УИД 61RS0№-41 Дело №2-417/20
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 августа 2020 года ст. Багаевская
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шкуратова Д.С.,
при секретаре Кофановой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> к Администрации Багаевского сельского поселения <адрес>, третьи лица ФИО1, ФИО7, ФИО6, об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества,
установил:
Истец обратился в суд, ссылаясь на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Багаевского сельского поселения <адрес> требований законодательства в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации газового оборудования, а также законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования - Багаевского сельского поселения <адрес> – расположен газопровод, отсутствующий в реестре муниципальной собственности, не имеющий правоустанавливающих документов, а именно: пункт газораспределительный ГРПШ-07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес>.
Пункт газораспределительный ГРПШ-07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес>, относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности.
Однако до настоящего времени, администрацией Багаевского сельского поселения <адрес> меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – пункт газораспределительный ГРПШ -07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес> – не приняты.
В данном случае администрация Багаевского сельского поселения <адрес> является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
В ходе проверки также установлено, что <адрес> газовым участком филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в <адрес> осуществлено технологическое подключение к бесхозяйным сетям газораспределения, расположенным по адресам: <адрес> в <адрес>.
Вышеизложенное подтверждает факт длительного непринятия мер к урегулированию правоотношений по вопросу оформления и принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества – газопровода – в целях его надлежащего содержания и обеспечения безопасности при его эксплуатации в интересах неопределенного круга лиц.
Уклонение администрации Багаевского сельского поселения от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на них законом обязанностей по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
Указанный объект является бесхозяйным, поскольку собственник указанного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют, в реестре муниципальной собственности администрации Багаевского сельского поселения <адрес> спорное недвижимое имущество не состоит, ни за кем не закреплено, и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием.
В данном случае администрация Багаевского сельского поселения <адрес> является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.3, 45 ГПК РФ, ч. 4 ст. 27 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит суд обязать администрацию Багаевского сельского поселения <адрес>, после вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Багаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – пункт газораспределительный ГРПШ-07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО3 поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – ФИО4, третьи лица, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, дело рассмотрено в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения администрацией Багаевского сельского поселения <адрес> требований законодательства в сфере обеспечения безопасности при эксплуатации газового оборудования, а также законодательства о муниципальной собственности.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования - Багаевского сельского поселения <адрес> – расположен газопровод, отсутствующий в реестре муниципальной собственности, не имеющий правоустанавливающих документов, а именно: пункт газораспределительный ГРПШ -07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес>.
Как следует из части 2 статьи 1, части 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - 131-ФЗ), к вопросам местного значения сельского поселения относятся: вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
Согласно части 1.1 статьи 12 Областного закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О местном самоуправлении в <адрес>», Помимо вопросов местного значения сельского поселения, определенных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, предусмотренные пунктом 4 указанного Федерального закона, а именно: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (за исключением водоснабжения населения, водоотведения).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для решения установленных указанным Федеральным законом вопросов местного значения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления поселений и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Таким образом, пункт газораспределительный ГРПШ -07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес>, относятся к имуществу, которое предназначено для решения вопросов местного значения, и может находиться в муниципальной собственности.
Однако, до настоящего времени, администрацией Багаевского сельского поселения <адрес> меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – пункт газораспределительный ГРПШ -07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес> – не приняты.
Согласно пункту 5 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления сельского поселения.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Указанный объект является бесхозяйным, поскольку собственник указанного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют, в реестре муниципальной собственности администрации Багаевского сельского поселения <адрес> спорное недвижимое имущество не состоит, ни за кем не закреплено, и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием.
В данном случае администрация Багаевского сельского поселения <адрес> является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуации в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения.
В соответствии с приложением 2 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности: II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля; III класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,2 мегапаскаля включительно или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 0,005 мегапаскаля до 1,6 мегапаскаля включительно. Следовательно, газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов.
Также и пункт 5 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, определяет, что газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа.
В соответствии с пунктами 4,5 пункта 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя законодательством мероприятия, в том числе и по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, определение прав и обязанностей эксплуатационных организаций в области обеспечения сохранности газораспределительных сетей при их эксплуатации, обслуживании, ремонте, а также предотвращении аварий на газораспределительных сетях и ликвидации их последствий регламентирован Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила).
