Октябрьский районный суд города Ижевска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Октябрьский районный суд города Ижевска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№№2-4171/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 сентября 2010 года
Октябрьский районный суд г.Ижевска в составе:
Председательствующего судьи Стех Н.Э.
с участием прокурора Краснова В.Б.,
при секретаре Сабрековой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконным и отмене Постановления Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от 07.09.2010 года,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО2 (далее заявители) обратились в суд с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от 07.09.2010 года (далее Комиссии). Требования мотивировали тем, что 7 сентября 2010 года ФИО1, кандидат в депутаты Городской думы г. Ижевска, и ФИО2, депутат Государственного Совета Удмуртской Республики обратились в Комиссию с заявлением ФИО1 о назначении ФИО2 доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1 и заявлением ФИО2 о согласии быть доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1, просили Комиссию перед началом проверки подписных листов, представленных кандидатом в депутаты ФИО1, зарегистрировать назначенного кандидатом в депутаты ФИО1 ФИО2 доверенным лицом. Однако председатель Комиссии С.З.А. воспрепятствовала заявителям в регистрации ФИО2 доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1, не допустила ФИО2 к проверке подписных листов кандидата в депутаты ФИО1, мотивируя это тем, что ФИО2 не зарегистрирован в качестве доверенного лица и не может присутствовать при проверке подписных листов. Вместе с тем правоспособность ФИО2 в качестве доверенного лица кандидата в депутаты наступает с момента подписания соответствующего письменного заявления кандидата в депутаты. Таким образом, ФИО2 в качестве доверенного лица кандидата в депутаты вправе присутствовать при проверке подписных листов в соответствии с п. 14 ст. 29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике».
При этом в силу п. 2 ст. 20 Закона Удмуртской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики» от 26 февраля 2008 года, депутат Государственного Совета имеет право присутствовать на заседаниях государственных органов Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, то есть и на заседаниях Октябрьской территориальной избирательной комиссии.
В судебное заседание ФИО1, извещенный о месте и времени его проведения не явился, о причинах неявки не сообщил. Дело рассмотрено без его участия, в порядке ст.260.1 ГПК РФ.
В судебном заседании заявитель ФИО2 заявление поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил его удовлетворить. При этом пояснил, что было нарушено право кандидата в депутаты ФИО1 на присутствие при проверке подписей избирателей его доверенных лиц, а также право ФИО2 присутствовать при проверке подписей избирателей в качестве доверенного лица ФИО1 Нарушено также право ФИО2 как депутата Государственного Совета Удмуртской Республики присутствовать на заседаниях Октябрьской территориальной избирательной комиссии. При удовлетворении заявления заявители будут просить проведения повторной проверки подписей избирателей.
Представители заявителя ФИО1 ФИО3, ФИО4, ФИО5 требование заявителей поддержали по доводам, указанным в заявлении, просили заявление удовлетворить.
Представитель Комиссии ФИО6 заявление полагает необоснованным. Просил отказать в его удовлетворении. При этом пояснил, что 02 сентября 2010 года в Комиссию поступило уведомление ФИО1 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения. С этого момента на него как на кандидата в депутаты возлагаются дополнительные права и обязанности. Он должен представить подписи избирателей. Статьей 33 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» установлено, что кандидат в депутаты вправе назначить до 10 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц кандидатов осуществляется зарегистрировавшей кандидата территориальной избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами. Этой же статьей установлены ограничения по лицам, которые не могут являться доверенными лицами кандидата в депутаты. Трехдневный срок для регистрации доверенных лиц кандидатов установлен для проверки соблюдения указанных ограничений.
07 сентября 2010 года в Комиссии проводилась работа по проверке подписных листов избирателей. ФИО1 был извещен, что его подписные листы проверяются по жеребьевке в 19-00 часов. В силу п. 14 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», при проверке подписных листов вправе присутствовать кандидат в депутаты, его уполномоченные представители или доверенные лица. Факт того, что ФИО2 07 сентября 2010 года председателю Комиссии после 18 часов представлены документы: заявление ФИО1 о назначении ФИО2 доверенным лицом, согласие ФИО2 быть доверенным лицом, ФИО6 признал. ФИО2 правами доверенного лица не обладал, поскольку не проведена процедура его регистрации в данном статусе. Его присутствие в рабочей группе Комиссии при проведении проверки подписных листов являлось незаконным. Соответственно Комиссией в правомочном составе было принято решение об удалении его из помещения и обращении в РОВД для обеспечения принятого решения. Присутствие депутатов в составе рабочей группе Комиссии законом не предусмотрено.
При просмотре видеозаписи, представленной заявителями, ФИО6 указал на членов Комиссии и перечислил их: С.З.А., С.Г.А., К.С.И., Л.О.Г., О.С.И., П.Т.В., А.Е.И., М.С.Л.
