ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4181/2021 от 28.06.2021 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2-4181/2021

УИД 41RS0001-01-2021-004743-04

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 г. г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Ежовой И.А.,

при секретаре Кулаковой А.В.,

с участием и.о. Камчатского транспортного прокурора Нецвет И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора к АО «Судоремсервис» о возложении обязанности по выведению из эксплуатации стоечного судна «Плавдок-20»,

УСТАНОВИЛ:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд с иском к АО «Судоремсервис» о возложении обязанности по выведению из эксплуатации стоечного судна «Плавдок-20».

В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведения проверки исполнения законодательства о безопасности мореплавания при эксплуатации стоечного судна «Плавдок-20», выявлены нарушения в АО «Судоремсервис» (далее – Общество, АО «СРС»). Основным видом деятельности АО «СРС» является ремонт и техническое обслуживание морских судов и лодок. В процессе ведения хозяйственной деятельности АО «СРС» эксплуатирует переданное ему собственником ООО «Ретривер» на основании договора аренды от 21 декабря 2020 г. стоечное судно – «Плавдок-20», тип судна – неавтономный плавдок, бортовой номер П-1043, которое находится в акватории судоремонтного завода АО «СРС» по вышеуказанному адресу. Судно «Плавдок-20» зарегистрировано в Государственном судовом реестре морского порта Петропавловск-Камчатский, используется АО «СРС» оказания услуг судовладельцам по выполнению докового ремонта морских судов (ремонт судов в доке) на основании заключаемых договоров подряд. Согласно информации АО «СРС» за период 2020 г. в «Плавдок-20» на ремонт встало 20 судов. В 2021 г. (февраль-март) в «Плавдок-20» на ремонте находилось судно «СПП-20» на основании договора подряда на доковый ремонт судна № 2809/09 от 04 февраля 2021 г., заключенного с ООО «Терминал-Флот». Проверкой установлено, что вышеуказанное стоечное судно эксплуатируется предприятием с нарушением требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620. В нарушение требований законодательства АО «СРС» осуществляет эксплуатацию стоечного судна «Плавдок-20» без освидетельствования органами классификации судов, класс вышеуказанного судна снят 09 ноября 2017 г., а документы, выданные ранее российским морским регистром судоходства, утратили силу. Класс Регистра «Плавдок-20» был приостановлен 09 мая 2017г. (просрочено ежегодное освидетельствование), а затем 09 ноября 2017 г. снят в связи с истечением 6 месяцев после приостановления класса. Таким образом, несмотря на то, что ежегодное освидетельствование судна не проведено, класс судна снят, документы Российского морского регистра судоходства, подтверждающие годное техническое состояние судна к эксплуатации утратили силу (отсутствуют), судовладелец допускает использование судна по назначению, тем самым нарушая вышеуказанные требования действующего законодательства. В целях устранения выявленных нарушений 26 февраля 2021 г. исполняющим обязанности Камчатского транспортного прокурора в адрес руководителя АО «СРС» внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ. Проведенным 26 марта 2021 г. осмотром судна «Плавдок-20» установлено, что в доке на ремонте находится судно «СПП-20». По состоянию на 19 апреля 2021 г. в доке на ремонте находится судно «МРС-225». Дальнейшая эксплуатация ответчиком плавучего дока после истечения нормативных сроков для его технического освидетельствования, создает реальную угрозу возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций на плавучем объекте, тем самым представляет безусловную опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, нарушает права неопределенного круга лиц на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. На основании изложенного, просит суд запретить АО «СРС» эксплуатацию стоечного судна «Плавдок-20» (бортовой номер П-1043) до проведения его технического освидетельствования ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и получения действующих документов о восстановлении класса морского регистра судоходства, обязать АО «СРС» вывести стоечное судно – «Плавдок-20») (бортовой номер П-1043) из эксплуатации путем издания приказа о выводе судна из эксплуатации и ознакомления с ним работников Общества в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Представитель истца и.о. Камчатского транспортного прокурора Нецвет И.А. заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик АО «Судоремсервис» извещен надлежащим образом, в судебное заседание представителя своего не направил, представил в суд письменный отзыв на исковое заявление, согласно которому против иска возражает поскольку остановка работы «Плавдок-20» и вывод его из эксплуатации приведет к ликвидации предприятия. Указал, что в 2017-2018 гг. начать работу по предъявлению плавдока российскому морскому регистру судоходства (далее-РМРС), включающему проведение ремонтных работ, АО «СРС» не имело возможности в связи с тяжелым финансовым положением предприятия. Планировалось предъявить РМРС судно в 2020 г., но большой объем ремонтных работ и трудное положение на предприятии в связи с начавшейся пандемией короновируса повлияли на сроки выполнения работ. На протяжении всего периода с марта 2020 г. и по настоящее время, компания не в полном объеме получала выручку, в связи с чем, образовалась кредиторская задолженность, что стало причиной трудной финансовой ситуации АО «СРС». В настоящее время ведутся необходимые работы, «Плавдок-20» будет предъявлен РМРС на освидетельствование и получение класса в текущем 2021 г.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), мнения представителя истца, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела по иску Камчатского транспортного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Судоремсервис» о возложении обязанности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 ст. 22 Кодекса торгового мореплавания РФ классификации и освидетельствованию подлежат суда, подлежащие государственной регистрации (далее по тексту – КТМ РФ).

