 2014 года № 334-П. Распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 27 ноября 2015 года № 1524-р утвержден краткосрочный план реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2016 года, в который указанный выше дом внесен под № 697 с видом работ – ремонт крыши с предельным сроком завершения работ – 31 декабря 2016 года. Однако ремонт крыши произведен не был. Указывает на то, что крыша дома находится в неудовлетворительном состоянии. В весенне-осенние периоды в результате протечек намокает и разрушается штукатурка фасада здания, частично выпала кладка наружной стены, выходящей во двор. Ответчик ссылается на то, что дом является объектом культурного наследия, что приводит к сложностям в проведении капитального ремонта. На основании изложенного, ФИО1 просит суд обязать ответчика обеспечить проведение ремонта крыши и восстановительного ремонта кладки и штукатурки фасада многоквартирного дома по адресу: <...>
.
Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Фонда капитального ремонта, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленных возражениях указывает, что согласно приказу министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года № 1-10/177 «Об утверждении списка вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, расположенных на территории Саратовской области», дом № 4А по
ул. Советской в г.Саратове является выявленным объектом культурного наследия. Согласно заданию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия народов РФ, поступившему в Фонд капитального ремонта от собственников многоквартирного дома по адресу: <...>, проектная документация разрабатывается юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Объявленный Фондом капитального ремонта в 2017 году электронный аукцион по привлечению подрядной организации на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома по адресу: <...>, признан несостоявшимся. Поскольку полномочия Фонда капитального ремонта ограничиваются проведением электронных аукционов по привлечению подрядной организации, полагает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области ФИО4 указала, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>
д. 4А является вновь выявленным объектом культурного наследия «Дом жилой, 1950-е гг.». В отношении указанного многоквартирного дома предмет охраны не утвержден. В соответствии со ст. 42 ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ремонт памятника – это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны. Таким образом, проведение работ на объекте культурного наследия возможно с учетом положений ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Представитель третьего лица ООО «УК «Быт-Сервис» ФИО3 в судебном заседании полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
С учетом положений статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Пунктом 5 части 1 статьи 167 ЖК РФ определено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, которые направлены на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и которыми устанавливается порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также требования к этим программам.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
В силу части 1 статьи 168 ЖК РФ предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов определяются региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов.
В соответствии с частью 2 указанной выше статьи региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу.
Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (часть 3 статьи 168 Жилищного кодекса РФ).
Согласно пункту 1 статьи 182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Законом Саратовской области от 27 июня 2013 года № 103-ЗСО «О региональном операторе в Саратовской области» установлены особенности создания и деятельности специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме Саратовской области - регионального оператора.
Распоряжением Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 года №171-Пр «О создании регионального оператора» создана специализированная некоммерческая организация «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» в организационно-правовой форме – фонд, целью деятельности которого является обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно части 7 статьи 168 ЖК РФ, в целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
При внесении изменений в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта по основаниям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи, согласование с собственниками помещений в многоквартирном доме не требуется. Органы местного самоуправления обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в случае, если это предусмотрено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, в порядке, установленном этим нормативным правовым актом.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником <адрес>А по ул. Советской в г. Саратове (л.д. 12).
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляет ООО «УК «Быт-Сервис».
Приказом министерства культуры Правительства Саратовской области №1-10/177 от 19 июня 2001 года утвержден список вновь выявленных объектов историко-культурного наследия, в который вошел многоквартирный жилой дом
№ 4А по ул. Советская в г. Саратове (л.д. 83-84).
Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» определено понятие эксплуатация объекта культурного наследия, которая предполагает техническое обслуживание, санитарное содержание здания (сооружения), проведение ремонтных работ с учетом требований действующего законодательства в сфере сохранения объектов культурного наследия и в соответствии с охранными обязательствами.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: 1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации; 2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия; 3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения (ч. 1). Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (ч. 3).
При эксплуатации, использовании объектов культурного наследия следует соблюдать правовой режим, установленный действующим законодательством, направленный на их сохранение с целью обеспечения неизменности облика и интерьера данных объектов культурного наследия, индивидуальные особенности которых послужили основанием для включения их в ЕГРОКН в качестве таковых объектов.
