Дело № 2-416/2022 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 марта 2022 года
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Синягина Р.А.,
при секретаре Рыжовой Е.О.,
с участием истца ФИО1,
ее представителя ФИО2,
представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Владимире гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области о включении периода работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области (далее – ОПФР) о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 21.06.2021 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой по профессии, предусмотренной Списком № 2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10. Решением ответчика №... от 02.07.2021 года истцу в назначении досрочной пенсии отказано, по причине отсутствия специального стажа, в частности, ответчиком не были включены в специальный стаж истца определенные периоды ее работы. Истец с данным решением ОПФР не согласна.
На основании вышеизложенного, истец просила суд обязать ответчика включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы: с 30.06.1989 года по 06.02.2000 года маляром, маляром строительным в ......, и с 07.02.2000 года по 24.01.2005 года маляром 4 разряда в ......, за исключением периодов нахождения в вынужденном отпуске, без сохранения заработной платы, простоев, легкого труда, курсов повышения квалификации, отсутствия начисления заработной платы, а также обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с 03.02.2021 года.
В судебном заседании истец ФИО1, ее представитель ФИО2 исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям. Представитель ответчика ОПФР ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) досрочная страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно части 2 названной статьи, при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ).
Пунктом 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 г. N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (далее Правила № 1015), предусмотрено, что периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях» могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.
Как следует из пункта 11 Правил № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ, осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 (далее – Правила № 516).
Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
- Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 «Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (далее – Список № 2/1991).
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года (далее – Список № 2/1173).
Судом установлено, что ФИО1 21.06.2021 года обратилась в ГУ–Управление Пенсионного фонда РФ в г. Владимире Владимирской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ.
Решением указанного пенсионного органа от 02.07.2021 года №... года ФИО1 было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа (л.д. 6-7).
На основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации № 127п от 28.04.2021 года Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Владимире Владимирской области (межрайонное) реорганизовано путем присоединения к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области.
Реорганизация юридического лица завершена 01 октября 2021 года, о чем в ЕГРЮЛ внесены соответствующие сведения.
В частности, вышеуказанным решением ответчика в специальный стаж ответчика не учтены периоды работы:
- с 03.07.1989 года по 06.02.2000 года маляром (строительным), маляром строительным в ......, поскольку в соответствии со Списком № 2/1991 правом на досрочное назначение пенсии по старости пользуются маляры, занятые на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. В силу п. 4 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80%). За указанный период работы представленными архивными документами не подтверждена работа ФИО1 в качестве маляра, занятой на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. В документах наблюдательного дела ...... отсутствуют документы, подтверждающие занятость ФИО1 на работах с вредными условиями труда. При этом должность «маляр (строительный)» не предусмотрена в разделе XXXIII Списка № 2/1991. Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета отсутствуют сведения о заработной плате с июля 1997 года по февраль 2000 года. В представленной уточняющей справке от 20.04.2000 года № 67 имеются сведения о нахождении ФИО1 в административном отпуске с 01.01.1998 года по 06.02.2000 года. Согласно представленной архивной справке от 21.05.2021 года № 21-30-1338 ФИО1 предоставлены административные отпуска: 16.01.1995 года, с 01.09.1997 года по 02.11.1997 года, с 01.01.1998 года по 01.03.1998 года, с 01.09.1998 года по 31.12.1999 года, с 10.01.2000 года по 01.03.2000 года, вынужденные отпуска с отплатой минимального заработка с 27.12.1996 года (дата окончания не указана), с 01.04.1997 года (дата окончания отсутствует). Согласно п. 5 Правил № 516 включение в специальный стаж административных отпусков не предусмотрено;
- с 07.02.2000 года по 24.01.2005 года маляром строительным в ......, поскольку за указанный период не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы: занятость полный рабочий день на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Должность «маляр строительный» не предусмотрена в разделе XXXIII Списка № 2/1991. В соответствии с актом документальной проверки ...... от 12.07.2004 года (за 1997-2001 годы), находящимся в наблюдательном деле организации, в ...... никогда не проводилась аттестация рабочих мест, позволяющая определить удельный вес затрат на работах с вредными веществами, не производились замеры уровня концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны маляров, не представлены наряды на выполнение работ конкретным работником, которые позволили бы установить постоянную занятость маляров на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Указанным решением ОПФР специальный стаж ФИО1 по Спискам № 2/1173 и № 2/1991 не установлен.
