Дело № 2-416/2010
«07» июля 2010 год. Димитровский районный суд г. Костромы в составе: председательствующего судьи Смирнова С.А., при секретаре Мокиной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области к Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» о ликвидации некоммерческой организации,
у с т а н о в и л:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области обратилось в суд с иском к Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» о ликвидации некоммерческой организации. Свои требования мотивировали тем, что Костромская областная некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Воскресение» (далее - Фонд) в качестве юридического лица зарегистрирована дд/мм/гг за основным государственным регистрационным номером Х. В соответствии со ст. 32 ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области от дд/мм/гг, проведена проверка соответствия деятельности Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В ходе проверки установлено следующее: 1. Фонд по адресу, указанному в учредительных документах: г/у/д/к, не располагается. В нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. «в» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Фонд не сообщил об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа Правления, не представил документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц. 2. В нарушение ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонд не опубликовал отчеты об использовании своего имущества. 3. В нарушение ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Фондом не проводились ежегодные аудиторские проверки. 4. В нарушение абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонд использует на печати незарегистрированную эмблему. 5. В нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», функции высшего руководящего органа в Уставе возложены на Попечительский совет Фонда. 6. В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонд за проверяемый период не исполнял нормы, предусмотренные п. 4.2, 4.4, 4.6 Устава: не проводились заседания Попечительского Совета, Правления; не осуществляла свою деятельность Ревизионная комиссия; не переизбирались руководящие и контролирующие органы, после истечения срока их полномочий (дд/мм/гг): Попечительский Совет, Ревизионная комиссия. 7. В нарушение абз. 3 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Устав Фонда не содержит порядок назначения должностных лиц фонда и из освобождения (Президент, Правление). 8. В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонда за 2008 год не представил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти. Указанные в п. 1.2,6 нарушения подтверждаются письменными пояснениями Президента Фонда от дд/мм/гг. По результатам проверки вынесено предупреждение от дд/мм/ггХ, с установлением срока для устранения указанных нарушений до дд/мм/гг. Информация об устранении нарушений в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области не представлена. Просили суд ликвидировать и исключить из единого государственного реестра юридических лиц Костромскую областную некоммерческую организацию «Благотворительный Фонд «Воскресение».
Представитель Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» в судебное заседание не прибыл, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Заслушав представителя истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В силу п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. При этом перечень и формы документов, которые необходимы для внесения таких изменений, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно подп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации.
На основании п. 1 ст. 17 того же Закона для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
На основании ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если: 1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества; 2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, фондом, источником образования средств которого являются добровольные отчисления физических и юридических лиц; 3) объем выручки от продажи продукции (выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, превышает 20 миллионов рублей. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть снижены; 4) в иных случаях, установленных федеральными законами. 2. Обязательный аудит проводится ежегодно.
Согласно абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация вправе иметь штампы и бланки со своим наименованием, а также зарегистрированную в установленном порядке эмблему.
В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» попечительский совет фонда является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Попечительский совет фонда осуществляет свою деятельность на общественных началах. Порядок формирования и деятельности попечительского совета фонда определяется уставом фонда, утвержденным его учредителями.
Согласно п. 4.2. Устава Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» высшим органом управления Фонда является Совет Фонда. В момент учреждения Совет Фонда формируется учредителями и в количестве на менее 3-х человек. В дальнейшем Совет Фонда формируется за счет кооптации в него новых членов. Совет Фонда собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.
Из п. 4.4. Устава следует, что Правление Фонда избирается Советом Фонда простым большинством голосов от общего числа голосов, которыми обладают члены Совета. Правление Фонда: обеспечивает выполнение решений Совета Фонда; принимает решения об установлении и поддержании связей с международными и зарубежными организациями; утверждает целевые программы и определяет источники финансирования; готовит и рассматривает вопросы и материалы, выносимые на Совет Фонда; принимает решения и утверждает положения о представительствах. Заседания Правления Фонда проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц.
Согласно п. 4.6 Устава Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» ревизионная комиссия, назначенная Советом Фонда осуществляет контроль за деятельностью Фонда, правильностью израсходования его средств, выполнением Устава и решений органов управления Фондом. Ревизионная комиссия назначается сроком на 3 года.
В силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Согласно абз 3 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» устав фонда также должен содержать наименование фонда, включающее слово "фонд", сведения о цели фонда; указания об органах фонда, в том числе о попечительском совете, и о порядке их формирования, о порядке назначения должностных лиц фонда и их освобождения, о месте нахождения фонда, о судьбе имущества фонда в случае его ликвидации.
Согласно п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:
1) запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 170-ФЗ)
2) запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
3) направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
4) проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, с периодичностью, установленной Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в порядке, установленном уполномоченным органом;
5) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Согласно п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»:
1. Некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
1.1. Заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.
2. Решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
Фонд может быть ликвидирован:
если имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна;
если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены;
в случае уклонения фонда в его деятельности от целей, предусмотренных его уставом;
в других случаях, предусмотренных федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что Костромская областная некоммерческая организация «Благотворительный фонд «Воскресение» была зарегистрирована в качестве юридического лица дд/мм/гг за основным государственным регистрационным номером Х
На основании приказа Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области от дд/мм/ггХ проведена проверка соответствия деятельности Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение», в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
дд/мм/гг Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области в адрес Президента Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» П.В. Шпаченко и Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» направлено уведомление о проведении плановой документальной проверки соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным его учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, за период с дд/мм/гг г. по дд/мм/гг г.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
1. Фонд по адресу, указанному в учредительных документах - г/у/д/к, не располагается. В нарушение п. 7 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», подп. «в» п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», Фонд не сообщил об изменении адреса (места нахождения) постоянно действующего руководящего органа - Правления, не представил документы, необходимые для внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
2. В нарушение ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонд не опубликовал отчеты об использовании своего имущества.
3. В нарушение ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», Фондом не проводились ежегодные аудиторские проверки.
4. В нарушение абз. 2 п. 4 ст. 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонд использует на печати незарегистрированную эмблему.
5. В нарушение п. 3 ст. 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», функции высшего руководящего органа в Уставе возложены на Попечительский совет Фонда.
6. В нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонд за проверяемый период не исполнял нормы, предусмотренные п. 4.2, 4.4, 4.6 Устава: не проводились заседания Попечительского Совета, Правления; не осуществляла свою деятельность Ревизионная комиссия; не переизбирались руководящие и контролирующие органы, после истечения срока их полномочий (дд/мм/гг): Попечительский Совет, Ревизионная комиссия.
7. В нарушение абз. 3 п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Устав Фонда не содержит порядок назначения должностных лиц фонда и из освобождения (Президент, Правление).
8. В нарушение п. 3 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», Фонда за 2008 год не представил в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства по форме и в сроки, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти.
Указанные нарушения подтверждаются актом проверки Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» от дд/мм/гг и письменными пояснениями Президента Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный фонд «Воскресение» ФИО2 от дд/мм/гг.
По результатам проверки Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области в адрес Костромской областной некоммерческой организации «Благотворительный Фонд «Воскресение» было вынесено предупреждение от дд/мм/ггХ с указанием допущенных нарушений, с установлением срока для устранения указанных нарушений в срок до дд/мм/гг
На момент подачи искового заявления информация об устранении нарушений в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области не представлена.
На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Костромской области подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Признать Костромскую областную некоммерческую организацию «Благотворительный фонд «Воскресение» прекратившей деятельность и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в 10-дневный срок.
Судья -