ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-417/2021 от 09.12.2021 Калининградского гарнизонного военного суда (Калининградская область)

Гражданское дело № 2-417/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09 декабря 2021 года город Черняховск

Калининградский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Марчука А.А., при секретаре судебного заседания Покась А.П., с участием представителя истца ФИО1, ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части о привлечении <данные изъяты> ФИО2 к материальной ответственности,

установил:

командир части обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с подчиненного Бучбаха ущерба в сумме 100588 руб. 64 коп., причиненного тем при исполнении обязанностей военной службы.

В обоснование данного требования истец в заявлении указал, что проведенным в апреле 2021 года разбирательством был установлен факт выхода из строя двигателя <данные изъяты>, заводской номер , установленного на бронетранспортер <данные изъяты>, заводской , строевой , закрепленный за отделением <данные изъяты> которого являлся Бучбах. По мнению истца, действия (бездействие) ответчика, а также его халатное отношение к проведению технического обслуживания и эксплуатации вверенного ему образца военной техники «выразились в выходе из строя указанного двигателя». Итогом стал материальный ущерб государству на сумму 155334 руб. 62 коп. На основании статьи 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закон) командир части настаивал на привлечении ответчика к полной материальной ответственности в размере цены иска.

Представитель истца Беспалый в суде исковые требования по приведенным выше основаниям поддержал и просил их удовлетворить. Он пояснил, что двигатель заклинил 05 февраля 2021 года во время движения при проверке боевой готовности подразделений по тревоге. Сам агрегат в части не вскрывался, а был передан в ремонтное подразделение. Причины выхода его из строя определены предположительно. Размер причиненного ущерба рассчитан равным стоимости двигателя с учетом износа. Цена металла при этом не учитывалась, стоимость восстановительного ремонта не выяснялась. Материальная ответственность за боевую машину возлагалась на бывшего <данные изъяты>ФИО5 По мнению представителя, к неисправности двигателя, среди прочего, привело ненадлежащее исполнение Бучбахом обязанностей <данные изъяты>. При этом назвать конкретные действия (бездействие) последнего, повлекшие поломку двигателя, Беспалый затруднился.

Ответчик Бучбах иск не признал и пояснил, что он, действительно, возглавляет отделение, за которым закреплен <данные изъяты>, строевой . 05 февраля 2021 года при поднятии по тревоге он лично провел осмотр боевой машины перед выходом из парка, а затем управлял ею при перемещении в район сосредоточения. Во время движения двигатель заглох и более не завелся. Причины этого не установлены. Ответчик настаивал на том, что уровни всех технологических жидкостей и показания приборов были в норме, бронетранспортер регулярно обслуживался силами подразделения. По приведенным мотивам он полагает, что его вины в выходе двигателя из строя нет.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Из материалов административного расследования следует, что 05 февраля 2021 года при проверке боевой готовности и подаче сигнала на подъем по тревоге во время движения на <данные изъяты>, заводской , строевой , был выведен из строя двигатель <данные изъяты>, заводской номер , по причине: «в результате перегрева двигателя в следствие клин двигателя».

Актом комиссии воинской части от 20 апреля 2021 года установлено, что кривошипно-шатунный механизм на двигателе <данные изъяты>, заводской номер , заклинил и не поворачивается. В заключении указано, что названный двигатель выведен из строя в связи с халатным отношением экипажа при проведении сезонного и технического обслуживания, неисполнением инструкции по эксплуатации бронетранспортера <данные изъяты> из десятого издания, а также в результате непроведения операции по смене масла после 2000 км пробега.

Из справки-расчета от 21 апреля 2021 года усматривается, что стоимость указанного выше двигателя, эксплуатирующегося более 10 лет, с учетом степени износа, составляет 155334 руб. 62 коп.

Как следует из выписки из приказа командира войсковой части от 15 января 2021 года и приложения к нему, за бронетранспортером, строевой , закреплены: командир машины - Бучбах, наводчик - ФИО6, водитель - ФИО7

Из письменных объяснений Бучбаха следует, что 05 февраля 2021 года во время движения <данные изъяты>, строевой , его двигатель перестал работать, попытка его завести была безуспешна. Причины поломки ему неизвестны.

