Центральный районный суд г. Омска
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-4179/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2011 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Коростиленко Е.В. при секретаре Москаленко Е.П., рассмотрев в открытом судебном заседании заявление ФИО1 об оспаривании незаконных действий должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска,
установил:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании незаконных действий должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска, в обоснование которого указал, что в соответствии с информационным сообщением о проведении аукциона, опубликованном в газете «Третья столица» от 21 апреля 2011 г. № 20 (625), Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска провел 23 мая 2011 г. торги по продаже нежилого строения с земельным участком, расположенных по адресу: , победителем которого был признан заявитель. Исполняя требования информационного сообщения о заключении после проведения аукциона в течение пяти дней договора купли-продажи, заявитель направил организатору торгов три подлинных экземпляра подписанного им договора купли-продажи указанных объектов недвижимости, а также четыре подлинных подписанных им экземпляра протокола разногласий от 30 мая 2011 г. к договору купли-продажи с просьбой подписать протокол разногласий и возвратить его в адрес заявителя. Однако, Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска просьбу заявителя так и не исполнил, позднее сообщив письмом о том, что на основании распоряжения руководителя департамента № 2087-р от 02 июня 2011 г., результаты торгов были аннулированы по причине неподписания сторонами в срок договора купли-продажи. Заявитель находит действия должностного лица Департамента незаконными поскольку, с его стороны, в силу положений ст.ст. 432, 433 ГК РФ, были совершены все необходимые действия по заключению договора купли-продажи, который по вине организатора торгов так и не был заключен. В частности, подписанный им протокол разногласий являлся акцептом оферты Департамента, но на иных условиях, то есть новой офертой, ответ на которую он так и не получил. Учитывая, что договор оказался не заключен по вине Департамента, то у должностного лица, пописавшего распоряжение № 2087-р от 02 июня 2011 г. об аннулировании торгов, не имелось законных оснований для последнего. В указанной связи, просит суд признать незаконными действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО2, выразившееся в аннулировании результатов аукциона от 23 мая 2011 г. по продаже нежилого строения, общей площадью 23,9 кв.м с земельным участком (кадастровый номер №), расположенных по адресу: , которые были совершены путем издания ненормативного правового акта – распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 02 июня 2011 г. № 2087-р «Об аннулировании результатов аукциона», взыскать с Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска государственную пошлину в размере 200 руб.
В письменном отзыве на заявление ФИО1 представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности ФИО3 просит в удовлетворении требований полностью отказать, поскольку в нарушение условий п. 19 Положения об организации продажи государственного и муниципального имущества на аукционе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. № 585, направленные победителю торгов проекты договора купли-продажи, в установленный срок не были им подписаны, при этом, последний направил протокол разногласий к договору купли-продажи только во второй половине последнего дня 5-дневного срока – 30 мая 2011 г., что существенно затруднило заключить договор. Тем более, что указанный протокол не содержал существенных изменений ни по предмету, ни по условиям исполнения договора купли-продажи, что свидетельствует об уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи в установленный срок. В свою очередь Департаментом был подготовлен свой протокол разногласий, подписать который ФИО1 отказался. В указанной связи, оспариваемое распоряжение является законным и обоснованным.
В судебном заседании ФИО1 требования полностью поддержал по указанным в заявлении основаниям. Также указал, что его не знакомили с проектом договора купли-продажи выставляемого на торги имущества. 30 мая 2011 г. он сдал в канцелярию Департамента документы в 15 час. 30 мин., а 31 мая 2011 г. его приглашали для подписания протокола разногласий со стороны Департамента, составленного ранним числом, от чего он отказался. Документов для ознакомления по его требованию ему также не предоставили.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности ФИО3 в судебном заседании с требованиями не согласился, по мотивам, указанным в письменном отзыве на заявление ФИО1
Допрошенный в качестве свидетеля специалист отдела приватизации Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО4 суду показала, что в день проведение торгов ФИО1 вручили уведомление о признании его победителем, в установленный 5-дневный срок договор так и не был подписан. На пятый день ему позвонили и предупредили о правовых последствиях неподписания договора в установленный срок, он сообщил что успеет, и принес в канцелярию документы около 16 час. дня с протоколом разногласий. Утром шестого дня ФИО1 пригласили на ознакомление с протоколом разногласий Департамента и его подписание, от чего он отказался. Заявитель являлся постоянным участником торгов, ФИО1 знал, что условия договора купли-продажи типовые. Только 4-е случая торгов в Департаменте признавались недействительными, по трем из которых заявителем был ФИО1 В извещении о проведении торгов разъяснялось претендентам их право ознакомиться с условиями договора до его подписания, однако с такими требованиями ФИО1 до проведения торгов в Департамент не обращался.