Необходимость в ремонте памятника подтверждается актом технического состояния (технического отчета о состоянии объекта культурного наследия), который составляется на основании визуального и (или) инженерно-технического обследования памятника и включает в себя описание состояния сохранности памятника и выявленные причины разрушения. В таком акте фиксируются повреждения (дефекты) объекта и его элементов с причинами их возникновения для обоснования проведения локальных ремонтных работ на памятнике или его элементах, подвергшихся в процессе эксплуатации износу.
Согласно разъяснениям министерства культуры РФ к ремонтным работам относятся, в частности, замена и (или) восстановление конструкций объекта культурного наследия или элементов таких конструкций, за исключением несущих конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объекта культурного наследия или их элементов, чье техническое состояние ухудшилось в процессе эксплуатации.
Конкретные виды и состав работ, которые могут производиться при ремонте и реставрации памятника, должны быть определены в специальном документе (задании), выдаваемом уполномоченным органом охраны объектов культурного наследия. При этом допускается состав, виды и объемы работ по ремонту объекта культурного наследия определять актом технического состояния объекта культурного наследия, составляемого собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия с привлечением экспертов, аттестованных в установленном законодательством порядке, с приложением фотографических материалов, подтверждающих необходимость проведения ремонта.
Работы по ремонту должны выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия и опыт проведения реставрационных работ.
Ремонт памятников проводится при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника.
Проектная документация для проведения ремонтных работ разрабатывается вне зависимости от их объема и степени вмешательства в конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности (ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования»).
Проведение ремонтных работ может быть предусмотрено требованиями к содержанию конкретного объекта культурного наследия, которые в соответствии с Приказом Минкультуры России от 01 июля 2015 г. № 1887 «О реализации отдельных положений статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)» включаются в охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия и заполняются в соответствии со ст. 47.3 комментируемого Закона.
В охранном обязательстве закрепляются обязанности по содержанию и сохранению конкретного объекта культурного наследия собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Таким образом, ремонт памятников осуществляется с учетом требований, содержащихся в конкретном охранном обязательстве объекта культурного наследия, при получении разрешения и задания от органа охраны объектов культурного наследия, после согласования проектной документации на проведение ремонтных работ памятника и на основании лицензии на проведение ремонта, а также с учетом результатов экспертизы.
Постановлением Правительства Саратовской области от 31 декабря 2013 года №800-П утверждена областная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области.
В целях реализации данного постановления разработана областная программа проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, согласно которой срок проведения капитального ремонта фасада многоквартирного жилого дома № 4А по ул. Советская в г.Саратове установлен - 2032 год, капитального ремонта крыши – 2016 год (л.д. 77-78).
Кроме того, краткосрочным планом реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области на 2016 года, утвержденным распоряжением министерства строительства и ЖКХ Саратовской области от 27 ноября 2015 года № 1524-р в многоквартирном доме по адресу: <...> предусматривались работы по капитальному ремонту крыши со стоимостью работ в размере 1107588 рублей (л.д. 79-82).
Начальником управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области на основании краткосрочного плана реализации областной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Саратовской области утверждено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации № 2104 от 01 сентября 2016 года в виде ремонта крыши, разработке проектной документации (л.д. 58-60).
В целях выполнения работ по оценке технического состояния и проектирования капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, являющихся объектами культурного наследия, выявленными объектами культурного наследия, расположенными, в том числе, по адресу: <...>, Фондом капитального ремонта был объявлен электронный аукцион номер РТС264Г170045, который 20 марта 2017 года признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие от подрядных организаций (л.д. 122-126)
17 июня 2018 года общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, выбрано лицо, уполномоченное представлять интересы собственников многоквартирного дома при подаче заявления о выдаче задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ (л.д. 97-100).
На основании заявления уполномоченного лица - ФИО2 о проведении работ по сохранению объекта культурного наследия в виде капитального ремонта кровельного покрытия (л.д. 94-96), начальником управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области утверждено задание от 19 июня 2018 года № 1522 на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия, срок действия которого определен до 30 декабря 2021 года или до истечения данного срока в случае изменения предмета охраны памятника по результатам мониторинга и дальнейшего его утверждения в соответствии с действующим законодательством, а также в случае изменения законодательства в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, влекущие изменения условий проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 88-93).