Согласно записям в трудовой книжке истца, ФИО1 (л.д. 8-11):
- 30.06.1989 года принята на работу маляром (строительным) 3 разряда ......
- с 06.02.2000 года уволена в порядке перевода в ......
- с 07.02.2000 года принята маляром (строительным) 3 разряда в ......
- с 01.06.2000 года присвоена квалификация маляра (стр) 4 разряда;
- 24.01.2005 года уволена по собственному желанию.
Позицией 23200000-13450 раздела XXXIII «Общие профессии» Списка № 2/1991 предусмотрено льготное пенсионное обеспечение для маляров, занятых на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
При этом, пунктом 20 Разъяснения Минтруда РСФСР и Минсоцзащиты РСФСР от 08.01.1992 N 1 «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10…», утвержденного Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 (действовавшего до издания Постановления Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29), предусматривалось, что работникам, профессии и должности которых включены дополнительно при формировании Списков N 1 и 2 в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитывается весь период их занятости ранее в этих профессиях и должностях.
Параграфом № 95 раздела «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы» Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.07.1985 N 226/125/15-88, предусматривалась должность маляра строительного 3 разряда.
Аналогичная профессия предусмотрена параграфом 96 «Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 N 243, действующего в настоящее время.
Профессия маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности вышеуказанными справочниками не предусматривалась ранее и не предусматривается в настоящее время.
Таким образом, для подтверждения специального стажа по профессии, предусмотренной позицией 23200000-13450 Списка № 2/1991, при наименовании должности «маляр (строительный)» требуется доказать занятость в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности.
Рассматривая исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периода работы в ......, суд приходит к следующим выводам.
Спорный период работы истца в ...... имел место как до регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ, так и после такой регистрации 22.09.1997 года (л.д. 31-40).
Согласно справке №... от 20.04.2000 года, выданной ......, ФИО1 работала в ...... маляром, занятая на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности полный рабочий день с 30 июня 1989 года по 06.02.2000 года. За время работы простоев не было. Административный отпуск с 01.01.1998 года по 06.02.2000 года. Профессия маляра дает право на получение пенсии по Списку № 2, раздел XXXIII, позиция 23200000-13450. Основание: Приказы, карточка формы Т-2, технологический процесс ГОСТ 12.1.005-88 (л.д. 16, 30).
Из приказа №... от 17.12.1991 года ...... следует, что начальникам подведомственных организаций, в том числе ......, приказано провести подготовку к введению в действие с 01.01.1992 года Списков № 2, для чего на основании аттестации рабочих мест определить с участием профсоюзных комитетов перечень рабочих мест, наименование профессий и должностей, работники которых в соответствии с настоящими списками пользуются правом на пенсию по возрасту на льготных условиях и ознакомить с ними работников (л.д. 61-62).
В соответствии с решением аттестационной комиссии ...... по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, в результате аттестации установлено, что по малярам, занятым на работах, в том числе по приготовлению красок в колерной мастерской, удельные вес затрат рабочего времени составляет 81,14% (класс опасности вредных веществ III кл. подтвержден протоколом аналитической лаборатории) (л.д. 63-66).
Занятость истца в особых условиях труда в период трудовой деятельности в ...... также подтверждаются:
- перечнем рабочих мест, наименование профессий и должностей, работники которых в соответствии со списками 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение 1992 года (л.д. 55-56);
- картой аттестации рабочих мест (л.д. 57);
- сводкой результатов аттестации по уровню занятости (л.д. 58);
- сводной ведомостью результатов аттестации (л.д. 59);
- уточняющей справкой к перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей, работники которых в соответствии со списками 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение на 1997 год (л.д. 51-53);
- перечнем рабочих мест, наименование профессий и должностей, работники которых в соответствии со списками 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение 1998 года, согласованной с Государственной экспертизой условий труда 18.05.1998 года (л.д. 50).
