ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-416/2013 от 07.05.2013 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

Гурьевский городской суд <адрес>

    в составе председательствующего Старченковой О.А.,

    при секретаре Булатовой И.А.,

    с участием представителя заявителя КВС ГАВ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя Администрации Гурьевского муниципального района ФИО1, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя Органа опеки и попечительства Управления образования Администрации Гурьевского муниципального района БНА, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    представителя КМА ГСЮ, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

    заинтересованного лица КСР,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Гурьевске

                                                  «07» мая 2013 года

    дело по заявлению КВС о признании недействительным постановления Администрации Гурьевского муниципального района

    У С Т А Н О В И Л :

                КВС обратился с заявлением в порядке гл.25 ГПК РФ, в котором просит признать недействительным постановление Администрации Гурьевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении и сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетним».

Заявление мотивировано тем, что заявитель ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с договором купли-продажи приобрел жилой дом и земельный участок по адресу <адрес> у КМА. ДД.ММ.ГГГГ КВС получил уведомление о приостановлении государственной регистрации прав в связи с закреплением данного жилого помещения за несовершеннолетним КДМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дом приобретался с целью реконструкции, так как проживание в нем невозможно из-за произошедшего более трех лет назад пожара, в связи с чем заявитель считает постановление Администрации Гурьевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ о закреплении жилого помещения за КДМ незаконным, нарушающим как его права покупателя, так и права несовершеннолетнего КДМ.

В судебном заседании представитель заявителя ГАВ заявление поддержал. Пояснил, что изданным постановлением нарушаются имущественные права покупателя, права собственника, так как условия сделки купли-продажи соблюдены: деньги оплачены, имущество передано, КВС – добросовестный приобретатель. Кроме того, нарушены и права несовершеннолетнего, поскольку жилое помещение, закрепленное за КДМ, не соответствует санитарным нормам и правилам, в связи с чем непригодно для проживания. В настоящий момент помещение разрушается, поскольку в течение трех лет после пожара не ремонтируется, так как собственник не имеет для этого средств.

Представитель Администрации Гурьевского <адрес> ФИО1 требования КВС не признала. Пояснила, что межведомственной комиссией жилой дом непригодным для проживания не признан, акт обследования жилищно-бытовых условий был предоставлен, поэтому закрепление жилого помещения было возможно в соответствии со ст.71, 148, 155.3 СК РФ. Положение о закреплении жилых помещений за несовершеннолетними в Гурьевском <адрес> не разработано. Обязанность органа местного самоуправления по закреплению предусмотрена ФЗ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ФЗ №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Представитель Органа опеки и попечительства Управления образования Гурьевского <адрес> БНА также считает постановление законным и обоснованным. Права несовершеннолетнего на жилое помещение были закреплены в соответствии с нормами СК РФ. При вложении определенных средств спорный дом возможно отремонтировать, поскольку выгорели только внутренние помещения, окна, двери, а стены имеются. Следовательно, помещение непригодно для проживания временно, в будущем его возможно привести в надлежащее состояние.

Представитель КМА ГСЮ поддержал заявление. Пояснил, что дом по <адрес> КМА был продан КВС Проживание в нем невозможно без капитального ремонта, поскольку отсутствуют не только окна, двери, но и часть крыши, частично обрушен потолок. Дом находится в таком состоянии уже около трех лет, постепенно разрушается.

Заинтересованное лицо КСР пояснил суду, что у него под опекой находится несовершеннолетний КДМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С КМА у него (опекуна) была договоренность о передаче спорного дома в счет алиментов. В настоящее время дом не жилой, но стены имеются, его возможно отремонтировать при вложении определенных средств, поэтому с заявлением КВС он не согласен.

Заинтересованное лицо КМА, извещенный о времени и месте рассмотрения заявления телефонограммой, в суд не явился. Ходатайств об отложении дела не представил.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, изучив представленные материалы, находит заявление КВС подлежащим удовлетворению.

Так, в соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

КВС оспаривает решение Администрации Гурьевского муниципального района, в заявлении ссылается на нарушение его прав покупателя по договору (в суде представитель заявителя подтвердил, что договор купли-продажи подписан, деньги оплачены, дом передан) и нарушение прав несовершеннолетнего КДМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на получение мер социальной поддержки ребенка, оставшегося без попечения родителей.

С учетом этого, по мнению суда, рассмотрение заявления КВС возможно в порядке главы 25 ГПК РФ.

Судом установлено следующее:

Решением Гурьевского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилой дом общей площадью 57,3 кв.м., в том числе жилой 42,1 кв.м., по адресу <адрес> признано за КМА, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.10-11).

Участники процесса пояснили, что после вступления данного решения в законную силу КМА дом был продан КВС, документы переданы на регистрацию в УФРС (л.д.8).

