ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4178/18 от 13.12.2018 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2- 4178/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 декабря 2018 года

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи Шуваловой И.В.,

при секретаре Беляковой М.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.В.Г. к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в городе Костроме Костромской области о перерасчете назначенной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Г.В.Г. обратился в суд с указанным иском, свои требования мотивировал тем, что решением Свердловского районного суда гор. Костромы от 19 июня 2018 года (дело №2-245/2018) частично удовлетворены требования Г.В.Г. о включении периодов работы в страховой стаж, а также в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости. Судом сделан вывод, что право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой во вредньж условиях возникло у Г.В.Г. с 57 лет. По достижении указанного возраста в <дата> года Г.В.Г. обратился в ГУ УПРФ в гор. Костроме за назначением пенсии. С <дата>. Г.В.Г. назначена страховая пенсия по старости в минимальном размере - ... руб. Выражая несогласие с установленным размером выплаты, Г.В.Г. обратился к ответчику за разъяснениями. Как следует из письма ответчика от <дата>. исх. страховая пенсия по старости бала назначена без учета заработной платы за период с <дата> по <дата> г. В обоснование ответчик указал, что представленные документы, выданные Экспериментальным скульптурно-производственным комбинатом Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, для рассмотрения не приняты, поскольку не указано наименование денежных единиц, в которых прописана заработная плата, усматриваются отчисления в ПФ до 1991. (в указанное время Пенсионный фонд не существовал), имеется неравномерное начисление заработной платы, отсутствуют сведения о том, что единовременные и компенсационные выплаты в указанные в справке суммы не включены, При этом в письме ответчик не ссылается на нормативный документ, подтверждающий установление соответствующих требований к справкам работодателя. Истец пояснял, что имел сдельную форму оплаты труда, поэтому заработная плата не была равномерной. Обладая правом выбора периода работы для начисления пенсии, истец указывал на период с 1983 года до распада СССР. На тот период по всей территории СССР была единая валюта - рубль. Все эти сведения ответчику известны. Также истцу работодателем была выдана Справка от <дата>., содержащая все необходимые сведения. Кроме того, вопросы работы истца в Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате Министерства по делам культуры Республики Узбекистан, в том числе и начисление заработной платы были предметом рассмотрения Свердловского районного суда гор. Костромы по указанному выше делу. В том числе, работодатель подтверждал указанные обстоятельства в письменном ответе на запрос. Истец полагает, что ответчиком необоснованно не приняты во внимание имеющиеся в материалах Пенсионного дела справки для расчета пенсионного капитала.

В связи с изложенным Г.В.Г. просил обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Костроме произвести перерасчет назначенной Г.В.Г. , <дата> года рождения, страховой пенсии по старости с учетом представленных Экспериментальным скульптурно-производственным комбинатом Министерства по делам культуры Республики Узбекистан сведений о заработной плате, с <дата>.

В судебном заседании Г.В.Г. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ГУ УПФ РФ в городе Костроме Костромской области на основании доверенности ФИО1 исковые требования не признала, пояснила, что справка, представленная истцом не может быть принята во внимание, поскольку не содержит сведения о наименовании денежных единиц заработной платы, имеется неравномерное начисление заработной платы, отсутствуют сведения о том, что единовременные и компенсационные выплаты в указанные в справке суммы не включены. Справка, представленная работодателем на основании запроса ГУ УПФР не может быть учтена, поскольку в ней отсутствует подпись руководителя.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данный Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2015 года. Со дня вступления его в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ в части, не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

Статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при установлении расчетного размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (п.2 ст.3 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 400-ФЗ).

В соответствии с п.1 ч.2 ст.18 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ, перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года.

Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014г. № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».

Как установлено в ходе рассмотрения дела истец Г.В.Г. является получателем страховой пенсии по старости с <дата>. При этом в страховой стаж истца включены периоды его работы на Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате Министерства по делам культуры республики Узбекистан с <дата> по <дата>.

Согласно письма ГУ УПФР в г.Костроме Костромской области от <дата>. страховая пенсия назначена истцу без учета заработной платы за период с по

Согласно исковых требований истец просит обязать ответчика произвести перерасчет начисленной пенсии с учетом сведений о заработной плате за период с по ., представленных Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате Министерства по делам культуры республики Узбекистан.

Как установлено в ходе рассмотрения дела Г.В.Г. в адрес ответчика представил справки о размере его заработной платы в вышеуказанный период.

Управлением ПФР в адрес компетентного органа в сфере пенсионного обеспечения Республики Узбекистан направлен запрос о проведении проверки заработной платы, на данный запрос поступила справка от <дата>, выданная Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате Министерства по делам культуры республики Узбекистан за период <дата>.г.