Выслушав пояснения ФИО1, представителя Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска по доверенности ФИО3, исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
По правилам ч. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
Из заявления ФИО1 следует, что незаконность действия должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска ФИО2, выразилась в аннулировании результатов аукциона от 23 мая 2011 г. по продаже нежилого строения, общей площадью 23,9 кв.м с земельным участком (кадастровый номер №), расположенных по адресу: , путем издания последним распоряжения от 02 июня 2011 г. № 2087-р «Об аннулировании результатов аукциона», победителем которого являлся заявитель.
Проверяя законность и обоснованность вышеназванного обжалуемого ненормативного правового акта, суд находит, что ФИО1 обратился с заявлением в порядке гл. 25 ГПК РФ в установленный срок.
По существу заявленных требований суд исходит из следующего.
Согласно ч.ч. 1-4 ст. 447 ГК РФ, договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом.
В случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 448 ГК РФ, аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми.
В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.
Если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
В случае, если предметом торгов является только право на заключение договора, в извещении о предстоящих торгах должен быть указан предоставляемый для этого срок.
Если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее чем за три дня до наступления даты его проведения, а конкурса - не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
В случаях, когда организатор открытых торгов отказался от их проведения с нарушением указанных сроков, он обязан возместить участникам понесенный ими реальный ущерб.
Организатор закрытого аукциона или закрытого конкурса обязан возместить приглашенным им участникам реальный ущерб независимо от того, в какой именно срок после направления извещения последовал отказ от торгов.
Участники торгов вносят задаток в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, задаток подлежит возврату. Задаток возвращается также лицам, которые участвовали в торгах, но не выиграли их.
При заключении договора с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им задатка засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Лицо, выигравшее торги, при уклонении от подписания протокола утрачивает внесенный им задаток. Организатор торгов, уклонившийся от подписания протокола, обязан возвратить задаток в двойном размере, а также возместить лицу, выигравшему торги, убытки, причиненные участием в торгах, в части, превышающей сумму задатка.
Если предметом торгов было только право на заключение договора, такой договор должен быть подписан сторонами не позднее двадцати дней или иного указанного в извещении срока после завершения торгов и оформления протокола. В случае уклонения одной из них от заключения договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, причиненных уклонением от его заключения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», под приватизацией государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности РФ (далее - федеральное имущество), субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц.
Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество) (ч. 2 ст. 2 Закона).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона, продажа государственного или муниципального имущества на аукционе является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона, на аукционе продается государственное или муниципальное имущество в случае, если его покупатели не должны выполнить какие-либо условия в отношении такого имущества. Право его приобретения принадлежит покупателю, который предложит в ходе торгов наиболее высокую цену за такое имущество.
Аукцион является открытым по составу участников.
Продолжительность приема заявок на участие в аукционе должна быть не менее чем двадцать пять дней.
При проведении аукциона, если используется открытая форма подачи предложений о цене государственного или муниципального имущества, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены ("шаг аукциона").
Для участия в аукционе претендент вносит задаток в размере 10 процентов начальной цены, указанной в информационном сообщении о продаже государственного или муниципального имущества.
Уведомление о признании участника аукциона победителем выдается победителю или его полномочному представителю под расписку или высылается ему по почте заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
При уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества задаток ему не возвращается и он утрачивает право на заключение указанного договора.
Суммы задатков возвращаются участникам аукциона, за исключением его победителя, в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.
В течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона с победителем аукциона заключается договор купли-продажи.
Передача государственного или муниципального имущества и оформление права собственности на него осуществляются в соответствии с законодательством РФ и договором купли-продажи не позднее чем через тридцать дней после дня полной оплаты имущества.