...... прекратило свою деятельность 27.09.2004 года в связи с ликвидацией юридического лица.
В судебном заседании установлено, что на основании решения ОПФР от 18.06.2004 года № 45 была назначена документальная проверка страхователя ...... (л.д. 73).
По результатам указанной проверки был составлен акт от 08.02.2005 года №... (л.д. 74-84), из содержания которого следует, что в уточняющей справке ...... на период работы с 03.07.1989 года по 06.02.2000 года в основании указаны книги приказов и карточка формы Т-2, которые не содержат необходимой информации о занятости с веществами не ниже 3 класса опасности (л.д. 73). По результатам проверки ОПРФ пришло к заключению, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета признаны недостоверными, для устранения несоответствий, выявленных в результате проверки, страхователю ...... в срок до 22.02.2005 года надлежит предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений по уточняющим справками исходные формы по СЗВ-К на работников, в том числе и ФИО1, а именно периоды работы в ...... с 03.07.1989 года по 06.02.2000 года учесть как работу с обычными условиями труда (л.д. 81).
Из содержаний объяснений проверяемого страхователя, указанных в акте проверки, следует, что ...... не согласен со следующими заключениями Акта: Учет периода работы в ...... как работы с обычными условиями труда у бывших работников ......, так как указанными работниками были представлены уточняющие справки, подтверждающие их льготный стаж, а ...... не имеет полномочий для проверки и дачи заключения по достоверности данных документов, и не считает возможным учитывать периоды работы в ...... как работу в обычными условиями труда и вносить изменения в форму СЗВ-К (л.д. 82).
На основании протокола №... заседания комиссии ОПФР по рассмотрению вопроса о реализации пенсионных прав граждан от 18.03.2005 года, ответчиком принято решение о внесении изменений в индивидуальный лицевой счет ФИО1 и в индивидуальные сведения по форме СЗВ-К за период с 03.07.1989 года по 06.02.2000 года без указания кода особый условий труда согласно акту проверки №... от 08.02.2005 года.
В силу положений ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия решения о внесения изменений в индивидуальный лицевой счет ФИО1 за вышеуказанный спорный период, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Как следует из объяснений представителя ответчика, сведений о том, что ФИО1 было сообщено в несении изменений в её индивидуальный лицевой счет за вышеуказанный спорный период на основании протокола № 42 от 18.03.2005 года, у ответчика не имеется.
Таким образом, ФИО1 была лишена права своевременно и в установленном порядке обжаловать действия ОПФР по изменению сведений ее лицевого счета.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, а также собранные и указанные выше доказательства, суд приходит к выводу, что у ответчика не имелось достаточных правовых оснований для внесения изменений в индивидуальный лицевой счет ФИО1 в части периода работы в ...... с 03.07.1989 года по 06.02.2000 года.
В то же время, суд учитывает, что согласно архивной справке архивного отдела администрации г. Владимира от 21.05.2021 года № 21-30/1338 ФИО1 были предоставлены административные отпуска: 16.01.1995 года, с 01.09.1997 года по 02.11.1997 года, с 01.01.1998 года по 01.03.1998 года, с 01.09.1998 года по 31.12.1999 года, с 10.01.2000 года по 01.03.2000 года, вынужденные отпуска с оплатой минимального заработка с 27.12.1996 года (дата окончания не указана), с 01.04.1997 года (дата окончания отсутствует) (л.д. 12-13, 26-27).
Согласно п. 5 Правил № 516 включение в специальный стаж указанных периодов не предусмотрено.
Также, согласно вышеуказанной архивной справке, начало периода работы ФИО1 не соответствует записям в трудовой книжке, согласно справке в приказе о приеме на работу от 03.07.1989 года № 25-к ФИО1 принята на работу с 03.07.1989 года, а не с 30.06.1989 года.
Как следует из согласно архивной справки архивного отдела администрации г. Владимира от 21.05.2021 года № 21-30/1338 ФИО1 с 07.12.1989 года переведена на легкий труд по беременности. Вместе с тем, в силу п. 6 Разъяснений «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517», утвержденных Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 года, действовавших до 21.11.1996 года, при временном переводе женщины с работы, предусмотренной Списками N 1 и 2, на другую работу в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе. Таким образом, перевод ФИО1 на легкий труд в связи с беременностью не является основанием для перерыва специального стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии.
