Дело № 2-416/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
6 февраля 2014 года г. Конаково
Конаковский городской суд Тверской области
В составе председательствующего судьи Новиковой В.В.
При секретаре Умяровой Ю.А.
С участием заявителя Шальнова А.В., представителя заинтересованного лица Администрации города Конаково ФИО5
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Шальнова Александра Васильевича заинтересованные лица Администрация Конаковского района Тверской области, Администрация города Конаково Тверской области о признании распоряжения Главы администрации Конаковского района незаконным и недействительным, об обязывании восстановить гарантийное письмо о предоставлении выплаты, об обязывании выполнить требование Федерального закона «О статусе военнослужащих» и постановление Правительства Тверской области «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан»,
установил:
Шальнов А.В. обратился в суд с заявлением к администрации Конаковского района Тверской области, администрации города Конаково Тверской области, которым просит суд распоряжение Главы администрации Конаковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и недействительным в части принятия решения об отмене распоряжения администрации Конаковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что не успел приобрести квартиру для себя до ДД.ММ.ГГГГ. Обязать администрацию города Конаково Тверской области восстановить гарантийное письмо, выданное Шальнову А.В. о предоставлении выплаты. Обязать администрацию города Конаково Тверской области выполнить требования федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» 15.2-1 и Постановление Правительства Тверской области от 27 сентября 2011 года № 52-пп» Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в отношении Шальнова Александра Васильевича.
В обоснование заявления указывает, что в ДД.ММ.ГГГГ был уволен из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с организационно-штатными мероприятиями. Имея продолжительность военной службы <данные изъяты> года <данные изъяты> месяцев, при увольнении не был обеспечен жильём. ДД.ММ.ГГГГ за № заявитель и члены его семьи в составе четырёх человек были поставлены на учёт на улучшение жилищных условий постановлением Главы администрации Конаковского района от ДД.ММ.ГГГГ №. Не получив до ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, а также не получив надлежащего ответа от органа местного самоуправления о выполнении конституционного права на жилищи обратился с заявлением о состоянии очереди на получение жилого помещения. Из полученного ответа узнал, что учётное дело было утеряно в ДД.ММ.ГГГГ, а позднее был исключён из списков нуждающихся в жилье еще в ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель вынужден проживать в семье своих родителей в двухкомнатной квартире. Решением Конаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ действия должностных лиц органа местного самоуправления были признаны незаконными и заявитель был восстановлен в очереди в качестве нуждающихся в жилом помещении. Заявителем избран предусмотренный законом способ решения обеспечения жилым помещением - предоставление единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Постановлением администрации Конаковского района Тверкой области от ДД.ММ.ГГГГ № был восстановлен на учёт для предоставления единовременной денежной выплаты для приобретения жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Конаковского района было выдано гарантийное письмо о предоставлении выплаты № от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ заявитель начал поиски жилого помещения, заключив договор с риэлторами г.Твери. В жилищно-коммунальном отделе администрации Конаковского района заявитель был предупреждён об оплате договора купли-продажи только при покупке квартиры у собственника. Что ограничило и затруднило поиски подходящего жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель узнал от заведующего жилищно-коммунального отдела администрации Конаковского района о том, что распоряжение Главы администрации Конаковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ на основании того, что не успел купить квартиру, отменено. За шесть рабочих дней приобрети квартиру нереально, поскольку подготовка и регистрация договора требует больших затрат времени.
Постановлением Правительства Тверской области предусмотрена выдача гарантийного письма не более двух раз, первый сроком на шесть месяцев, второй - сроком на три месяца. Своими действиями администрация Конаковского района лишает заявителя законного права, предусмотренного законом РФ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства Тверской области № 52-пп. Считает, что указанные действия со стороны администрации Конаковского района свидетельствуют о волоките, допускаемой сотрудниками администрации Конаковского района, что не позволяет заявителю реализовать своё конституционное право на обеспечение жильём. Заявление подано на основании ст. 254, 256 ГПК РФ.
