ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-416/2023 от 31.07.2023 Варгашинского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-416/2023

УИД 45RS0003-01-2023-000424-80

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Варгаши 31 июля 2023 года

Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Гончар О.В.,

при секретаре Бариновой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Светлана» о прекращении противоправных действий продавца в интересах неопределенного круга потребителей,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучие человека по Курганской области в лице Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области обратилось в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Светлана» (далее – ООО «Светлана») о прекращении противоправных действий продавца в интересах неопределенного круга потребителей. В обоснование исковых требований указано, что ООО «Светлана» осуществляется розничная продажа продовольственных и непродовольственных товаров населению в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>. В ходе проверки 01.06.2023 установлено, что в магазине совершена продажа 182 бутылок упакованной воды с кодами идентификации не зарегистрированными в Государственной информационной системе оборота товаров (далее – ГИС МТ). Таким образом, своими действиями ООО «Светлана» нарушило установленные законом права потребителей, реализуя им товар без маркировки. По данному факту начальником Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в адрес ООО «Светлана» объявлено предостережение. В целях дальнейшей защиты прав неопределенного круга потребителей, полагает необходимым запретить ООО «Светлана» осуществление подобного рода реализации товара с нарушением действующего законодательства. Просит суд признать действие ООО «Светлана», выразившееся в реализации упакованной воды в части продажи с незарегистрированными кодами идентификации в ГИС МТ, противоправными в отношении неопределенного круга потребителей и обязать прекратить эти противоправные действия. Обязать ответчика довести информацию о принятом решении суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу до сведения потребителей путем размещения в торговом зале магазина «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области не присутствовал, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представитель ответчика ООО «Светлана» ФИО1, имеющая право действовать от имени юридического лица без доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, о причинах неявки не уведомила. Представила суду письменный отзыв, согласно которому в магазине приняты все меры для продажи товара, подлежащего обязательной маркировке. Полагает, что произошел технический сбой в программе, поэтому товар не был направлен в информационную систему мониторинга. В настоящее время технический сбой устранен, система маркировки работает в штатном режиме. Допущенные ошибки признают, согласны довести до потребителей информацию о принятом решении суда путем размещения его текста в торговом зале магазина.

На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – информационная система мониторинга), – государственная информационная система, создаваемая в целях автоматизации процессов сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения такой информации, обеспечения доступа к ней, ее предоставления и распространения, повышения эффективности обмена информацией об обороте таких товаров и обеспечения их отслеживания, а также в иных целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Пунктом 5, 16 ст. 20.1 указанного федерального закона предусмотрено, что участники оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, обязаны передавать информацию об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации, в информационную систему мониторинга и несут ответственность за полноту, достоверность и своевременность передачи ими информации об обороте таких товаров в информационную систему мониторинга в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» определен порядок маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, включая правила формирования и нанесения средств идентификации и порядок представления участниками оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, оператору государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, для ее включения в информационную систему мониторинга.

В соответствии с п. 9, 10 указанного Постановления участник оборота товаров, обеспечивающий нанесение средств идентификации на товары, до ввода в оборот товара направляет сведения о нанесении средств идентификации на товар в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации эмиссии. Товары, сведения о которых (в том числе сведения о нанесенных на них средствах идентификации) не переданы в информационную систему мониторинга или переданы с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, считаются немаркированными.

Пунктом 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» предусмотрено, что участники оборота товаров, определенные правилами маркировки отдельных товаров, в отношении которых вводится обязательная маркировка, представляют информацию о выводе из оборота товаров в информационную систему мониторинга с использованием устройств регистрации выбытия, предоставляемых и обслуживаемых оператором на безвозмездной основе.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 № 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» упакованная вода, подлежит обязательной маркировке с 01.12.2021.

В соответствии с п. 2, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.05.2021 № 841 «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении упакованной воды» участники оборота упакованной воды в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением: а) подают в государственную информационную систему мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, заявление на их регистрацию в информационной системе мониторинга начиная с 01.09.2021, но не позднее 7 календарных дней со дня возникновения необходимости осуществления участником оборота упакованной воды деятельности, связанной с вводом в оборот, и (или) оборотом, и (или) выводом из оборота упакованной воды, в отношении которой установлен запрет ввода в оборот, и (или) оборота, и (или) вывода из оборота упакованной воды без маркировки средствами идентификации (за исключением участников оборота упакованной воды, подпадающих под действие положений п. 3 и 7 ст. 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (участники оборота упакованной воды в отдаленных или труднодоступных местностях); участники оборота упакованной воды в отношении упакованной воды (из кода единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (товарная номенклатура 2201) (в том числе 2201 10), коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (классификатор) 11.07.11.110), осуществляющие ввод в оборот указанной упакованной воды, наносят средства идентификации на указанную упакованную воду и представляют в информационную систему мониторинга сведения о нанесении средств идентификации и вводе в оборот указанной упакованной воды в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, с 01.12.2021.