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Администрации Гурьевского муниципального района за несовершеннолетним КДМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, закреплено и сохранено жилое помещение по адресу <адрес> (л.д.6), что явилось основанием для приостановления регистрации прав на недвижимое имущество за покупателем КВС (л.д.7).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 48-ФЗ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Аналогичные положения закреплены пунктом 2 статьи 121 СК РФ и пунктом 1 статьи 34 ГК РФ.

Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ определены полномочия органов опеки и попечительства, в числе которых обеспечение сохранности имущества подопечных (пункт 11 часть 1).

Положения статей 14, 15, 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ, перечисляющие вопросы местного значения, не наделяют органы местного самоуправления районов и городских округов полномочиями по обеспечению сохранности имущества подопечных.

В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 того же Федерального закона органы местного самоуправления вправе решать вопросы, указанные в части 1 названных правовых норм, если это участие предусмотрено федеральным законом. Таких федеральных норм в указанной сфере не имеется.

В силу статьи 19 упомянутого Федерального закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Исходя из положений, предусмотренных пунктом 6 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ, допускается передача органам местного самоуправления передача отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации в области опеки и попечительства.

В ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 124-ОЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Советом народных депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) (документ введен в действие на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 113-ОЗ) перечислены отдельные государственные полномочия, которыми наделяются органы местного самоуправления, в том числе обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с <адрес> "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п.9 ст.2).

Однако, в ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (принят Советом народных депутатов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ) говорится только об осуществлении контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжении жилыми помещениями, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния указанных жилых помещений.

Следовательно, полномочия по закреплению и сохранению жилых помещений за несовершеннолетними, являющимися детьми собственника жилого помещения, органам местного самоуправления не переданы.

Поскольку несовершеннолетний КДМ, оставшийся без попечения родителей, не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя по договору социального найма, ни собственником спорного жилого помещения, по мнению суда, Администрация Гурьевского муниципального района не была правомочна своим постановлением закрепить и сохранить за несовершеннолетним КДМ жилое помещение.

Согласие органа опеки и попечительства на отчуждение жилого помещения в соответствии с ч.4 ст.292 ГК РФ предусматривает иной (не постановление о закреплении и сохранении жилого помещения) порядок контроля за имуществом несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей.

Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

В силу п. 4 ст. 71 Семейного кодекса РФ ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением.

Аналогичные положения содержатся в ст.ст.155.3, 148 СК РФ.

Участники процесса пояснили, что дом по адресу <адрес> не жилой, КМА в нем не проживает длительное время.

Данный факт подтверждается и представленными в суд документами.

Согласно справке Отдела надзорной деятельности <адрес> и Гурьевского <адрес> по адресу <адрес> ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар, в результате обгорела обрешетка крыши дома, тесовые сени, стены дома изнутри на всей площади (л.д.09).

Актом обследования жилищно-бытовых условий по адресу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что дом после пожара, обгорела часть крыши, два окна частично выбиты. Возможности войти внутрь дома нет, так как на момент обследования там никто не проживает, дом закрыт (л.д.32).

Как пояснили участники процесса с момента пожара дом не ремонтируется, продолжает разрушаться, жить в нем невозможно.

Экспертным санитарно-эпидемиологическим заключением по оценке соответствия условий проживания в жилом доме действующим санитарно-эпидемиологическим требованиям № от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что на момент обследования установлено, что при пожаре выгорела внутренняя часть дома, двери, оконные блоки, в результате жилой дом для проживания не пригоден. Заключение: условия проживания на момент обследования в жилом доме по адресу <адрес>.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» (л.д.33).

Данное экспертное заключение никем не оспорено.

Согласно положениям ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации.

Следовательно, закрепление за КДМ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилого помещения, не отвечающего установленным для жилых помещений санитарным правилам и нормам, что делает проживание в нем невозможным, противоречит интересам несовершеннолетнего, поскольку в будущем лишает его права на включение в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Кроме того, из оспариваемого постановления не усматривается на каком праве жилое помещение закреплено за КДМ, а приведенными выше доказательствами (в том числе актом обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся в Органе опеки и попечительства на момент вынесения постановления) подтверждается невозможность использования жилого дома по назначению.

По мнению суда, установленные обстоятельства, подтверждают правомерность заявленных требований о признании незаконным Постановления администрации Гурьевского муниципального района.

В соответствии со ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

        На основании изложенного, руководствуясь гл.25, ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Требования КВС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, о признании недействительным постановления Администрации Гурьевского муниципального района удовлетворить.

    Признать незаконным постановление Администрации Гурьевского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении и сохранении права пользования жилым помещением за несовершеннолетним КДМ».

         Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в месячный срок со дня изготовления полного текста решения.

    Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

                                         Судья:                                      Старченкова О.А.