ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-417/19 от 02.04.2019 Кольского районного суда (Мурманская область)

Решение в окончательной форме изготовлено 02 апреля 2019 года

Дело № 2-417/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2019 года город Кола

Кольский районный суд Мурманской области в составе:

председательствующего судьи Маренковой А.В.,

при секретаре Губиной Д.В.,

с участием представителя истца ФИО1,

ответчика ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-СЕРВИС» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство-СЕРВИС» (далее – ООО «ЖКП-СЕРВИС», общество, управляющая организация) обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, в обоснование заявленных требований указав, что общество является управляющей компанией по отношению к дому <адрес>. Ответчик является собственником квартиры в указанном доме. На основании договора управления многоквартирным домом общество оказывает услуги по содержанию имущества указанного многоквартирного дома, а также предоставляет коммунальные услуги собственникам и нанимателям жилых помещений в указанном доме. Между тем, ответчик своей обязанности по оплате жилья и коммунальных услуг не исполняет надлежащим образом, в связи с чем образовалась задолженность за период с <дата> по <дата> в размере 55 561 рубль 53 копейки. Указанную сумму задолженности истец просил взыскать с ответчика в его пользу, а также пени за несвоевременное внесения платы за жилье и коммунальные услуги в размере 1796 рублей и расходы по уплате государственной пошлины, произведя зачет по ранее внесенным денежным средствам в счет оплаты государственной пошлины по другим искам на основании справок, выданных мировым судьей.

Впоследствии истец уточнил заявленные требования, увеличив период образования задолженности по оплате коммунальных услуг, просил суд взыскать с ответчика в его пользу задолженность по оплате коммунальных услуг за период с <дата> по <дата> в размере 67 559 рублей 16 копеек, а также пени в сумме 5858 рублей 85 копеек.

Впоследствии истец в связи с частичной оплатой ответчиком имевшейся у него задолженности, просил суд взыскать с ответчика в пользу истца задолженность по оплате услуг за отопление за период с <дата> по <дата> в размере 47 406 рублей 77 копеек, а также пени в сумме 5858 рублей 85 копеек.

В судебном заседании представитель истца ФИО1 на заявленных требованиях с учетом их уточнения настаивала в полном объеме. Указала, что с учетом особенностей коммунальной услуги по отоплению, в соответствии с которыми теплоотдача в атмосферу отапливаемых помещений от теплоносителя, происходит не только от радиаторов, но и от прочих элементов системы отопления, многоквартирный дом признается единым теплотехническим объектом, возможность определения конкретной точки поступления теплоэнергии на отопление в конкретном помещении отсутствует. Переход на индивидуальное теплоснабжение с соответствующим изменением порядка и размера оплаты услуг возможен в случае определения объема тепловой энергии, потребленной на индивидуальные и общедомовые нужды. Указала, что ответчиком не представлено доказательств переоборудования принадлежащего ему жилого помещения в установленном законом порядке, а также доказательств внесения изменений в схему теплоснабжения. Просила иск удовлетворить в полном объеме.

Ответчик ФИО2 и его представитель ФИО3 в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями не согласились, указали, что услуга по отоплению фактически ответчику не оказывалась истцом в исковой период, поскольку квартира переведена на альтернативный источник тепла, при этом вся техническая документация, свидетельствующая о данном факте имеется у ответчика. В квартире <адрес> отсутствуют теплопотребляющие установки и транзитные трубопроводы, являющиеся оборудованием, предназначенным для отопления квартиры. Таким образом, он не может являться получателем коммунальной услуги по отоплению, в связи с чем просил суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме. Обратили также внимание на то обстоятельство, что ранее судебные инстанции по аналогичным спорам принимали решения об отказе в удовлетворении требований управляющей организации о взыскании с ответчика платы за отопление, указанными судебными актами установлен факт перевода квартиры ответчика на альтернативное отопление.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя, как следует из пунктов 2, 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно статье 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Таким образом, ответчик в силу закона обязан ежемесячно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В соответствии с пунктами 6-8 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 г. № 354, предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9, 10, 11 и 12 данных Правил.

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, заключенный путём совершения потребителем конклюдентных действий, считается заключенным на условиях, предусмотренных данными Правилами.

Потребителю не может быть отказано в предоставлении коммунальных услуг в случае отсутствия у потребителя заключенного в письменной форме договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 данных Правил.

При этом период времени, в течение которого указанное лицо обязано предоставлять коммунальные услуги потребителям и вправе требовать от потребителей оплаты предоставленных коммунальных услуг, подлежит определению в соответствии с пунктами 14, 15, 16 и 17 настоящих Правил.

Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме в зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом определяются, в том числе в договоре управления многоквартирным домом, заключаемом собственниками помещений в многоквартирном доме или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива (далее - товарищество или кооператив) с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом (подпункт «а» пункта 9).

При этом управляющая организация не вправе отказаться от включения в заключаемый с ней договор управления многоквартирным домом условий о предоставлении коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства многоквартирного дома, а равно не вправе отказать в предоставлении таких коммунальных услуг.

В соответствии с пунктами 13 и 14 Правил № 354 предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.

Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Управляющая организация, выбранная в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления многоквартирным домом, приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления многоквартирным домом, в том числе с управляющей организацией, выбранной органом местного самоуправления по итогам проведения открытого конкурса, но не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией. Управляющая организация прекращает предоставление коммунальных услуг с даты расторжения договора управления многоквартирным домом по основаниям, установленным жилищным или гражданским законодательством Российской Федерации, или с даты прекращения действия договора ресурсоснабжения в части приобретения коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги заключенного управляющей организацией с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно подпункту «а» пункта 31 и подпункту «и» пункта 34 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги, а потребитель, в свою очередь, обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги.

Судом установлено, что истец ООО «ЖКП-СЕРВИС» в соответствии с решением общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме <адрес> от <дата> и договора управления МКД от <дата> является управляющей организацией в отношении указанного дома (л.д. 16-24, 25).

Как следует из содержания искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании, по жилому помещению – квартире в указанном выше многоквартирном доме, собственником которого является ответчик, имеется задолженность по оплате коммунальных услуг за отопление за период с августа 2017 года по октябрь 2018 года в общей сумме 47 406 рублей 77 копеек.

Сведений о внесении ответчиком платы за спорные коммунальные услуги за указанный период в полном объеме в материалы дела не представлено. Напротив, ответчик не отрицает факт невнесения платы за отопление в исковой период.

Представленный истцом расчет задолженности выполнен в соответствии с действующими нормативами, ответчиком фактически не оспорен ни в части методики расчета, ни в части суммы задолженности и применяемых нормативов.

В связи с этим судом принимается представленный истцом расчет задолженности а указанная в нем сумма в размере 47 406 рублей 77 копеек подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Истцом представлен расчет пеней за период образования по лицевому счету ответчика задолженности, согласно которому размер пеней составляет 5858 рублей 85 копеек. Указанную сумму пеней истец просит взыскать с ответчика, который представленный истцом расчет также не оспорил в ходе рассмотрения дела судом.

В силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить.

Оценивая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что заявленная к взысканию неустойка соразмерна последствиям нарушения ответчиком своих обязательств, в связи с чем не подлежит снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. При этом суд принимает во внимание, что, несмотря на то, что ответчиком не оспаривалось право истца на взимание платы за другие коммунальные услуги, такая плата ответчиком в указанный истцом период не вносилась.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что с ФИО2 в пользу ООО «ЖКП-СЕРВИС» подлежат взысканию пени в указанном истцом размере – 5858 рублей 85 копеек.

Доводы ответчика приведенные в судебном заседании о том, что в жилом помещении отопительные приборы были демонтированы, а квартира переведена на электрообогрев, в связи с чем он не обязан оплачивать коммунальную услугу по отоплению, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении

В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги, основные положения порядка расчета размера платы за коммунальные услуги определяются Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) взнос на капитальный ремонт; 3) плату за коммунальные услуги.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Таким образом, исходя из вышеуказанных норм жилищного законодательства, при отсутствии приборов учета размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Так, в соответствии с пунктом 33 указанных Правил потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги.

На основании пункта 42 (1) Правил при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Судом установлено, что дом <адрес> является многоквартирным домом, оборудованным централизованной системой отопления, тепловая энергия для отопления подается через присоединенную сеть и распределяется по всему дому, в соответствии с договором теплоснабжения, заключенному между ООО «ЖКП-Сервис» и ООО «Мурманская тепловая компания».

В соответствии с подп. «е» пункта 4 Постановления № 354 отопление – это подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения № 1 к настоящим Правилам.

Система центрального отопления дома относится к общему имуществу многоквартирного дома, а услуга по отоплению предоставляется как для индивидуального потребления, так и в целях расходования на общедомовые нужды.

Исходя из положений статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации и собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирном доме вносят плату по содержанию общего имущества дома.

Абзацем 2 пункта 40 Правил предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за её потребление на общедомовые нужны.

Таким образом, начисление платы за отопление в спорный период предусматривало оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения ответчика, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20.01.2018 № 46-П абзац второй пункта 40 Правил признан несоответствующим Конституции Российской Федерации, её статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 (части 1-3), 40 (часть 1) и 55 (часть 3), в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.