В силу пункта 4 Правил, в состав газораспределительных сетей, в числе прочего, входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой; отдельно стоящие газорегуляторные пункты, расположенные на территории и за территорией населенных пунктов, промышленных и иных предприятий, а также газорегуляторные пункты, размещенные в зданиях, шкафах или блоках.
Для предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций в газопроводе имеется необходимость его надлежащего технического обслуживания. Однако использование финансовых средств органом местного самоуправления на указанные цели без оформления права собственности на газопровод не представляется возможным.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 15 131-ФЗ, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района. На основании части 1 статьи 51 данного закона, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу части 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 БК РФ, ст. 52 131-ФЗ, каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Средства муниципального бюджета отнесены законодателем к муниципальной собственности, при этом указанные средства не могут использоваться для целей, не связанных с бюджетными целями и с публичными интересами городских и сельских поселений.
Основными принципами бюджетной системы Российской Федерации, в силу ст. 28, 34, 38 БК РФ являются: принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности); принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Таким образом, содержание муниципальных газопроводов осуществляется за счет бюджетных средств, формируемых из налоговых поступлений от физических и юридических лиц, что также свидетельствует о том, что неоформление права муниципальной собственности органом местного самоуправления нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с подпунктами а,б пункта 3 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – Правила №), начальными этапами подключения (технологического присоединения) объектов капительного строительства к сети газораспределения являются направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также выдача технических условий.
Согласно подпункту «е» пункта 8 Правил №, к запросу о предоставлении технических условий должно быть приложено согласие основного абонента на подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения и (или) газопотребления основного абонента, а также строительство газопровода на земельном участке основного абонента, если подключение осуществляется на земельном участке, правообладателем которого является основной абонент, в случаях, предусмотренных пунктом 34 Правил №.
Пунктом 13 Правил № предусмотрена обязанность исполнителя определить и предоставить заявителю технические условия либо мотивированный отказ в выдаче технических условий в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса при представлении заявителем сведений и документов, указанных в пунктах 7 и 8 Правил №, в полном объеме.
В ходе проверки установлено, что <адрес> газовым участком филиала ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в <адрес> осуществлено технологическое подключение к бесхозяйным сетям газораспределения, расположенным по адресам: <адрес> в <адрес>.
Вышеизложенное подтверждает факт длительного непринятия мер к урегулированию правоотношений по вопросу оформления и принятия в муниципальную собственность бесхозяйного имущества – газопровода – в целях его надлежащего содержания и обеспечения безопасности при его эксплуатации в интересах неопределенного круга лиц.
Уклонение администрации Багаевского сельского поселения от учета бесхозяйного имущества негативно влияет на исполнение возложенных на них законом обязанностей по тепло-, электро-, газо- и водоснабжению населения, влечет ненадлежащее техническое и санитарно-эпидемиологическое состояние инженерных сетей, препятствует проведению профилактических и ремонтных работ, устранению аварий в процессе эксплуатации, нарушает права жителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Указанный объект является бесхозяйным, поскольку собственник указанного объекта недвижимости не определен, ни у кого на балансе данное имущество не числится, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте отсутствуют, в реестре муниципальной собственности администрации Багаевского сельского поселения <адрес> спорное недвижимое имущество не состоит, ни за кем не закреплено, и никто не осуществляет контроль за его техническим состоянием.
Доводы ответчика о том, что из за резкого понижения уровня поступления средств в бюджет сельского поселения, в связи с чем, Администрация не имеет возможности принять меры по постановке на учет бесхозного недвижимого имущества, суд находит не мотивированными и не обоснованными, так как отсутствие денежных средств не может влиять на исполнение Администрацией своих обязательств, а равно и как не должно нарушать права и законные интересы жителей сельского поселения.
В данном случае администрация Багаевского сельского поселения <адрес> является единственным уполномоченным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес> к Администрации Багаевского сельского поселения <адрес>, третьи лица ФИО1, ФИО7, ФИО6, об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного имущества - удовлетворить.
Обязать администрацию Багаевского сельского поселения <адрес>, после вступления решения суда в законную силу, принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, а именно: в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в Багаевский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РО с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – пункт газораспределительный ГРПШ -07-2У1 с РДНК-1000, расположенный по адресу: <адрес>; пункт газораспределительный ГРПШ с РДНК-400, расположенный по адресу: <адрес>, №-к, <адрес>.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд в течение одного месяца с момента его вынесения через Багаевский районный суд.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Д.С. Шкуратов