Отсутствие в индивидуальном лицевом счете сведений о заработной плате ФИО1 за период июля 1997 года по февраль 2000 года для пенсионных прав указанного лица на досрочную страховую пенсию по старости юридического значения не имеют, в том числе и с учетом положений ст.ст. 237, 238 Кодекса законов о труде РФ, действовавшего до 01.02.2002 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 03 июля 1989 года по 15 января 1995 года, с 17 января 1995 года по 26 декабря 1996 года, с 03 ноября 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности маляра (строительного) в ...... подлежат включению в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку 2/1991.
Рассматривая исковые требования ФИО1 о включении в специальный стаж периодов работы в ......, суд приходит к следующим выводам.
Спорный период работы истца в ...... с 07.02.2000 года по 24.01.2005 года имел место после регистрации ФИО1 в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом N 27-ФЗ.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона N 27-ФЗ).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии лицу.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2019 N 16-КГ19-6).
...... исключено из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо 24.02.2011 года.
Согласно архивной справке архивного отдела администрации г. Владимира от 24.05.2021 года № 21-30/1341 документы ...... на хранение в архивный отдел не поступали (л.д. 17, 28).
Из справки ...... от 18.03.2005 года № 40 следует, что ФИО1 работала в указанной организации маляром (строительным) 3 разряда с 07.02.2000 года по 31.05.2000 года, и маляром (строительным) 4 разряда с 01.06.2000 года по 24.01.2005 года (л.д. 18).
Как было указано выше, на основании решения ОПФР от 18.06.2004 года №... была назначена документальная проверка страхователя ...... (л.д. 73).
Из содержания акта проверки №... от 08.02.2005 года следует, что каких-либо конкретных замечаний по оформлению пенсионных прав истца ФИО1, за исключением отсутствия сведений об административных отпусках в мае 2000 года (3 дня), с 04 по 31 декабря 2000 года и с 09 по 19 января 2001 года в индивидуальных сведениях по форме СЗВ-К (л.д. 78-79).
Также, в акте указано, что для подтверждения работы маляров, занятых на работах с применением веществ не ниже 3-го класса опасности предоставлены: материальный отчет за 1998 г., 1999 г., 2000 г.; карточки «наименование материалов» 2000 г.; папка «капитальный ремонт 2000-2001 г.г.»; счет-фактура за 2000 г.; гигиенический сертификат на эмаль ПФ-115 от 01.12.1997 г., гигиеническое заключение от 28.12.1999 г. на продукцию: краски масляные марок МА-15, МА-25, белила цинковые МА-15Н, сурик железный МА-15, охра МА-15. В документах материального отчета и карточках перечисляются используемые материалы: колер №1, №2, №3, краски акриловая, эмаль, белила, сурик, олифа, краска фасадная, марки красок не указаны. Кроме того, перечисляются и другие материалы, работа с которыми не может быть отнесена к работе в особых условиях, а именно, клей, обои, плинтуса, линолеум и т.п. В счете-фактуре за 2000г. указаны следующие материалы: белила МА-15, эмаль ПФ-115, олифа, линолеум, обои, плинтус и другие. В папке «капитальный ремонт» указаны объекты - жилые дома. В данной папке подшиты акты приемки выполненных работ, в частности указано: масляная окраска дверей, окон, стен, плинтусов, лестничных поручней и т.п., марки красок не указаны. Другие, кроме представленных, документы, подтверждающие юридическую значимость факта работы в условиях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в организации не ведутся и не могут быть предъявлены. В организации никогда не проводилась аттестация рабочих мест, позволяющая определить удельный вес затрат на работах с вредными веществами. Также не производились замеры уровня концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны маляров, не представлены наряды на выполнение работ конкретным работником, которые позволили бы установить постоянную занятость маляров на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности. Исходя из вышеизложенного, ответчик пришел к выводу, что периоды работы работниц в ...... в должности маляра не могут быть засчитаны в специальный стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение по Списку №2 (раздел XXXIII, позиция 23200000-13450).
