ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-417/18 от 13.07.2018 Гусиноозерского городского суда (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 июля 2018 года г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Бадлуевой Е.А.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия к Администрации муниципального образования сельское поселение <адрес> понуждении устранить нарушения градостроительного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Гусиноозерский межрайонный прокурор Республики Бурятия в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском об обязании Администрации МО СП <адрес> устранить нарушения законодательства и привести постановление от ДД.ММ.ГГГГ в соответствие с п.п. 6, 7, 8, 9, 12 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и п.п. 5, 6, 7, 11, 15 Требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Иск мотивирован тем, что Администрацией МО СП <адрес>ДД.ММ.ГГГГ в отсутствие положительного заключения прокурора принято постановление <данные изъяты>, которое не соответствует требованиям федерального законодательства. В адрес главы сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ межрайонным прокурором внесено представление, однако нарушения закона не устранены, нормативно-правовой акт не приведен в соответствие с требованиями федерального законодательства. Неприведение программы комплексного развития в соответствие с требованиями законодательства способно повлечь необеспечение комплексного и устойчивого развития социальной и транспортной инфраструктуры на территории муниципального образования, недостижение расчетного уровня обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, недостижение показателей безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения, доступности объектов транспортной инфраструктуры, что может привести к нарушению прав неограниченного круга лиц – жителей муницпального образования в указанных сферах.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Просила исковые требования удовлетворить, предоставить срок для устранения нарушения до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика Администрации МО <данные изъяты> ФИО3 исковые требования не признал, суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ было составлено соглашение о передаче части полномочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправления муниципального района, таким образом, обязанность по приведению постановления в соответствие с градостроительным законодательством должна лежать на Администрации МО «<адрес>».

Представитель третьего лица Администрации МО «<адрес>» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что Администрацией МО СП <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление <данные изъяты>

Согласно п. 28 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ программами комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа являются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие социальной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве объектов социальной инфраструктуры местного значения.

В п. 27 ст.1 Градостроительного кодекса РФ указано, что программами комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа являются документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения поселения, городского округа, которые предусмотрены также государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития муниципального образования, инвестиционными программами субъектов естественных монополий в области транспорта. Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры поселения, городского округа в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.

Частью 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

Пункт 8 ч.1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений.

В соответствии с п. 4.1 ст. 6 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти РФ в области градостроительной деятельности относится установление требований к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов установлены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

При принятии постановления Администрации МО СП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> нарушены пункты 6, 7, 8, 9, 12 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- в нарушение п. 6 программа комплексного развития социальной инфраструктуры в МО СП «Новоселенгинское» принята на срок менее 10 лет;

- в нарушение п. 7 программа не содержит перечня мероприятий по проектированию, строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения с указанием наименования, местоположения, технико-экономических параметров, сроков реализации в плановом периоде, ответственных исполнителей; целевые индикаторы программы, включающие технико-экономические, финансовые и социально-экономические показатели развития социальной инфраструктуры (устанавливаются по каждому мероприятию и по каждому виду объектов социальной инфраструктуры); оценку эффективности мероприятий, включенных в программу, в том числе с точки зрения достижения расчетного уровня обеспеченности населения поселения услугами в областях, указанных в пункте 1 требований, в соответствии с нормативами градостроительного проектирования поселения, не установлены критерии проведения оценки;

- в нарушение п. 8 программа не содержит указание на местонахождение заказчика и разработчиков программы, целевые показатели (индикаторы) обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры; укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. Предусмотренные цели и задачи программы не отвечают требованиям градостроительного законодательства, в паспорте не отражены объемы и источники финансирования программы, также ожидаемые результаты реализации программы не конкретизированы;

- в нарушение п. 9 характеристика существующего состояния социальной инфраструктуры программы не содержит: технико-экономические параметры существующих объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, сложившийся уровень обеспеченности населения поселения, городского округа услугами в областях, указанных в пункте 1 требований; прогнозируемый спрос на услуги социальной инфраструктуры (в соответствии с прогнозом изменения численности и половозрастного состава населения) в областях, указанных в пункте 1 требований, с учетом объема планируемого жилищного строительства в соответствии с выданными разрешениями на строительство и прогнозируемого выбытия из эксплуатации объектов социальной инфраструктуры; оценку нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития социальной инфраструктуры поселения;

- в нарушение п. 12 в разделе 5 программы отсутствует оценка социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования поселения, в том числе с разбивкой по видам объектов социальной инфраструктуры поселения, целям и задачам программы.

