ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4177 от 15.12.2010 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Центральный районный суд г.Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г.Тулы — Судебные акты

Р Е Ш Е Н ИЕ

Именем Российской Федерации

15.12.2010 года г. Тула

Центральный районный суд г.Тулы в составе:

председательствующего Щербаковой Н.В.,

при секретаре Давыдовой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 4177/2010 по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецким областям в лице Ликвидационной комиссии об изменении формулировки увольнения, взыскании сумм компенсаций, процентов,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецким областям в лице Ликвидационной комиссии ( далее по тексту Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям) об изменении формулировки увольнения, взыскании сумм компенсаций, процентов, ссылаясь на тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу по бессрочному служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой областям в должности  отдела .

В связи с упразднением (ликвидацией) Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям на основании Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от ДД.ММ.ГГГГ №  приказом Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ № истец был уволен и освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы в порядке перевода, и служебный контракт с ним был расторгнут по пункту 5 части 1 статьи 33 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Истец полагал, что в данном приказе необоснованно не было указано основание увольнения из Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям по п. 1 ч.1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией государственного органа.

В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с увольнением служебный контракт с ним был прекращен ДД.ММ.ГГГГ, определено выплатить ему компенсацию за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год в количестве  календарных дней (в т.ч. за ненормированный рабочий день -  календарных дня; за выслугу лет -  календарных дня), что, по его мнению, противоречит положениям пункта «А» статьи 28 Правил «Об очередных отпусках», утвержденных Народным Комиссариатом Труда СССР 30.04.1930 г. № 169, предусматривающему при увольнении работника вследствие ликвидации органа выплату компенсации в полном размере.

Кроме того, названным приказом ему не определена компенсационная выплата при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа в размере четырехмесячного денежного содержания, установленная пунктом 9 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2004 года № 79 - ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Ссылаясь на незаконность действий ответчика, истец полагал, что по смыслу приведенной нормы компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания государственному служащему выплачивается независимо от того, когда он поступил на другую работу. Указанная выплата должна производиться и в том случае, если государственный служащий поступил (был принят) на другую работу, поскольку перевод гражданского служащего, уволенного в порядке ликвидации государственного органа в другой государственный орган, влечет за собой изменение одной стороной служебного контракта, поэтому он рассматривается законодателем, как самостоятельное основание прекращения одного служебного контракта и заключение нового.

На основании изложенного, просил суд уточнить формулировку увольнения и внести изменения в приказ и в трудовую книжку, указав о произведенном увольнении в соответствии с ч.1 ст. 81 ТК РФ – в связи с ликвидацией государственного органа, взыскать с Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям в его пользу компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 68540 рублей, компенсацию за неиспользованные отпуска за  календарных дней в сумме 17248 рублей, проценты за задержку выплаты оспариваемых сумм в размере 1930 рублей 50 коп.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требования по тем же основаниям.

Представитель Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям по доверенности ФИО2 исковые требования ФИО1 не признала, ссылаясь в обоснование возражений на тот факт, что в соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы  отдела  Управления и уволен в порядке перевода с его согласия в ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего прохождения гражданской службы согласно пункту 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Руководствуясь ч. 13 ст. 46 Закона, Управление выплатило ФИО1 компенсацию за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в количестве  календарных дней.

Увольнение ФИО1 произведено на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с приказом Россельхознадзора от ДД.ММ.ГГГГ №  Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям ликвидируется, на его базе создаются новые территориальные органы Россельхознадзора, в том числе ФИО7. В соответствии с частью 3 ст. 31 Закона при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе. Управлением ФИО7 ФИО1 предложена для замещения должность государственного инспектора отдела земельного, лесного и пожарного надзора.

С ФИО1 были продолжены государственно - служебные отношения в связи с предоставлением ему иной должности государственной гражданской службы в ФИО7, ФИО1 правомерно освобожден от должности и уволен в порядке перевода с его согласия в ФИО7 в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 33 Закона на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а не в связи с ликвидацией государственного органа в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона либо с пунктом 1 части первой ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации.

Выплата гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания предусмотрена ч. 9 ст. 31 Закона в случае увольнения с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа. При увольнении гражданского служащего в порядке перевода с его согласия или по его просьбе в другой государственный орган выплата гражданскому служащему компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания Законом не предусмотрена.

Не согласилась и с требованиями ФИО1 в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск, ссылаясь на тот факт, что пункт «а» статьи 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных Народным Комиссариатом Труда СССР 03.04.1930 № 169, к спорным правоотношениям не применяется.

Просила суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные доказательства по делу, пришел к следующему.

Судом достоверно установлено, что ФИО1 проходил службу по бессрочному служебному контракту от ДД.ММ.ГГГГ № в Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецкой областям в должности  отдела  с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На основании Приказа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) от ДД.ММ.ГГГГ №  Управление Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям было упразднено.

В соответствии с приказом Управления Россельхознадзора по Тульской и Липецкой областям от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы  отдела  Управления и уволен в порядке перевода с его согласия в ФИО7 для дальнейшего прохождения гражданской службы согласно пункту 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон).

По заявлению ФИО1 на основании приказа ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ № последний с ДД.ММ.ГГГГ был назначен на государственную должность федеральной государственной гражданской службы  отдела  в порядке перевода из Управления Роспотребнадзора по Тульской и Липецким областям.

Согласно статье 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 27июля2004года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ( статья 2).