Данное задание, включая срок его реализации, согласовано с уполномоченным на представление интересов собственников МКД лицом – ФИО2
Таким образом, срок реализации задания от 19 июня 2018 года № 1522 на проведение работ по капитальному ремонту крыши - 30 декабря 2021 года, а также ремонта фасада многоквартирного жилого дома № 4А по ул.Советская в г.Саратове, запланированного, согласно областной программе на 2032 год, на момент рассмотрения данного дела не истек.
Правовое положение регионального оператора закреплено в ст. 178 ЖК РФ, деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом, принятыми в соответствии с ним законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии со ст. 180 ЖК РФ к функциям регионального оператора относятся аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора; открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета; взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора; иные предусмотренные настоящим Кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.
Пунктом 22 ст. 1 ГрК РФ) определено, что технический заказчик - это юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы, необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности (далее - функции технического заказчика).
Функции технического заказчика могут выполняться только членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ.
Принимая во внимание, что многоквартирный дом по адресу: <...> является объектом культурного наследия, технический заказчик должен обладать и правом лицензированной деятельности на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, коей ответчик не обладает.
Одновременно, согласно ст. 3 распоряжения Правительства Саратовской области от 19 июля 2013 г. № 171-Пр «О создании регионального оператора» средства, полученные региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, используются только для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах.
Указанная норма не предусматривает проведение реставрационных работ за счет средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, приведенные положения закона исключают возможность возложения на Фонд капитального ремонта обязанности по обеспечению проведения капитального ремонта крыши, кладки и штукатурки фасада многоквартирного дома, являющегося объектом культурного наследия, которые должны быть проведены с учетом особенностей, установленных законом в отношении объектов культурного наследия, путем проведения конкурса по отбору подрядных организаций, имеющих соответствующие лицензии.
В силу требований ст. 13 ГПК РФ об обязательности судебных постановлений, ст. 210 ГПК РФ об исполнении решения суда во взаимосвязи с разъяснениями, содержащимися в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение суда должно быть исполнимым.
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч. 1 ст. 3 и ч. 1 ст. 4 ГПК РФ условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Статья 1 (п. 1) ГК РФ к числу основных начал гражданского законодательства относит, в частности, необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты, а абзац третий ст. 12 ГК РФ устанавливает такой способ защиты гражданских прав, как восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, действующее законодательство прямо предусматривает, что заявление требования о пресечении действий, нарушающих право, может быть использовано конкретным субъектом в качестве способа защиты его нарушенного права.
В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, либо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. Если истец избрал способ защиты, не соответствующий нарушению и не обеспечивающий восстановление прав, то его требования не могут быть удовлетворены.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В силу ст. 162 ЖК РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу пункта 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с указанными Правилами крыша и фасад здания относятся к общему имуществу многоквартирного дома, содержание которого находится в зоне ответственности управляющей компании.
При этом суд учитывает, что необходимость в проведении капитального ремонта дома не является основанием для освобождения управляющей компании от выполнения возложенных на нее обязанностей по проведению текущего ремонта кровли и устранению протечек.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 24 июня 2008 г. N 11 "О подготовке дел к судебному разбирательству", если при подготовке дела судья придет к выводу, что иск предъявлен не к тому лицу, которое должно отвечать по иску, он с соблюдением правил статьи 41 ГПК РФ по ходатайству ответчика может произвести замену ответчика. Такая замена производится по ходатайству или с согласия истца.
Судом истцу ФИО1 разъяснены положения ст. 41 ГПК РФ, правом на замену ответчика, истец не воспользовался, поддержав заявленные требования в полном объеме.
Принимая во внимание изложенные нормы права и фактические обстоятельства по делу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Руководствуясь ст. 194-198ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования ФИО1 ФИО9 к некоммерческой организации «Фонд капительного ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Саратовской области» о возложении обязанности обеспечить выполнение работ по ремонту крыши, кладки и штукатурки фасада дома – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 03 февраля 2020 года.
Судья Е.В. Яремчук