Как следует из письма УПФР данная справка не может быть принята в качестве надлежащего документа для проведения перерасчета, поскольку не заверена подписью руководителя организации, в справке не указано наименование денежных единиц, в которых истец получал зарплату, указаны отчисления в ПФ до 1991г. (пенсионный фонд в указанное время не существовал), усматривается неравномерное начисление заработной платы.

Суд полагает, что указанные обстоятельства не являются препятствием для осуществления перерасчета по сведениям, изложенным в данной справке, в силу следующего.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Как следует из содержания п. 2 ст. 6 названного Соглашения, при установлении пенсий гражданам государств - участников Соглашения стран СНГ учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств (независимо от времени приобретения), а также на территории бывшего СССР до 13 марта 1992 г.

Российская Федерация и Узбекистан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992г.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В 10 указанных Рекомендации установлено, что исчисление расчетного размера трудовой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР и осуществлявшим до 1 января 2002 года на территории Российской Федерации трудовую деятельность, производится из заработка за любые 60 месяцев подряд либо из заработка за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В случае если в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии (п.11 Рекомендаций).

Как следует из справки ЭСПК от <дата>. , в ней действительно отсутствует подпись руководителя комбината, а также сведения о валюте, в которой выплачивалась заработная плата.

Вместе с тем, согласно справки Экспериментального скульптурно-производственного комбината от <дата>. , выданной директором ЭСПК И.И.И., данные ведомостей по заработной плате отражены в Справке, направленной в УПФР по г.Костроме. Указанные данные представлены на основании ведомостей по заработной плате. Из этого следует, что директор подтвердил данные изложенные в справке от <дата>. . Оснований не доверять его пояснениям не имеется.

Кроме того, истцом в материалы дела представлена справка от <дата>. , выданная Экспериментальном скульптурно-производственном комбинате Министерства по делам культуры республики Узбекистан, подписанная руководителем комбината И.И.И., главным бухгалтером Г.Р.Ф..

Размеры заработной платы в период <дата>. полностью совпадают с размерами заработной платы, указанной в справке от <дата>. , за исключением июня <дата> где присутствует явная описка: «...» вместо «...». В данном случае истец не оспаривал тот факт, что правильным следует считать начисление заработной платы в июне <дата> в размере ... руб.

Согласно этой же справке от <дата>. размер заработка указан в советских рублях.

В соответствии с п. 11 Указания Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У, при представлении лицами, переселившимися на жительство в Россию из государств - бывших Республик Союза ССР, сведений о заработной плате в рублях, в том числе за периоды, когда на территории этих государств действовала национальная валюта, принимается во внимание дата введения национальной валюты и с учетом этого рассматривается вопрос о возможности исчисления пенсии по представленным сведениям о заработке.

Согласно данным Указаниям, национальная валюта в республике Узбекистан «сум-купон» была введена с 15.11.1993г., что также подтверждает тот факт, что заработная плата в справке Экспериментального скульптурно-производственного комбината от <дата>. указана в рублях.

Иные доводы, послужившие основанием для отказа в принятии ответчиком справки от <дата>. , в том числе то основание, что усматривается неравномерное начисление заработной платы, суд находит несостоятельными, поскольку законом предусмотрено исчисление расчетного размера трудовой пенсии из заработка за любые 60 месяцев подряд, а не только за те периоды, когда имеется равномерное начисление заработной платы.

Поскольку действующее пенсионное законодательство направлено на защиту конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, органы Пенсионного фонда России при исчислении размера пенсии обязаны выбрать наиболее выгодный вариант для пенсионера.

В данном случае представитель ответчика пояснила, что расчет пенсии истцу с учетом сведений, представленных в справке Экспериментального скульптурно-производственного комбината от <дата>. может повлиять на размер его пенсии в сторону увеличения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных законом оснований не учитывать справку о размере заработной платы истца, предоставленную Экспериментальным скульптурно-производственным комбинатом <дата>. для решения вопроса о перерасчете страховой пенсии по старости у ответчика не имелось, поскольку справка составлена на русском языке, с указанием размера заработка истца с <дата>. по <дата>., как установлено в ходе рассмотрения дела заработок указан в советских рублях, справка заверена подписью главного бухгалтера, скреплена печатью организации, руководитель организации изложенную в справке информацию подтвердил.

При таких обстоятельствах исковые требования Г.В.Г. суд находит подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Г.В.Г. удовлетворить.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Костроме Костромской области произвести перерасчет назначенной Г.В.Г. пенсии с <дата>. с учетом сведений о заработной плате за период с <дата>. по <дата> указанных в справке Экспериментального скульптурно-производственного комбината Министерства по делам культуры республики Узбекистан от <дата>. .

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд <адрес>.

Судья И.В. Шувалова