ФИО1 оспаривает правомерность примененной формулировки увольнения, право на компенсацию при увольнении с гражданской службы в связи с ликвидацией государственного органа в размере четырехмесячного денежного содержания, установленную пунктом 9 статьи 31 Федерального закона от 27июля2004года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно содержанию статьи 31 Федерального закона, при ликвидации государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены в случае предоставления гражданскому служащему с учетом уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности возможности замещения иной должности гражданской службы в государственном органе, которому переданы функции ликвидированного государственного органа, либо в другом государственном органе ( п.3).

При увольнении с гражданской службы в связи с реорганизацией государственного органа или изменением его структуры, ликвидацией государственного органа либо сокращением должностей гражданской службы гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается ( п.9).

В соответствии с п. 5 ч.1 статьи 33 Федерального закона, в качестве основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы рассматривается перевод гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган или на государственную службу иного вида.

Вместе с тем следует отметить, что прекращение служебного контракта и освобождение от занимаемой должности в связи с переводом гражданского служащего по его просьбе или с его согласия в другой государственный орган (п. 5 ч. 1 статьи 33 Федерального закона), если он не связан с переходом на государственную службу иного вида (военную или правоохранительную службу) не влечет его увольнение с государственной гражданской службы. В этом случае гражданский служащий остается на гражданской службе. Следовательно, расторжение служебного контракта и освобождение гражданского служащего от занимаемой должности влекут увольнение его из государственного органа, но не сопровождаются увольнением с гражданской службы.

Однако из содержания пункта 9 статьи 31 Федерального закона от 27июля2004года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что выплата оспариваемой компенсации поставлена в зависимость от произведенного увольнения государственного гражданского служащего с государственной гражданской службы.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был освобожден от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы  отдела  Управления и уволен в порядке перевода с его согласия в ФИО7 для дальнейшего прохождения гражданской службы согласно пункту 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», т.е. продолжил государственную гражданскую службу в государственном органе, которому, как следует из его Положения, переданы функции ликвидированного государственного органа, правовые основания для выплаты указанной компенсации отсутствуют.

Согласно статье 84.1 ТК РФ, прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.

Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.

Как следует из содержания статьи 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей регламентирован постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. N 225, утвердившим Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей ( далее по тексту Правила).

Согласно п. 14 Правил, записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона.

При прекращении трудового договора, в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующие статью, пункт Трудового кодекса Российской Федерации или иного федерального закона ( п. 18).

Поскольку отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, урегулированы Федеральным законом от 27июля2004года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецким областям при изложении оснований прекращения служебного контракта с ФИО3 в приказе об увольнении, в трудовой книжке истца правомерно была применена формулировка, изложенная в п. 5 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 27июля2004года N79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Что касается требований истца о выплате ему компенсации за неиспользованный отпуск, то суд пришел к следующему.

Пункт 13 статьи 46 Федерального закона гарантирует государственному гражданскому служащему при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы выплату денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

Поскольку федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе не урегулирован вопрос о порядке определения продолжительности неиспользованного отпуска для расчета компенсации при прекращении служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы, при разрешении спорных отношений с учетом положений ст. 5 ТК РФ подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации, иных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Положения Трудового кодекса Российской Федерации также не определяют порядок расчета компенсации за неиспользованный отпуск.

30 апреля 1930 года в соответствии с действовавшим порядком были утверждены НКТ СССР «Правила об очередных и дополнительных отпусках» ( далее по тексту Правила), в пункте 29 которых установлен порядок исчисления компенсации за неиспользованный отпуск.

Данный нормативный правовой акт не включен в перечень утративших силу отдельных законодательных актов, изложенный в ст. 422 Трудового кодекса Российской Федерации, а согласно ст. 423 этого Кодекса законодательные акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств», применяются, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Оснований считать, что данный порядок противоречит Конституции Российской Федерации или Трудовому кодексу Российской Федерации, не имеется, в связи с чем, указанные Правила подлежат применению и к спорным правоотношениям.

Согласно п. 28 Правил, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск.

При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию.

Полную компенсацию получают также работники, проработавшие от 5 1/2 до 11 месяцев, если они увольняются вследствие ликвидации предприятия или учреждения или отдельных частей его, сокращения штатов или работ, а также реорганизации или временной приостановки работ; поступления на действительную военную службу; командирования в установленном порядке в вузы, техникумы, на рабфаки, на подготовительные отделения при вузах и на курсы по подготовке в вузы и на рабфаки; переброски на другую работу по предложению органов труда или состоящих при них комиссий, а также партийных, комсомольских и профессиональных организаций; выяснившейся непригодности к работе.

Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

Как достоверно установлено в судебном заседании, ФИО1 был предоставлен отпуск за рабочий год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Для расчета ФИО1 компенсации при увольнении за неиспользованные отпуска работодателем правомерно был учтен рабочий год с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ продолжительностью  месяцев  дней.

Однако, поскольку увольнение ФИО1 с государственной гражданской службы не произошло, а гражданско-правовые отношения с ним были продолжены, правовые основания для выплаты ему полной компенсации, исходя из содержания пп. «А» п. 28 Правил, отсутствуют.

Таким образом, работодатель, рассчитав продолжительность неиспользованного отпуска для выплаты компенсации пропорционально отработанному времени в рабочем году, действовал правомерно, не допустил нарушение прав ФИО1

Иных оснований для расчета ФИО1 полной компенсации за неиспользованный отпуск судом не усматривается.

На основании вышеизложенного, суд считает необходимым и возможным отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Тульской и Липецким областям в лице Ликвидационной комиссии об изменении формулировки увольнения, взыскании сумм компенсаций, процентов отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы.

Председательствующий