При принятии постановления Администрации МО СП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> нарушены пункты 5, 6, 7, 11, 15 Требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, а именно:

- в нарушение п. 5 программа принята на срок менее 10 лет;

- в нарушение п. 6 программа не содержит характеристику существующего состояния транспортной инфраструктуры; прогноз транспортного спроса, изменения объемов и характера передвижения населения и перевозок грузов на территории поселения; принципиальные варианты развития транспортной инфраструктуры и их укрупненную оценку по целевым показателям (индикаторам) развития транспортной инфраструктуры с последующим выбором предлагаемого к реализации варианта;

- в нарушение п. 7 программа не содержит местонахождение заказчика и разработчиков программы, укрупненное описание запланированных мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры;

- в нарушение п. 11 программа не содержит всех необходимых составляющих, в частности мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры по видам транспорта, мероприятия по развитию транспорта общего пользования, созданию транспортно-пересадочных узлов, мероприятия по развитию инфраструктуры пешеходного и велосипедного передвижения, мероприятия по развитию сети дорог поселений и др.;

- в нарушение п. 15 в программе отсутствует оценка эффективности мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры предлагаемого к реализации варианта развития транспортной инфраструктуры включает оценку социально-экономической эффективности и соответствия нормативам градостроительного проектирования, в том числе с разбивкой по видам транспорта, целям и задачам программы.

Кроме того, Администрацией МО СП <адрес> постановление от ДД.ММ.ГГГГ принято в отсутствие положительного заключения прокурора.

Сведений о принятии мер по устранению нарушений градостроительного законодательства ответчиком суду не представлено.

В силу п. 6.1 ч. 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ в полномочия органов местного самоуправления входят разработка и утверждение программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программ комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ.

Понятие программ комплексного развития, а также некоторые положения, касающиеся их разработки и утверждения, закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации.

Программы комплексного развития социальной и транспортной инфраструктуры поселения разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения.

Закрепляя самостоятельность местного самоуправления в качестве его основного свойства и принципа взаимоотношений с органами государственной власти, Конституция Российской Федерации вместе с тем исходит из того, что эта самостоятельность не является абсолютной, а должна определяться пределами, устанавливаемыми действующим законодательством. Органы государственной власти в рамках своих полномочий по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации призваны устанавливать общие принципы организации местного самоуправления, учитывая при этом цели государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при принятии постановления Администрации МО СП <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ нарушены п.п. 6, 7, 8, 9, 10, 12 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и п.п. 5, 6, 7, 11, 15 Требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем заявленные прокурором исковые требования подлежат удовлетворению.

Доводы представителя ответчика о том, данные требования должны быть предъявлены к Администрации МО «<адрес>» суд считает необоснованными, поскольку Муцинипальная программа <данные изъяты> принята и утверждена постановлением Администрацией МО СП <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, и правовых оснований для внесения изменений в данное постановление у Администрации МО «<адрес>» не имеется.

В соответствии с пунктами 9, 19 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор при обращении в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц и органы местного самоуправления от уплаты государственной пошлины освобождены.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Гусиноозерского межрайонного прокурора Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования сельское поселение <адрес> устранить нарушения законодательства и привести постановление Администрации муниципального образования сельское поселение <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> в соответствие пунктам 6, 7, 8, 9, 12 Требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, и пунктам 5, 6, 7, 11, 15 Требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 18 июля 2018 года.

Судья Е.А. Бадлуева