Дело рассматривается в порядке глав 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании заявитель Шальнов А.В. уточнил требования, указав, что они направлены в адрес администрации Конаковского района Тверской области.
В судебном заседании заявитель Шальнов А.В. заявление поддерживает и просит его удовлетворить. Администрация Конаковского района Тверской области нарушает его законное право на обеспечение жилым помещением. Вначале было по неизвестным причинам утрачено учётное дело. Далее, выдав постановление и гарантийное письмо ДД.ММ.ГГГГ на приобретение жилого помещения, своим постановлением от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о невозможности оформить договор до ДД.ММ.ГГГГ, отменяют ранее принятое постановление, лишая заявителя гарантий на получение денег. Не исключает, что Бюджетным кодексом РФ предусмотрены возвраты нереализованных денежных средств в бюджетном году, но возможность их использования в следующем году на те же цели, кодексом предусмотрена. Обязанность исполнения процедуры межбюджетных взаимоотношений ложится на органы местного самоуправления и не может лишать заявителя права на получения единовременной выплаты для приобретения жилья по выданному гарантийному письму. Закон «О статусе военнослужащих» и Постановление Правительства Тверской области обязаны исполнять.
Заинтересованное лицо администрация города Конаково Тверской области в лице ФИО3 по доверенности решение оставляют на усмотрение суда. При этом не возражают о наличии вступившего в законную силу решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и права Шальнова А.В. на получение жилого помещения в соответствии с законом РФ «О статусе военнослужащих».
Заинтересованное лицо администрация Конаковского района Тверской области своего представителя в судебное заседание не направили. В адрес суда обратились с заявлением об отложении дела в связи с занятостью специалистов. Доказательств занятости и невозможности присутствовать в настоящем судебном заседании суду не предоставлено, в связи с чем, суд не находит оснований для удовлетворения заявления об отложении судебного процесса.
Суд приступает к рассмотрению дела в порядке ч.2 ст.257 ГПК РФ при надлежащем извещении заинтересованных лиц о времени и месте слушания дела.
Согласно ст. 2 ГПК РФ, основной задачей гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Т.е. необходимо установить, чтобы оспариваемые действия ни только ни соответствовали закону, но и нарушали права и свободы заявителей.
Бремя доказывания законности оспариваемого действия лежит на органе, чьи действия оспариваются.
Обеспечение права каждого на жилище (статья 40, часть 1 Конституции Российской Федерации) является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе путем установления гарантий социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3). Это означает, что федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 23 апреля 2004 года N 9-П, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Тем из уволенных с военной службы граждан, кто был принят органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до ДД.ММ.ГГГГ, каковым является и заявитель, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" предоставляет возможность выбора одной из трех форм обеспечения жильем: предоставление жилого помещения в собственность бесплатно или по договору социального найма либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (абзацы первый - четвертый пункта 2.1 статьи 15).
Соответственно, сам факт постановки органом местного самоуправления уволенного с военной службы гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на обеспечение жильем в одной из предусмотренных положениями пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" форм по его выбору.
В силу ст. 3 ФЗ № 342-ФЗ от 8 декабря 2010 года в редакции от 28 декабря 2013 года "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями: (в ред. Федерального закона от 02.11.2013 N 297-ФЗ)
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
2. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Тверской области от 02.08.2011 N 42-ЗО (ред. от 26.03.2012, с изм. от 03.10.2013) "О наделении органов местного самоуправления Тверской области государственными полномочиями Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" указанными государственными полномочиями наделён Конаковский район. Согласно ст. 2 указанного Закона Тверской области орган местного самоуправления наделяются следующими государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Тверской области по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан" (далее - граждане, отдельные категории граждан), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Вступившим в законную силу решением Конаковского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ заявитель Шальнов А.В. восстановлен в очереди (списках) на получение жилых помещений и улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ. Указанный факт подтвержден стороной администрации города Конаково в судебном заседании. Как следует из решения указанного выше суда Шальнов А.В. и члены его семьи состоят на очереди на основании постановления Главы Конаковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, заявитель Шальнов А.В. избрал предусмотренную законом форму обеспечения его семьи жильём -единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения. Что согласуется и с Законом РФ «О статусе военнослужащих» и Постановлением Правительства Тверской области от 29 сентября 2011 года № 52-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан». Следовательно, распоряжение, изданное Главой администрации Конаковского района № от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче гарантийного письма на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации закона РФ «О статусе военнослужащих» в отношении Шальнова А.В. и членов его семьи, а также гарантийное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении единовременной выплаты в размере <данные изъяты> рубля сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11,12) соответствует закону и п.29, 30, 36 Постановления Правительства Тверской области от 27 сентября 2011 года № 52пп. Указанное распоряжение Главы Конаковского района издано в рамках полномочий, определённых п.4 ст. 35 Устава Конаковского района Тверской области.
Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения администрации Конаковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ» отменено распоряжение о выдаче гарантийного письма на предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения в рамках реализации ФЗ «О статусе военнослужащих». Основанием принятия указанного распоряжения является ст. 242 Бюджетного кодекса РФ при рассмотрении заявления Шальнова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ, которым указывает, что по гарантийному письму, полученному ДД.ММ.ГГГГ не успевает найти подходящую квартиру и оформить договор купли-продажи квартиры до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9,10).
Действительно в соответствии с ч.1 ст. 242 Бюджетного кодекса РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи.
Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом в соответствии с требованиями настоящей статьи.
При этом, следует учитывать ч.5 указанной статьи Бюджетного кодекса РФ, согласно которой не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
В соответствии с решением главного администратора бюджетных средств о наличии потребности в межбюджетных трансфертах, полученных в форме субсидий и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, не использованных в текущем финансовом году, средства в объеме, не превышающем остатка указанных межбюджетных трансфертов, могут быть возвращены в очередном финансовом году в доход бюджета, которому они были ранее предоставлены, для финансового обеспечения расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных межбюджетных трансфертов.
Т.о. законодатель предусмотрел при завершении финансового года, возможность получения не использованных в текущем финансовом году целевых выплат в очередном финансовом году на те же цели при наличии потребности в указанных трансфертах в соответствии с решением соответствующего главного администратора бюджетных средств. Что нашло отражение в письме Министерства финансов Российской Федерации от 29 января 2013 года № 02-13-06/294 при разъяснении вопроса о порядке возврата в федеральный бюджет, а также использовании остатков межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета субъектов РФ в форме субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. При этом кодексом определён порядок межбюджетных взаимоотношений, исполнение которого возлагается на субъекты бюджетных отношений, к каковым заявитель Шальнов А.В. в соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ не относится.
Фактически, при наличии изданных распоряжений, администрация Конаковского района ограничила Шальнова А.В. сроками использования предоставленной единовременной выплаты вместо шести месяцев - девятью днями. Отменяя распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, администрация Конаковского района лишает заявителя и его семью конституционного права на обеспечение жилым помещением в установленные законом сроки.
Следовательно, распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным со дня его издания. Незаконность распоряжения не порождает никаких правовых последствий. В указанной части заявление подлежит удовлетворению.
Судом распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, следовательно, оснований обязывать восстановить гарантийное письмо о предоставлении единовременной выплаты не имеется, поскольку ранее изданное распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ и гарантийное письмо № от ДД.ММ.ГГГГ являются действующими.
Руководствуясь ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ суд
решил:
Заявление Шальнова Александра Васильевича удовлетворить в части.
Признать недействительным распоряжение Главы администрации Конаковского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене распоряжения администрации Конаковского района Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ» с момента издания.
Обязать Администрацию Конаковского района выполнить требования Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Постановление Правительства Тверской области от 27 сентября 2011 года № 52-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в отношении Шальнова Александра Васильевича.
В части удовлетворения заявления об обязывании восстановить гарантийное письмо, выданное Шальнову Александру Васильевичу о предоставлении выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через городской суд в месячный срок со дня изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий В.В. Новикова
В окончательной форме решение суда изготовлено 11 февраля 2014 года.
Председательствующий В.В. Новикова