Не урегулированные настоящей статьей и связанные с проведением аукциона отношения регулируются Правительством РФ.
По правилам ч. ч. 2, 3 ст. 15 названного Федерального закона, информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества подлежит опубликованию в официальном печатном издании, а также размещению на официальном сайте в сети "Интернет", сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети "Интернет" (далее также - сайты в сети "Интернет") не менее чем за тридцать дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества, подлежащее опубликованию в официальном печатном издании, должно содержать, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, следующие сведения:
1) наименование государственного органа или органа местного самоуправления, принявших решение об условиях приватизации такого имущества, реквизиты указанного решения;
2) наименование такого имущества и иные позволяющие его индивидуализировать сведения (характеристика имущества);
3) способ приватизации такого имущества;
4) начальная цена продажи такого имущества;
5) форма подачи предложений о цене такого имущества;
6) условия и сроки платежа, необходимые реквизиты счетов;
7) размер задатка, срок и порядок его внесения, необходимые реквизиты счетов;
8) порядок, место, даты начала и окончания подачи заявок, предложений;
9) исчерпывающий перечень представляемых покупателями документов;
10) срок заключения договора купли-продажи такого имущества;
11) порядок ознакомления покупателей с иной информацией, условиями договора купли-продажи такого имущества;
12) ограничения участия отдельных категорий физических лиц и юридических лиц в приватизации такого имущества;
13) порядок определения победителей (при проведении аукциона, специализированного аукциона, конкурса) либо лиц, имеющих право приобретения государственного или муниципального имущества (при проведении его продажи посредством публичного предложения и без объявления цены);
14) место и срок подведения итогов продажи государственного или муниципального имущества.
Детальная регламентация проведения аукциона по продаже муниципального имущества закреплена в Положении об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.08.2002 N 585.
Согласно п. п. 1 п. 19 и п. п. 1, 2 п. 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации г. Омска, утвержденном постановлением Мэра г. Омска от 10 августа 2005 г. № 395-п, функции департамента в сфере формирования и управления муниципальным имуществом г. Омска в пределах своей компетенции от имени муниципального образования город Омск осуществляет права собственника в отношении муниципального имущества; осуществляет приватизацию муниципального имущества города Омска в порядке, установленном действующим федеральным законодательством, правовыми актами органов местного самоуправления г. Омска; выполняет функции продавца муниципального имущества города Омска, земельных участков, заключает договоры купли-продажи муниципальной собственности города Омска в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством (л.д. 33-42).
В официальном здании муниципального округа городской округ город Омск - газете «Третья столица» от 21 апреля 2011 г. № 20 (625), Департаментом имущественных отношений Администрации г. Омска опубликовано извещение о проведении открытого аукциона по продаже муниципального имущества – нежилых помещений с земельным участком, расположенным по адресу: (КАО) с указанием характеристик объектов продажи, их начальной цены, размера задатка, шага аукциона, условий и сроков платежа, реквизиты для внесения задатка, адрес и место приема заявок, срок и дату определения участников аукциона, а также дату, место и время проведения аукциона. Более того, извещение содержало информацию о том, что срок заключения договора купли-продажи по результатам аукциона непозднее пяти рабочих дней со дня подведения итогов аукциона, а также порядок ознакомления покупателей с условиями договора купли-продажи и иной информацией со ссылкой, в том числе на официальный сайт организатора торгов в сети Интернет (л.д. 48-55).
17 мая 2011 г. ФИО1 обратился в Департамент имущественных отношений Администрации г. Омска с заявкой на участие в аукционе по продаже вышеназванного муниципального имущества, приложив согласие на передачу и обработку персональных данных и оригинал банковского платежного поручения о внесении задатка в необходимом размере – № руб. (л.д. 72-75).
Протоколом комиссии от 19 мая 2011 г. ФИО1 был признан участником аукциона, копия которого ему была вручена лично (л.д. 71).
23 мая 2011 г. состоялись торги по продаже муниципального имущества, в том числе нежилых помещений с земельным участком, расположенным по адресу: по цене № руб. за нежилые строения и № руб. за земельный участок, по итогам которого был составлен протокол, копия которого была вручена ФИО1 (л.д. 68-69).
