Дело № 2-4173/13
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
10 декабря 2013 года г. Липецк
Правобережный районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего Николаевой В.М.
при секретаре Бегларян С.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 ФИО1 к Департаменту социальной защиты населения администрации г Липецка о признании права на пособие на несовершеннолетних детей,
установил:
ФИО5 обратилась в суд с иском к ДСЗН администрации г.Липецка о признании права на ежемесячное пособие на 2 несовершеннолетних детей, поскольку среднедушевой доход ее семьи не достигает величины прожиточного минимума. В обоснование требований ссылалась на то, что ей было отказано в назначении указанного пособия по причине отсутствия сведений об алиментах на старшего ребенка. Однако все справки, которые от нее требовали, она предоставляла.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен своевременно надлежащим образом, о чем имеется подпись в справочном листе. С согласия истца в соответствии со ст. 233 ГПК РФ суд считает рассмотреть дело в порядке заочного производства в отсутствие ответчика по представленным доказательствам.
В судебном заседании истец ФИО5 и ее представитель по устному заявлению ФИО12 поддержали заявленные требования, ссылаясь на доводы искового заявления. Они объяснили, что отцом старшего ребенка истицы является гражданин Испании. При обращении к мировому судье с иском о взыскании алиментов заявление было оставлено без рассмотрения, поскольку при направлении международного поручения документы были возвращены из-за отсутствия перевода на испанский язык. Услуги по переводу стоят 20000 руб., оплатить которые истица не имеет возможности из-за отсутствия доходов. Кроме того, решение российского суда не является обязательным на территории Испании, что делает бессмысленным обращение в российский суд за взысканием алиментов с ответчика, проживающего в Испании. Обращение в суд Испании по поводу алиментов для истицы невозможно из-за отсутствия финансов. Истица просила удовлетворить заявленные требования и взыскать требуемое пособие за прошлое время с момента обращения.
Выслушав объяснения истца и ее представителя, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со ст. 3, ст. 4 Федерального закона от 19 мая 1995 года с последующими изменениями N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" ежемесячное пособие на ребенка является одним из видов государственных пособий, установленных для граждан, имеющих детей. Выплата данного пособия производится за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 16 названного закона размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно ст.3 закона Липецкой области от 2 декабря 2004 года с последующими изменениями N 142-ОЗ "О ежемесячном пособии на ребенка" право на ежемесячное пособие на ребенка в семьях со среднедушевым доходом, размер которого не превышает величину прожиточного минимума в области, имеет один из родителей на каждого рожденного совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет, а на ребенка, обучающегося в общеобразовательном учебном учреждении, - до окончания обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет. Порядок учета доходов и определения величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, устанавливается нормативным правовым актом администрации области.
Постановлением Администрации Липецкой области от 29 ноября 2005 года N 175 был утвержден Порядок учета доходов и определения величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение ежемесячного пособия на ребенка, согласно р. 2 которого в доход семьи, учитываемый при определении величины среднедушевого дохода, включаются, в частности, все виды заработной платы, другие доходы всех членов семьи, в том числе алименты, получаемые на несовершеннолетних детей. Согласно р. 3 названного Порядка исчисление дохода семьи и определение величины среднедушевого дохода производится органом социальной защиты населения исходя из доходов за 3 последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия (расчетный период), исходя из состава семьи на дату обращения за назначением пособия.
Согласно ст. 5, ст. 6 закона № 142-ОЗ ежемесячное пособие на ребенка назначается, начиная с месяца обращения за назначением пособия со всеми необходимыми документами, по месяц достижения ребенком 16-летнего возраста. (при определенных условиях 18 лет) Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка гражданам, имеющим детей, производятся органом социальной защиты населения по месту жительства родителя.
Согласно п. 3.5. Положения о ДСЗН администрации г. Липецка, принятого решением сессии Липецкого городского Совета депутатов от 13.09.2011 года № 330, в функции ответчика входит назначение и выплата пособий за счет средств бюджетов всех уровней в соответствии с законодательством РФ и Липецкой области.