Свидетель С.З.А. показала, что является начальником Комиссии. Комиссия сформирована в составе 14 человек. При принятии подписных листов от кандидатов в депутаты в результате жеребьевки им назначалось время проверки подписных листов. ФИО1 было назначено время 19 часов 07 сентября 2010 года. На заседание рабочей группы Комиссии явился ФИО2 При этом пояснил, что он вправе присутствовать на заседании Комиссии как депутат. С.З.А. разъяснила ФИО2 содержание п. 14 ст. 29 Закона УР «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике», после чего ФИО2 удалился из помещения Комиссии. Через некоторое время ФИО2 вернулся с заявлением о назначении его доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1 и заявлением о согласии быть доверенным лицом. При этом требовал допустить его к проверке подписных листов, требовал перенести проверку подписных листов на другой день. С.З.А. объяснила ФИО2, что он не может быть доверенным лицом. На предложение выйти ФИО2 ответил отказом. С.З.А. было принято решение сделать перерыв в работе рабочей группы Комиссии, пригласить членов Комиссии для принятия решения об удалении ФИО2 из помещения. Согласно Регламенту Комиссии, если лицо вмешивается в работу комиссии, комиссия вправе принять решение об удалении этого лица из помещения. При принятии Комиссией оспариваемого постановления присутствовало 8 членов комиссии (С.З.А., С.Г.А., К.С.И., Л.О.Г., О.С.И., П.Т.В., А.Е.И., М.С.Л.), что достаточно для принятия решения Комиссии. Решение об удалении ФИО2 из помещения Комиссии было принято Комиссией единогласно.
Свидетель О.С.И., член Комиссии, показала, что 07 сентября 2010 года состоялось заседание рабочей группы Комиссии по проверке подписных листов четырех кандидатов, в том числе и ФИО1 Время проверки подписных листов определяется в результате жеребьевки, ФИО1 о времени проверки подписных листов был извещен. ФИО2 появился в помещении Комиссии, представил заявление о назначении его доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1, спешно заполненное тут же в коридоре. Вместе с тем Комиссия работает с кандидатами в депутаты с 10 до 12 и с 14 до 16 часов, заявление ФИО2 было представлено не вовремя. Поскольку ФИО2 мешал работе комиссии, Комиссией было принято решение о его удалении из помещения. Решение принималось Комиссией в составе 8 членов комиссии из 14 назначенных членов комиссии. А именно присутствовали С.З.А., С.Г.А., К.С.И., Л.О.Г., О.С.И., П.Т.В., А.Е.И., М.С.Л.
Выслушав мнение ФИО2, представителей заявителей и Комиссии, показания свидетелей, прокурора, полагавшего требования заявителей необоснованными и не подлежащими удовлетворению, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.32 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Закон №67-ФЗ) граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.
В силу п.п. 1,3,6 ст.38 Закона №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п.п.2 и 3 ст.33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с п.17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в п.16 или 16.2 настоящей статьи.
Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
При проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
В силу п.п.1,2,6,14 ст.29 Закона Удмуртской Республики «О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике» от 22 декабря 2009 года №70-РЗ (далее Закон №70-РЗ) регистрация кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, осуществляется соответствующей территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в ч.ч.2,3 и 5 ст.24, ч.ч.13 и 17 ст.27 настоящего Закона, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, муниципального списка кандидатов, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса, привлеченных специалистов (экспертов). Заключения специалистов (экспертов) могут служить основанием для признания недостоверными данных, содержащихся в подписных листах.
При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидатов, муниципальные списки кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей.
02 сентября 2010 года в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска поступило уведомление ФИО1 о самовыдвижении кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № и заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Городской думы г. Ижевска пятого созыва по Майскому одномандатному избирательному округу № как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
04 сентября 2010 года кандидат в депутаты Городской думы города Ижевска пятого созыва по Майскому избирательному округу № ФИО1 представил в Октябрьскую территориальную избирательную комиссию г. Ижевска документы для регистрации его кандидатом в депутаты: реквизиты специального избирательного счета кандидата, открытого с разрешения территориальной избирательной комиссии, две фотографии, подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, протокол об итогах сбора подписей избирателей, протокол жеребьевки.
В силу ст. 43 Закона №67-ФЗ, кандидат вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска).
Доверенные лица получают в избирательной комиссии удостоверения.
В силу ст. 33 Закона №70-РЗ, кандидат в депутаты вправе назначить до 10 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц кандидатов осуществляется зарегистрировавшей кандидата территориальной избирательной комиссией в течение трех дней со дня поступления письменного заявления кандидата о назначении доверенных лиц вместе с заявлениями самих граждан о согласии быть доверенными лицами.
Доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные или выборные муниципальные должности, главы местных администраций, работники аппаратов избирательных комиссий. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в соответствующую избирательную комиссию приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). Доверенные лица получают в соответствующей избирательной комиссии удостоверения.