По результатам проверки ОПРФ пришло к заключению, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета признаны недостоверными, для устранения несоответствий, выявленных в результате проверки, страхователю ...... в срок до 22.02.2005 года надлежит предоставить корректирующие формы индивидуальных сведений по уточняющим справками исходные формы по СЗВ-К на работников, в том числе и ФИО1, а именно периоды работы в ...... с 07.02.2000 года по 31.12.2001 года учесть как работу с обычными условиями труда (л.д. 81).
Из содержаний объяснений проверяемого страхователя, указанных в акте проверки, следует, что ...... не согласен со следующими заключениями Акта: учет периода работы в ...... как работы с обычными условиями труда с 1997 по 2003 годы страхователь считает, что маляры, пользующиеся право на льготный пенсионный стаж, были заняты на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности не менее 80% рабочего дня, поэтому изменения в форму СЗВ-К вносить нет необходимости (л.д. 83).
Исходя из буквального содержания указанных объяснений представителя ......, данных при ознакомлении с актом проверки, суд приходит к выводу, что работодатель подтвердил занятость истца на работах в особыми условиями труда в течение полного рабочего дня.
На основании протокола №... заседания комиссии ОПФР по рассмотрению вопроса о реализации пенсионных прав граждан от 18.03.2005 года, ответчиком принято решение о внесении изменений в индивидуальный лицевой счет ФИО1 за период с 07.02.2000 года по 31.12.2001 года без указания кода особых условий труда и в индивидуальные сведения по форме СЗВ-К за указанный период без указания кода особый условий труда согласно акту проверки № 377 от 08.02.2005 года.
В силу положений ст. 16 Федерального закона № 27-ФЗ, в редакции, действовавшей на момент принятия решения о внесения изменений в индивидуальный лицевой счет ФИО1 за вышеуказанный спорный период, органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу.
Как следует из объяснений представителя ответчика, сведений о том, что ФИО1 было сообщено в несении изменений в ее индивидуальный лицевой счет за вышеуказанный спорный период на основании протокола №... от 18.03.2005 года, у ответчика не имеется.
Таким образом, ФИО1 была лишена права своевременно и в установленном порядке обжаловать действия ОПФР по изменению сведений ее лицевого счета.
По мнению суда, занятость истца в особых условиях труда в период трудовой деятельности в ...... подтверждаются уточняющими справками к перечню рабочих мест, наименований профессий и должностей, работники которых в соответствии со списками 1 и 2 установлено льготное пенсионное обеспечение за периоды с 01.01.2002 по 31.12.2003 года (л.д. 67-72)
Кроме того, суд учитывает, что периоды работы истца с 01.01.2002 года по 31.12.2003 года страхователем ...... в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета истца отражены с кодом работы с особыми условиями труда 23200000-113450 (л.д.37).
Суд учитывает, что обязанность по корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета возлагается на работодателя (страхователя), а положения ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 400-ФЗ подлежат безусловному применению при рассмотрении пенсионных споров о правах застрахованного лица, с учетом факта осуществления своей деятельности работодателем (страхователем) на момент рассмотрения спора.
В ином толковании данной нормы, ликвидация (прекращение деятельности) работодателя – юридического лица, или смерть работодателя – физического лица, влекла бы невозможность восстановления нарушенных работодателем (страхователем) пенсионных прав застрахованного лица, выраженных в непредставлении страхователем предусмотренных законом сведений, непредставление которых не связано с волей и обязанностью застрахованного лица.
Отсутствие кодировки работы в системе индивидуального (персонифицированного) учета за период с 01.01.2004 года по 24.01.2005 года, по мнению суда, не могут ограничивать пенсионные права истца, установить льготный характер работы в указанный период, кроме как в судебном порядке возможностей у истца не имеется, ввиду прекращения деятельности организации. В указанные период истец работала в той же должности, что и в 2002-2003 годах, сведений о том, что у нее изменялись условия труда, в материалах дела не имеется.
