ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4179 от 04.07.2011 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

                                                                                    Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области — ТЕКСТЫ СУДЕБНЫХ АКТОВ

Дело № 2- 4179/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июля 2011 года г. Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд в составе:

председательствующего - судьи Шестаковой Р.Х.,

при секретаре - Бобович Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску ФИО2 к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным, возложении обязанности согласовать границы земельного участка,

у с т а н о в и л:

04.05.2011 года ФИО2 обратился в суд с настоящим иском, указав в обоснование заявленных требований, что Министерством имущественных и земельных отношений Сахалинской области рассмотрено его заявление о предоставлении земельного участка ориентировочной площадью 1500 кв.м, расположенного в , южнее , участок №. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено, что по истечении месячного срока со дня публикации в газете «Губернские ведомости» информации о приеме заявлений, в отношении испрашиваемого им участка заявлений от иных лиц не поступило, в связи с чем принято решение об оформлении земельного участка для строительства индивидуального жилищного строительства на его имя. После этого он заказал топографическую съемку земельного участка и предоставил ее в ДАГУН г. Южно-Сахалинска для согласования границ земельного участка. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал ему в согласовании границ земельного участка, до утверждения планировочной документации .

В исковом заявлении поставлены требования о признании отказа ДАГУН г.Южно-Сахалинска в согласовании границ указанного земельного участка, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным, возложении обязанности согласовать границы земельного участка.

В судебном заседании истец ФИО2 исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика ДАГУН г. Южно-Сахалинска ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению, поскольку отсутствует проект межевания территории . В соответствии с действующим генпланом села испрашиваемый земельный участок находится за пределами территории, обеспеченной градостроительной документацией.

Представитель третьего лица - Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причины неявки суду неизвестны.

В соответствии со ст. ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с абзацем 3 пункта 10 статьи 3 Федерального Закона Российской Федерации от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно статье 1 закона Сахалинской области от 20.02.2008 года № 6-ЗО «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, в городском округе «Город Южно-Сахалинск», распоряжение такими земельными участками, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, осуществляется органом исполнительной власти Сахалинской области, определяемым администрацией Сахалинской области.

В силу пункта 1.2 Порядка организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми для целей, связанных со строительством, в муниципальном образовании городской округ «Город Южно-Сахалинск» (за исключением земельных участков, относящихся к землям лесного фонда)», утвержденного постановлением Правительства Сахалинской области от 15.11.2010 года № 552, пункта 3.36 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Сахалинской области, утвержденного постановлением администрации Сахалинской области от 16.12.2009 года № 522-па, Минимущество Сахалинской области определен уполномоченным органом исполнительной власти Сахалинской области по распоряжению земельными участками, предоставляемыми для указанных целей в г. Южно-Сахалинске.

При таких обстоятельствах Минимущество Сахалинской области вправе распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, предоставляемыми в целях строительства в городском округе «Город Южно-Сахалинск».

В соответствии с пунктом 3 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

Положениями абзаца 2 пункта 3 указанной нормы закона установлено, что в двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В соответствии с абзацем 3 пункта 3 ст.30.1 ЗК РФ в случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, подавшему заявление. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанным гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Как следует из материалов дела, ФИО2 обратился в Минимущество Сахалинской области с заявлением о предоставлении ему по праву аренды земельного участка, расположенного в , южнее , участок №, ориентировочной площадью 1500 кв.м., для строительства индивидуального жилого дома.

Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Минимущество Сахалинской области сообщило ФИО2, что по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду спорного земельного участка, других заявлений не поступило, в связи с чем, в соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ земельный участок, расположенный по указанному адресу, будет оформлен на его имя. Кроме этого, ФИО1 было сообщено о необходимости представления в министерство кадастрового паспорта земельного участка для дальнейшего оформления правоустанавливающих документов на земельный участок.

Таким образом, решение о предоставлении земельного участка в аренду ФИО2, выраженное в приведенном выше письме, принято министерством в пределах его компетенции. Поскольку при этом установленный статьей 30.1 Земельного кодекса РФ публичный порядок предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства соблюден, постольку у гражданина возникло право обращения ДАГУН с заявлением о согласовании границ спорного земельного участка.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО2 после изготовления топографической съемки спорного земельного участка направил ее вместе с заявлением в ДАГУН города Южно-Сахалинска, в функции которого, в соответствии с Положением о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденным постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от ДД.ММ.ГГГГ, входит обязанность по согласованию границ земельного участка.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ДАГУН г.Южно-Сахалинска отказал ФИО2 в согласовании границ земельного участка, мотивируя тем, что спорный земельный участок в соответствии с генпланом села находится за пределами территории, обеспеченной градостроительной документацией. Проект межевания или разбивочные чертежи территории отсутствуют. Территория, определенная для жилой застройки, не обеспечена транспортной и инженерной инфраструктурой. В письме также указано, что рассмотрение вопроса о согласовании границ земельного участка под строительство индивидуального жилого дома приостанавливается до утверждения планировочной документации села .