При этом Конституционный Суд Российской Федерации исходил из того, что переход на отопление жилых помещений в подключенных к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии во всяком случае требует соблюдения нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действовавших на момент его проведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2019 № 184 в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесены изменения, согласно которым объем (количество) потребленной за расчетный период тепловой энергии, приходящийся на i-е помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором ни одно помещение (жилое или нежилое) не оборудовано индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(6) и будет равным нулю в случае, если технической документацией на многоквартирный дом не предусмотрено наличие в i-м жилом или нежилом помещении приборов отопления, или в случае, если переустройство i-го жилого или нежилого помещения, предусматривающее установку индивидуальных источников тепловой энергии, осуществлено в соответствии с требованиями к переустройству, установленными действующим на момент проведения такого переустройства законодательством Российской Федерации.

Как следует из представленных ответчиком доказательств, им были согласованы работы на переустройство принадлежащего ему жилого помещения на альтернативный источник отопления – электроотопление, <дата> им были получены технические условия для перехода с центрального отопления на электрообогрев сроком действия 1 год (л.д. 58).

Указанными техническими условиями ответчику предписано разработать проект и согласовать с ростехнадзором; выполнить лицензированной организацией монтажные работы, в том числе прокладку кабеля с точкой подключения от вводного щита жилого дома, согласовав её с обслуживающей организацией, закольцовку стояка системы центрального отопления; предъявить энергосбытовой организации учет электроэнергии с составлением акта; получить разрешение ростехнадзора на включение и предъявить документацию в Колэнергосбыт для перерасчета тепловой нагрузки на данный дом.

<дата>, то есть по истечении срока действия технических условий, ответчиком было получено разрешение ростехнадзора на подключение электроустановки по постоянной схеме с <дата> постоянно (л.д. 133).

<дата> ФИО2 обратился в администрацию пгт Мурмаши с заявлением о переустройстве жилого помещения.

<дата> ФИО2 было отказано в согласовании переустройства жилого помещения по тем основаниям несоблюдения требований Жилищного кодекса Российской Федерации и отсутствии решения общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме по вопросу перевода квартиры на электроотопление. Кроме того, ответчику было указано на истечение срока технических условий для перевода квартиры на электроотопление.

Из пояснений ответчика в судебном заседании следует, что указанный отказ им в установленном законом порядке не оспорен.

Между тем, с технической точки зрения отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих изменений в технический паспорт; отключение квартир в многоквартирном доме от системы отопления изменяет общедомовую систему инженерного отопления.

В соответствии с частью 1 статьи 25 Жилищного кодекса Российской Федерации такие действия именуются переустройством жилого помещения, порядок проведения которого регламентирован главой 4 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о реконструкции общедомовой системы отопления.

В силу части 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно статье 28 Жилищного кодекса Российской Федерации завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган или организацию, осуществляющие государственный учет объектов недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Данная норма, связывая завершение переустройства и (или) перепланировки отдельного жилого помещения в многоквартирном доме с составлением акта приёмочной комиссии, направлена на обеспечение сохранности здания многоквартирного дома как целостной объемной строительной системы, включающей в себя жилые и нежилые помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенной для проживания и (или) деятельности людей (пункт 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений») и тем самым на защиту прав и общих интересов всех собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме, обеспечение безопасности неограниченного круга лиц.

Решением Совета депутатов Кольского района от 22.12.2004 № 27/10 утверждено Положение по переоборудованию и (или) перепланировке жилых и нежилых помещений в жилых домах на территории муниципального образования «Кольский район» Мурманской области (действовавшее на момент начала ответчиком работ по переустройству до <дата>), в соответствии с пунктом 5.4 которого завершение работ по перепланировке и (или) переоборудованию помещений оформляется актом приемки (приложение № 3), состав приемочной комиссии в соответствии с приложением № 4.

После подписания акта всеми членами комиссии, заявитель за счет собственных средств вносит в установленном порядке изменения в технический паспорт здания (пункт 5.5 Положения).

Учет переустраиваемых помещений ведет организация, осуществляющая функции управления муниципальным жилищным фондом (пункт 5.6 Положения).

Судом установлено, что работы по переводу квартиры ответчика на электрообогрев приемочной комиссией по акту приемки завершения переустройства приняты не были.

Сведений о составлении такого акта и направления его в орган, осуществляющий кадастровый учет, в материалы дела не представлено.

Между тем, именно собственник жилого помещения должен оповестить об окончании перепланировки (переустройства) соответствующие органы, а также пригласить приемочную комиссию, которая проведет осмотр объекта и соответствие внесенных корректировок заявленным изначально.