Согласно гл. 4 Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации (далее – Правил), осуществляется регистрация упакованной воды в информационной системе мониторинга.

Главой 8 вышеуказанных Правил, определены порядок и сроки предоставления участниками оборота упакованной воды сведений оператору информационной системы мониторинга о вводе в оборот, обороте и выводе из оборота упакованной воды для их включения в информационную систему мониторинга. Продажа товаров с кодом идентификации, незарегистрированным в ГИС МТ возникает при обороте поддельных, несуществующих кодов маркировки (принятие товара без сверки кодов маркировки с УПД, нахождение в партии товара с поддельным кодом).

Товары, достоверные сведения о которых не переданы в информационный ресурс маркировки, считаются немаркированными (товарами без маркировки) (п. 4 Правил).

Предложение немаркированных товаров для реализации (продажи) запрещено.

Из материалов дела следует, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 14.07.2023 ООО «Светлана» (ИНН <***>, ОГРН <***>) имеет статус юридического лица и осуществляет для населения розничную продажу продовольственных товаров, напитков.

На основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролирующим лицом № 11/38 от 31.05.2023, вынесенного начальником Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области ФИО2, в отношении ООО «Светлана», которое осуществляет деятельность розничной продажи в магазине «Продукты», расположенного по адресу: <адрес>, была проведена проверка соблюдения обязательных требований порядка реализации товара, подлежащего обязательной маркировке средствами идентификации.

По результатам проверки должностными лицами составлен акт о проведении контрольного (надзорного) мероприятия за соблюдением обязательных требований от 01.06.2023 № 11-1/10, согласно которому в магазине «Продукты» выявлено 182 факта продажи упакованной воды с кодами идентификации, не зарегистрированными в ГИС МТ.

Например, 01.05.2023 в 20:06 час. в магазине совершена продажа воды «Природная питьевая вода «Свежесть» (чек продажи , код RE0EMKg0o9g1Qyd6cEtDPCVCekFxWDkza3M0Zg==, товар 04607026963416); 18.05.2023 в 18:11 час. совершена продажа «Вода минеральная природная питьевая лечебно-столовая газированная «Лесники» скважина 18н» (чек продажи , код REMKnaWB41NGJNMkJ0Zm1LOFBCWDkzcnFTVw==, товар 04607054600222; 31.05.2023 в 21:15 час. совершена продажа «Вода питьевая купажированная газированная Природный кургазак» (чек продажи , код RE0EL+SPUmg1LDs8THRDbk1Ob2drWDkzajEvTw==, товар 04603744572008), что подтверждается информационными данными ГИС МТ.

05.06.2023 по данному факту должностным лицом Лебяжьевского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области в отношении ООО «Светлана» вынесено предостережение № 11/60 о недопустимости нарушения обязательных требований по продаже товаров, подлежащих обязательной маркировки.

Результаты проверки ООО «Светлана» не оспаривала.

Таким образом, факт совершения продажи упакованной воды с кодами идентификации, не зарегистрированными в ГИС МТ, подтверждается собранными материями дела и не оспаривался ответчиком при рассмотрении дела.

В силу ч. 1 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон «О защите прав потребителей») продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

В соответствии со ст. 7 указанного закона потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.

Статьей 43 Закона «О защите прав потребителей» определено, что за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, продавец (исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 46 Закона «О защите прав потребителей» орган государственного надзора, органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) вправе предъявлять иски в суды о прекращении противоправных действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в отношении неопределенного круга потребителей. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный судом срок через средства массовой информации или иным способом до сведения потребителей решение суда.

Одним из способов защиты гражданских прав, наступление которых предполагается в будущем, является в том числе, обращение с иском о запрете противоправной деятельности (ст. 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что ООО «Светлана» осуществляло без маркировки реализацию товара, подлежащего обязательной маркировки, тем самым нарушало права неопределенного круга потребителей, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.

При рассмотрении дела истец на основании подп. 13 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому она в силу ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию в доход местного бюджета с ответчика в размере 300 руб.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Курганской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Светлана» о прекращении противоправных действий продавца в интересах неопределенного круга потребителей удовлетворить.

Признать действия Общества с ограниченной ответственностью «Светлана» (ИНН <***>, ОГРН <***>), выразившиеся в реализации упакованной воды в магазине «Продукты» по адресу: <адрес>, в части продажи с незарегистрированными кодами идентификации в ГИС МТ противоправными и прекратить данные противоправные действия, нарушающие права неопределенного круга потребителей.

Возложить на ООО «Светлана» (ИНН <***>, ОГРН <***>) обязанность довести информацию о принятом решении суда в течение 10 дней со дня его вступления в законную силу до сведения потребителей путем размещения в торговом зале магазина «Продукты», расположенном по адресу: 641247, <адрес>.

Взыскать с ООО «Светлана» (ИНН <***>, ОГРН <***>) государственную пошлину в доход бюджета Варгашинского района Курганской области в сумме 300 (Триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд Курганской области.

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2023 года.

Судья О.В. Гончар