Из письменных объяснений ФИО7 усматривается, что в указанные выше сутки он боевой машиной не управлял. Согласно решению командира войсковой части , изложенному в его приказе от 23 апреля 2021 года , Бучбаха за ненадлежащее выполнение обязанностей командира отделения по контролю за наличием, техническим состоянием и эксплуатацией вооружения и военной техники, непринятие необходимых мер в рамках должностных полномочий по восстановлению неисправной техники и возмещению материального ущерба надлежит привлечь к полной материальной ответственности в размере, с учетом возмещения части вреда другими военнослужащими, 100588 руб. 64 коп.

Разрешая иск по существу, суд руководствуется следующими нормативными правовыми актами.

В силу положений части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения, привлекается, в том числе, к материальной ответственности в соответствии с федеральными законами.

Основания и порядок привлечения военнослужащих к материальной ответственности определены Законом, исходя из положений статей 1, 2 и 3 которого для привлечения военнослужащего к данному виду ответственности необходима совокупность следующих условий: наличия ущерба имуществу воинской части, нарушения военнослужащим нормы права (правонарушения), существованием причинно-следственной связи между совершенным военнослужащим правонарушением и наступившим реальным ущербом, нахождения военнослужащего в момент причинения ущерба имуществу воинской части при исполнении служебных обязанностей (общих, должностных, специальных), вины военнослужащего в причинении ущерба (умысла или неосторожности).

Статья 5 Закона предусматривает ответственность военнослужащих в полном размере ущерба в случае, когда он причинен по неосторожности военнослужащим, которому имущество было вверено на основании документа (документов), подтверждающего (подтверждающих) получение им этого имущества для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи этого имущества либо производства финансовых расчетов.

При этом обязанность доказать факты причинения воинской части реального ущерба и передачи под отчет военнослужащему имущества, а также наличие других вышеперечисленных условий возлагается на командира части.

Проанализировав все представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что обстоятельств, влекущих привлечение Бучбаха к полной материальной ответственности, по делу не установлено.

Так, истцом не определена причина выхода двигателя из строя; механизм его поломки не выявлен; конкретные неисправные узлы не установлены; стоимость восстановительного ремонта не рассчитана. Также командиром части не выяснено, нарушение каких именно правил, требований и норм, регулирующих порядок использования военной техники, допущено Бучбахом.

Наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчика, в том числе управлением бронетранспортером в момент поломки, и образовавшимся ущербом, а также вины последнего в возникновении последнего в суде не подтверждено.

По убеждению суда, заявления истца о повреждении двигателя в результате ненадлежащего его технического обслуживания являются голословными. В частности, им не дана оценка фактической возможности у ответчика осуществлять такое обслуживание и его способности предотвратить выход агрегата из строя.

В свою очередь, утверждение ответчика о том, что неисправная боевая машина ему для обеспечения хранения, перевозки и (или) выдачи не вверялась, подтверждается всеми исследованными доказательствами по делу, в том числе и пояснениями представителя истца, в связи с чем оно принимается судом.

Иных оснований для привлечения Бучбаха к материальной ответственности истцом не приведено и в суде не установлено.

Таким образом, противоправность поведения и вина Бучбаха в причинении им реального вреда в связи с выходом из строя двигателя <данные изъяты>, заводской номер , а также наличие причинной связи между ущербом и поведением ответчика не доказаны, в связи с чем иск командира части о привлечении его к полной материальной ответственности и взыскании с него 100588 руб. 62 коп. необоснован и удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,

решил:

в удовлетворении искового заявления командира войсковой части о привлечении <данные изъяты> ФИО2 к материальной ответственности на сумму 100588 руб. 62 коп. отказать.

Решение может быть обжаловано в Балтийский флотский военный суд через Калининградский гарнизонный военный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий

Решение суда в окончательной форме изготовлено 16 декабря 2021 года.