Представленным в материалы дела техническим паспортом дома <адрес> подтверждается, что данный дом отапливается посредством центрального отопления.

Согласно подпункту «в» пункта 35 Правил потребитель не вправе самовольно демонтировать и отключать обогревающие элементы, предусмотренные проектной и (или) технической документацией на многоквартирный дом.

В соответствии с пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя от 27.09.2003 № 170, переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, не допускаются.

В силу части 15 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Таким образом, возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть предусмотрена схемой теплоснабжения и обусловлена соответствием источника тепловой энергии установленным законом требованиям.

Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.10.2014 № 22588-ОД/04 система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях, соответственно проект должен быть разработан на реконструкцию системы отопления многоквартирного дома. Также должен быть разработан проект и на реконструкцию системы электроснабжения (газоснабжения) многоквартирного дома, если в качестве источника индивидуального отопления планируется использовать электрическое (газовое) оборудование.

Разработка проекта должна вестись на основании технических условий, полученных в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. № 83 «Об утверждении правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения».

Судом установлено, что техническая документация на весь дом (включающая внутридомовую систему отопления) не разрабатывалась, изменения в систему теплоснабжения многоквартирного дома не вносилась.

Постановлением администрации МО гп Мурмаши от 27.04.2018 № 159 утверждена актуализированная схема теплоснабжения МО гп Мурмаши на 2019 год. Информации о том, что квартира ответчика использует для обогрева альтернативные источники отопления указанная схема не содержит.

Таким образом, представленные ответчиком документы, свидетельствующие, по его мнению, о переустройстве на законных основаниях принадлежащего ему жилого помещения в отсутствие акта приемочной комиссии и без внесения изменений в технический паспорт дома, схему теплоснабжения многоквартирного дома и схему теплоснабжения муниципального образования п. Мурмаши, не свидетельствует о переходе жилого помещения ответчика, расположенного в многоквартирном доме, подключенном к централизованным сетям теплоснабжения, на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с соблюдением нормативных требований к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующих на момент его проведения.

В соответствии с частью 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Поскольку внутридомовая система теплоснабжения многоквартирного дома входит в состав общего имущества такого дома, отключение квартир в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой индивидуального отопления, сопровождающегося реконструкцией, переустройством или перепланировкой данного помещения, и связанное с изменением параметров общего имущества многоквартирного жилого дома и режима пользования этим имуществом, приводит к уменьшению состава общего имущества в виде внутридомовой системы отопления, в том числе путем реконструкции системы отопления посредством переноса, демонтажа стояков, радиаторов и т.д., и предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления, что в соответствии с частью 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации требует согласия всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Доказательств того, что в результате переустройства системы отопления в квартире не произошло уменьшения размера общего имущества в доме, суду не представлено.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о согласии собственников помещений на вышеуказанные изменения общего имущества собственников жилья в многоквартирном доме, ответчиком представлен не был, а представленный подписной лист таковым не является и, в том числе не содержит даты его составления.

Проанализировав приведенные выше норма права и установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что установленный законодательством порядок переустройства жилого помещения ответчиком не соблюден.

В этой связи установка ответчика в своей квартире электрообогрева в отсутствие соблюдения законодательства о переустройстве системы внутриквартирного отопления, вопреки доводам ответчика, не освобождает его от исполнения обязанности по внесению платы по отоплению.

Таким образом, оснований для освобождения ответчика от исполнения указанной обязанности, а также для перерасчета платы за отопления у суда не имеется, в связи с чем требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со статьей 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Истцом при подаче иска в суд с учетом ранее произведенных мировым судьей судебного участка №2 Кольского судебного района Мурманской области возвратов излишне уплаченной государственной пошлины уплачена государственная пошлина в общей сумме 1920 рублей 53 копейки, которую истец просил взыскать с ответчика, произведя зачет возвращенных сумм излишне уплаченной государственной пошлины.

Учитывая положения статей 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации суд полагает возможным произвести зачет излишне уплаченной истцом государственной пошлины и государственной пошлины при подаче заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и в соответствии с положениями статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что часть задолженности погашена ответчиком после обращения истца с иском в суд, взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 1920 рублей 53 копейки.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-СЕРВИС» к ФИО2 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу общества с
ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное предприятие-СЕРВИС» задолженность по оплате коммунальных услуг отопление за период с <дата> по <дата> в размере 47 406 рублей 77 копеек, пени в размере 5858 рублей 85 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 1920 рублей 53 копейки, а всего 55 186 рублей 15 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Кольский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья подпись Маренкова А.В.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>