В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Отказ ДАГУН г.Южно-Сахалинска в согласовании границ земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, является неправомерным в связи со следующим.

В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ земельного участка, площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с названным законом требований.

В соответствии с пунктом 1.1 Инструкции по межеванию, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади.

Из изложенного следует, что при подготовке межевого плана осуществляется межевание испрашиваемого земельного участка.

В силу пунктов 9.1 и 9.2 Инструкции по межеванию, установление границ земельного участка производят на местности в присутствии представителей районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца.

Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером – землеустроителем - производителем работ.

В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Закона о кадастре, в текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Таким образом, обязанность муниципального образования согласовать границы земельного участка прямо указана в пункте 6 статьи 38 Закона о кадастре и пункте 9.2 Инструкции по межеванию.

В соответствии с пунктом 2.1 Положения о департаменте архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью города Южно-Сахалинска, утвержденного постановлением мэра г. Южно-Сахалинска № от ДД.ММ.ГГГГ (далее по тексту Положение), основными задачами Департамента являются, в том числе, реализация единой государственной политики в области градостроительной деятельности, градостроительства, имущественных и земельных отношений в городском округе «Город Южно-Сахалинск» на основе действующего законодательства Российской Федерации, Сахалинской области и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

В силу пунктов 3.3.8, 3.3.9, 3.3.11 Положения функциями ДАГУН г. Южно-Сахалинска в области земельных правоотношений являются: предоставление в установленном законом порядке земельных участков в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, оформление правоустанавливающих документов на землю; заключение договоров аренды, безвозмездного срочного пользования, договоров купли-продажи земельных участков, договоров об установлении частных сервитутов на земельных участках, находящихся в муниципальной и, до разграничения государственной собственности на землю, в государственной (не разграниченной) собственности, если в соответствии с действующим законодательством заключение таких соглашений не отнесено к компетенции органов государственной власти, а также учет договоров аренды земельных участков, осуществление контроля за их выполнением и внесение соответствующих изменений и дополнений в них.

Формирует достоверные базы данных земельных участков, находящихся на правах собственности, аренды, пользования и владения у юридических и физических лиц, хранение межевых дел.

Исполняет иные функции, связанные с осуществлением деятельности в области земельных отношений.

Из анализа приведенных норм законодательства следует, что согласование границ земельного участка является обязанностью ДАГУН г. Южно-Сахалинска.

ДАГУН г.Южно-Сахалинска в обоснование отказа ФИО2 в согласовании границ испрашиваемого земельного участка ссылается на отсутствие планировочной документации .

Данный довод суд признает несостоятельным в силу следующего.

В силу пункта 14 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.20112 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, а также на земельные участки, предоставляемые в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации и документами территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Положения закона о кадастре, а также Инструкция по межеванию не содержат оснований для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка.

В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.

Этому положению корреспондируют нормы статей 42 и 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающих право уполномоченных органов, в целях обеспечения устойчивого развития территорий, разрабатывать проекты планировки и проекты межевания территорий.

В силу изложенного суд приходит к выводу, что отсутствие правил землепользования и застройки, а также разработка проекта планировки и проекта межевания территории  не является основанием для отказа в согласовании границ испрашиваемого земельного участка, так как данные обстоятельства законодательством не предусмотрены в качестве оснований для отказа в предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что у ДАГУН г. Южно-Сахалинска отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа в согласовании границ земельного участка, испрашиваемого ФИО2, в связи с чем, признает данный отказ незаконным и возлагает на ответчика обязанность согласовать границы земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: , южнее , участок №.

Остальные доводы ДАГУН г.Южно-Сахалинска на исход по делу не влияют.

Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ФИО2 к Департаменту архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г. Южно-Сахалинска о признании отказа в согласовании границ земельного участка незаконным, возложении обязанности согласовать границы земельного участка, удовлетворить.

Признать отказ Департамента архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска в согласовании границ земельного участка, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, незаконным.

Возложить на Департамент архитектуры, градостроительства и управления недвижимостью г.Южно-Сахалинска обязанность согласовать границы земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: , южнее , участок №.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Р.Х. Шестакова

Мотивированное решение изготовлено 16 сентября 2011 года.

Судья Р.Х.Шестакова