Таким образом, законом установлены ограничения по лицам, которые могут быть доверенными лицами кандидатов в депутаты, а также процедура регистрации доверенных лиц. В силу изложенного, лицо приобретает статус доверенного лица кандидата в депутаты только при соблюдении всей процедуры, предусмотренной законом, завершающейся регистрацией доверенного лица территориальной избирательной комиссией с выдачей ему удостоверения. При этом требование к территориальной избирательной комиссии о принятии немедленного решения о регистрации лица в качестве доверенного лица кандидата в депутаты без проверки того обстоятельства, не подпадает ли это лицо под ограничения быть доверенным лицом кандидата в депутаты, незаконно.
ФИО2 в качестве доверенного лица кандидата в депутаты не зарегистрирован.
Указом Президента Удмуртской Республики от 25 октября 2001 года № 172 утвержден Реестр государственных должностей в Удмуртской Республике (первоначальный текст документа опубликован в издании «Известия Удмуртской Республики» № 44, 23 марта 2004 года). В перечень государственных должностей Удмуртской Республики согласно указанному Реестру, входит депутат Государственного Совета Удмуртской Республики.
В силу ст. 43 Закона №67-ФЗ и 33 Закона №70-РЗ доверенными лицами кандидатов не могут быть лица, замещающие государственные должности.
ФИО2 является депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики (удостоверение № 88).
Таким образом, ФИО2 не может быть доверенным лицом кандидата в депутаты как лицо, замещающее государственную должность, являющееся депутатом Государственного Совета Удмуртской Республики.
Круг лиц, которые могут присутствовать при проверке подписных листов определен п. 6 ст.38 Закона №67-ФЗ и п. 14 ст.29 Закона №70-РЗ. При этом указанные законы являются специальными по отношению к Закону Удмуртской Республики «О статусе депутата Государственного Совета Удмуртской Республики». ФИО2 таким лицом не является. Следовательно, он не может присутствовать при проверке подписных листов.
Специальным законом предусмотрены и другие ограничения для депутата, так, депутат не может быть назначен наблюдателем (п. 5 ст. 21 Закона №70-РЗ и п. 4 ст. 30 Закона №67-ФЗ), членом избирательной комиссии с правом совещательного или решающего голоса (ст. 29 Закона №67-ФЗ и ст. 20 Закона №70-РЗ).
Решение Комиссии об удалении ФИО2 из помещения Комиссии вынесено в форме постановления, что не противоречит Регламенту территориальной избирательной комиссии в Удмуртской Республике, утвержденному постановлением Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики от 10 декабря 2009 года № 30.2-4, с изменениями, внесенными постановлениями ЦИК Удмуртии от 27 апреля 2010 года № 42.5-4, от 19 июля 2010 года № 47.18-4 (далее Регламент).
В силу п. 3.5 Регламента, территориальная избирательная комиссия (далее ТИК) вправе рассмотреть любой вопрос, входящий в ее компетенцию.
В силу п. 5.1 Регламента, ТИК принимает постановления по вопросам, отнесенным к ведению.
К полномочиям территориальной комиссии относится осуществление контроля на соответствующей территории за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации; обеспечение на соответствующей территории реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов (п. 9 ст. 26 Закона № 67-ФЗ, п. 2 ст. 16 Закона № 70-РЗ).
Пунктом 3.12 Регламента предусмотрено, что ТИК может принять решение об удаление из зала заседаний приглашенных лиц, мешающих работе ТИК.
Решение комиссии принято большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (п. 14 ст. 28 Закона № 67-ФЗ п. 7 ст. 13 Закона УР от 13.12.2006 года № 58-РЗ «О территориальных избирательных комиссиях в УР»).
В силу п. 4 13 Закона УР от 13.12.2006 года № 58-РЗ «О территориальных избирательных комиссиях в УР», заседание ТИК является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса.
В связи с этим постановление Октябрьской территориальной избирательной комиссии от 07.09.2010 года об удалении ФИО2 из помещения Октябрьской территориальной избирательной комиссии законно, принято в рамках ее полномочий.
Кроме того, оспариваемое постановление не нарушает избирательных прав ФИО1 и ФИО2 по той причине, что ФИО2 не был зарегистрирован в качестве доверенного лица кандидата в депутаты ФИО1 Таким образом, не нарушено ни право кандидата в депутаты ФИО1 на присутствие при проверке подписных листов своего доверенного лица, поскольку ФИО2 его доверенным лицом не являлся, ни право ФИО2 присутствовать при проверке подписных листов кандидата в депутаты ФИО1 в качестве его доверенного лица, так как ФИО2 доверенным лицом кандидата в депутаты ФИО1 не являлся.
В связи с изложенным, в удовлетворении заявления должно быть отказано.
В связи с отказом в удовлетворении заявлений судебные расходы ФИО1, ФИО2 возмещению за счет органа, чьи действия (бездействие) оспаривались, не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199,258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2 о признании незаконным и отмене Постановления Октябрьской территориальной избирательной комиссии города Ижевска от 07.09.2010 года отказать.
Решение изготовлено на компьютере и подписано председательствующим судьей в совещательной комнате.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд УР в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий судья: Н.Э. Стех