Уведомлением от 23 мая 2011 г. ФИО1 был признан победителем аукциона нежилого строения с земельным участком, расположенным по адресу: , последнему были вручены экземпляры договора купли-продажи для подписания (л.д. 70).
30 мая 2011 г. являлся последним днем для заключения с победителем аукциона договора купли-продажи.
В указанный день ФИО1 обратился к организатору аукциона – Департаменту имущественных отношений с протоколом разногласий, в котором предлагалось изложить преамбулу и пункт 4.1 в его редакции, а пункты 4.2 и 4.3 договора купли-продажи полностью исключить (л.д. 63, 64-66).
В свою очередь Департамент имущественных отношений в лице ФИО2, обратился к ФИО1 с протоколом согласования указанных разногласий к договору купли-продажи, датированный 30 мая 2011 г., в котором организатор аукциона согласился изложить преамбулу в редакции ФИО1, а остальные пункты договора предлагалось оставить в прежней редакции (л.д. 25, 61).
Распоряжением от 02 июня 2011 г. № 2087-р исполняющего обязанности директора департамента, отбывшего в командировку в г. Москву на основании распоряжения Мэра г. Омска от 30 мая 2011 г. № 217-рк, ФИО2 аннулировал результаты аукциона от 23 мая 2011 г. по продаже нежилого строения с земельным участком, расположенным по адресу: без возвращения ФИО1 задатка в размере № руб. (л.д. 59, 60).
Кроме того, 06 июня 2011 г. в адрес заявителя Департаментом было направлено письмо с приложением копии вышеназванного распоряжения, полученное последним 28 июня 2011 г., о том, что аукцион был аннулирован по причине несогласия победителя с условиями договора купли-продажи и незаключением последнего в установленный законом срок (л.д. 56, 57).
На основании протокола об итогах аукциона по продаже нежилого строения с земельным участком, расположенным по адресу: от 25.07.2011 года, победителем которого был признан ФИО5, 01 августа 2011 г. с последним был заключен договор купли-продажи указанных объектов недвижимости за № руб. – нежилое помещение и за № руб. – земельный участок (л.д. 43-45, 46-47)
Проверяя законность процедуры организации и проведения аукциона по продаже муниципального имущества, а также аннулирования его результатов, суд находит последнюю соответствующей требованиям как Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества», так и Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585, который также содержит требование о том, что при уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества аукциона он утрачивает право на заключение указанного договора и задаток ему не возвращается. Результаты аукциона аннулируются продавцом.
При этом, суд находит доводы заявителя о том, что подписанный им протокол разногласий являлся акцептом оферты Департамента, но на иных условиях, то есть новой офертой применительно к сложившейся ситуации безосновательными, поскольку последний имел реальную возможность ознакомиться с условиями типового договора купли-продажи до проведения аукциона, чем не воспользовался.
В указанной связи, действия ФИО1 по подаче протокола разногласий в последний день истечения установленного законом пятидневного срока для заключения договора купли-продажи, суд расценивает как уклонение от заключения последнего.
Более того, заключение договора купли-продажи по результатам торгов является специальной разновидностью заключения договоров, императивно предусматривающих сроки и последствия их незаключения.
Подача заявки на участие в торгах и признание претендента участником последних, по мнению суда, предполагает осведомленность и согласие последнего с предложенными условиями и уже является акцептом ранее официально опубликованной организатором для неопределенного круга лиц оферты (ч. 2 ст. 437 ГК РФ).
Учитывая вышеназванное, оснований для удовлетворения заявленного ФИО1 требования для признания недействительным распоряжения Департамента имущественных отношений Администрации г. Омска от 02 июня 2011 г. № 2087-р «Об аннулировании результатов аукциона» у суда не имеется, также как и для взыскания оплаченной заявителем государственной пошлины в размере 200 руб.
Руководствуясь ч. 4 ст. 198 и ч. 2 ст. 256 ГПК РФ, суд
решил:
заявление ФИО1 об оспаривании незаконных действий должностного лица Департамента имущественных отношений Администрации города Омска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд в течение десяти дней с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Центральный районный суд города Омска.
Судья