Судом установлено, что истица является матерью ФИО3 ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ и ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия на 2 детей. При этом она указала, что не работает, трудовой книжки не имеет. Справку об алиментах на ФИО2 представить не может, так как отец ребенка проживает в Испании. В материалах дела имеется определение мирового судьи судебного участка № 2 Левобережного округа г. Липецка об оставлении иска ФИО5 к ФИО13 о взыскании алиментов без рассмотрения, а также сообщение Министерства юстиции РФ о возврате документов, приложенных к международному поручению, в связи с отсутствием их перевода. Согласно протоколу заседания комиссии по рассмотрению спорных вопросов № № от ДД.ММ.ГГГГ для назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка ФИО5 было отказано в назначении пособия из-за отсутствия сведений об алиментах и трудовой книжки. Суд считает, что невозможность получения алиментов с отца ребенка, проживающего на территории другого государства, не должно умалять прав граждан, гарантированных законодательством РФ. За 3 месяца до обращения за пособием истица и ее муж ФИО12 не имели доходов (согласно трудовой книжки ФИО12 он был уволен ДД.ММ.ГГГГ и принят на работу ДД.ММ.ГГГГ) Его среднемесячная зарплата в настоящее время согласно справке ООО «Липецкая юридическая помощь» от ДД.ММ.ГГГГ составляет 5300 руб.
Система законодательства РФ о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции РФ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах РФ. Одним из международных принципов является принцип, закрепленный в ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 года, согласно которому материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой. Согласно принципу 2 Декларации прав ребенка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем и в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.
Конституция РФ провозглашает целью государственной политики создание социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7). Достижение данной цели обеспечивается, в частности, посредством обеспечения государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства. Основными направлениями государственной политики на конституционном уровне также признаны социальная защита материнства и детства, семьи (ч. 1 ст. 38 Конституции РФ), создание благоприятных условий для их жизнедеятельности (ст. 39 Конституции РФ). Согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании вышеизложенного, учитывая отсутствие доказательств, свидетельствующих о среднедушевом доходе семьи истицы, превышающем величину прожиточного минимума, который на территории Липецкой области во ДД.ММ.ГГГГ составлял 5879 руб., а в 3 квартале ДД.ММ.ГГГГ - 5997 руб., исходя из конституционного принципа гарантированности государством социальных прав, в целях обеспечения интересов ребенка, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования ФИО5 о признании права с момента обращения на получение ежемесячного пособия на 2 детей.
Согласно ст. 4 вышеприведенного закона N 142-ОЗ размер ежемесячного пособия на ребенка на момент обращения составлял 200 руб., а с ДД.ММ.ГГГГ – 220 руб.
Расчет пособия за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ суд производит следующим образом:
ДД.ММ.ГГГГ: 200 руб. х 2 чел. х 3 мес. = 1200 руб.
ДД.ММ.ГГГГ: 220 руб. х 2 чел. х 3 мес. = 1320 руб.
Итого: 1200 руб. + 1320 руб. = 2520 руб.
Названная сумма подлежит взысканию в пользу истца с ДСЗН администрации г. Липецка за счет средств областного бюджета Липецкой области.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, ст.233-235 ГПК РФ, суд
решил:
Признать за ФИО3 ФИО6 право на получение ежемесячного пособия на несовершеннолетних детей ФИО3 ФИО7 и Ривилья ФИО8, предусмотренного Законом Липецкой области от 02.12.2004 года № 142-ОЗ.
Настоящее решение является снованием для назначения и выплаты ФИО3 ФИО9 пособия на несовершеннолетних детей с ДД.ММ.ГГГГ до изменения условий.
Взыскать с Департамента социальной защиты населения администрации г. Липецка за счет средств бюджета Липецкой области в пользу ФИО3 ФИО10 пособие на несовершеннолетних детей за прошлое время с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме 2520 рублей.
Ответчик вправе подать в Правобережный районный суд г. Липецка заявление об отмене заочного решения в течение 7 дней со дня вручения ему копии заочного решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 16.12.2013 года.