Суд также учитывает, что пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665 «О списках производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» для определения стажа на соответствующих видах работ установлено применение соответствующих Списков, а не нормативно-правовых актов, которыми эти Списки были утверждены.
Так, в пункте 2 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 установлено, что в соответствии с Законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» применение Списков NN 1 и 2 производится с учетом аттестации рабочих мест.
Указанное положение является отсылочным к нормам Закона СССР от 15.05.1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», где в ст. 14 содержались нормы о назначении пенсии на льготных условиях по результатам аттестации рабочих мест.
В то же время, указанный Закон СССР не применяется на территории РСФСР с 01.03.1991 года в связи с введением в действие Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 20.11.1990 года).
Закон РФ (РСФСР) от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации (РСФСР)», действовавший до 01.01.2002 года, не предусматривал положений о назначении пенсии на льготных условиях по результатам аттестации рабочих мест, аналогичным положениям Закона СССР от 15.05.1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР».
Не содержится указанных положений и в:
- Разъяснениях «О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517», утвержденных Приказом Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992 года, действовавших до 21.11.1996 года;
- Разъяснениях «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 22.05.1996 N 29, действующих с 21.11.1996 года.
- «Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, действующими с 25.07.2002 года.
Подпунктом а) пункта 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного Приказом Минтруда России от 28.11.2014 N 958н, действовавшего до 01.01.2022 года, предусматривалось, что для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы: подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Вместе с тем, указанной нормой конкретный перечень документов, подтверждающих периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не определен. Анализ вышеприведенного законодательства позволяет сделать вывод, что пенсионное законодательство не устанавливает конкретный перечень документов, необходимых для подтверждения наличия стажа на соответствующих видах работ.
Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, заключения органов государственной экспертизы условий труда могут быть наряду с другими документами использованы в качестве подтверждения занятости на работах при наличии в них данных о тех факторах (показателях), которые определяют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 6 «Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 N 258н).
Таким образом, отсутствие сведений об аттестации рабочего места истца в период работы в ......, по мнению суда, не могут ограничивать пенсионные права истца, не может являться безусловным основанием для отказа в удовлетворении заявленных исковых требований, установить льготный характер работы в указанный период, кроме как в судебном порядке возможностей у истца не имеется, ввиду прекращения деятельности организации.
Вместе с тем, суд учитывает, что в специальный стаж не подлежат включению периоды административных отпусков: 3 дня в мае 2000 года, с 04 по 31 декабря 2000 года, с 09 по 19 января 2001 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что периоды работы истца с 07 февраля 2000 года по 30 апреля 2000 года, с 04 мая 2000 года по 03 декабря 2000 года, с 01 января 2001 года по 08 января 2001 года и с 20 января 2001 года по 24 января 2005 года в должности маляра (строительного) в ...... подлежат включению в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку 2/1991.
Рассматривая исковые требования ФИО1 о назначении досрочной страховой пенсии по старости, суд приходит к следующим выводам.
С учетом специального стажа, признанного судом в рамках рассмотрения настоящего дела, период указанного стажа составит 12 лет 4 месяцев, что достаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, таким образом, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет право на назначение досрочной страховой пенсии с даты обращения за ней, то есть 21.06.2021 года.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию уплаченная государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 – удовлетворить частично.
Включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по Списку 2, утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, периоды работы:
- с 03 июля 1989 года по 15 января 1995 года, с 17 января 1995 года по 26 декабря 1996 года, с 03 ноября 1997 года по 31 декабря 1997 года в должности маляра (строительного) в ......
- с 07 февраля 2000 года по 30 апреля 2000 года, с 05 мая 2000 года по 03 декабря 2000 года, с 01 января 2001 года по 08 января 2001 года и с 20 января 2001 года по 24 января 2005 года в должности маляра (строительного) в ......
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 21 июня 2021 года.
В остальной части в удовлетворении исковых требований – отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 (триста) рублей.
Составление мотивированного решения отложить на пять рабочих дней со дня окончания разбирательства дела, то есть до 16 марта 2022 года включительно.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его составления в окончательной форме во Владимирской областной суд через Фрунзенский районный суд г. Владимира.
Председательствующий судья: подпись Р.А. Синягин