На основании п. 1 ст. 23 КТМ РФ суда, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, освидетельствуются российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами на соответствие требованиям международных договоров Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 23 КТМ РФ соответствие судов требованиям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, подтверждается документами, выданными российскими организациями, уполномоченными на классификацию и освидетельствование судов, или иностранными классификационными обществами.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2012 года № 121 «Об определении организации, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов» установлено, что российской организацией, осуществляющей классификацию и освидетельствование судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, в бербоут-чартерном реестре или в Российском международном реестре судов, является федеральное автономное учреждение «Российский морской регистр судоходства».

В соответствии с п. 2 ст. 24 КТМ РФ российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, издают правила классификации и постройки судов, технического наблюдения за постройкой судов, правила технического наблюдения за изготовлением материалов и изделий для судов и выдают классификационные свидетельства, подтверждающие соответствие судов этим правилам.

Российские организации, уполномоченные на классификацию и освидетельствование судов, при невыполнении этих правил не выдают классификационные свидетельства, приостанавливают или прекращают действие ранее выданных ими классификационных свидетельств.

В соответствии с пп. 2.1.1 п. 2.1 ч. 2 Правил классификации и постройки малых прогулочных судов НД 2-020101-058 (далее по тексту – Правила) присвоение судну класса Регистра означает подтверждение Регистром соответствия конструкции судна применимым требованиям Правил Регистра, а его технического состояния - условиям эксплуатации судна, и принятие судна на учет Регистра на установленный период, с проведением всех необходимых видов освидетельствований.

Согласно пп. 2.1.2 и пп. 2.1.3. п. 2.1 ч. 2 Правил регистр может присвоить класс судну по результатам освидетельствования при его постройке, а также присвоить или возобновить класс судну, находящемуся в эксплуатации. Возобновление класса судна означает подтверждение Регистром соответствия конструкции судна и его технического состояния условиям, на которых был ранее присвоен класс, и продление действия документов Регистра на установленный Правилами период.

Пунктом 2.1.5 п. 2.1 ч. 2 Правил закреплено, что наличие у судна действующего класса Регистра означает, что техническое состояние судна полностью или в степени, признанной Регистром достаточной, удовлетворяет тем требованиям Правил, которые на него распространяются в соответствии с назначением, условиями эксплуатации и символом класса судна. Наличие у судна действующего класса удостоверяется наличием на судне действующего Классификационного свидетельства установленной формы.

Согласно п. 1.2.3 «Правил технической эксплуатации судов. Основное руководство» РД 31.20.01-97, утвержденных распоряжением Минтранса России от 8 апреля 1997 года № МФ-34/627, к эксплуатации допускаются суда, имеющие действующие судовые документы и класс российского Морского Регистра судоходства или другого классификационного общества, признанного правительством Российской Федерации.

Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации установлена обязанность судовладельцев обеспечить проведение классификации и технического освидетельствования морских судов, находящихся в эксплуатации, уполномоченным органом технического надзора и классификации судов – Российским морским регистром судоходства.

Как следует из пп. «у» п. 8 Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 августа 2010 г. № 620, стоечное судно – несамоходное плавучее сооружение с корпусом понтонного или судового образования, эксплуатирующееся у берега.

В судебном заседании установлено, что собственником Плавдок-20 (бортовой номер П-1043) является ООО «Ретривер», что подтверждается свидетельством о праве собственности на судно, выданного Государственной администрацией Петропавловского морского рыбного порта от 26 февраля 2004 г. (л.д. 24-25).

В соответствии с договором аренды Плавдока-20 от 21 декабря 2020 г., ООО «Ретривер» (арендодатель) передало, а АО «Судоремсервис» (арендатор) приняло во временное владение судно Плавдок-20 (год постройки – 1966, место постройки – СССР, тип судна – неавтономный плавдок, бортовой номер – П-1043, длина – 31,0 м., ширина – 20,0 м., высота борта – 8,80 м.) на срок 11 месяцев (л.д. 20-21, 22-23).

Согласно п.п. 3.2.2, 3.2.3, 3.2.9 указанного договора аренды арендатор обязался поддерживать Плавучий док-20 в техническом исправном состоянии в соответствии с действующим правилами эксплуатации, нормами и требованиями, обеспечивать пожарную безопасность. Беспрепятственно допускать на док представителя Арендодателя, госпожарнадзора и других организаций, контролирующих соблюдение норм и правил эксплуатации дока, в установленные представителями этих служб и организаций сроки устранять зафиксированные ими нарушения. Поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт и нести расходы на содержание имущества.

В силу ч. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.

Из материалов дела усматривается, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства, эксплуатация плавучего дока осуществляется ответчиком без проведения освидетельствования его технического состояния Российским морским регистром судоходства, и при отсутствии действующих документов, выданных указанным органом, подтверждающих соответствие технического состояния судна нормативным требованиям по обеспечению условий безопасной эксплуатации судов, охраны человеческой жизни и предотвращению загрязнения с судов.

Согласно сообщению Российского морского регистра судоходства от 18 февраля 2021 г., класс «Плавдок-20» был приостановлен 09 мая 2017 г. (просрочено очередное освидетельствование), а затем снят с 09 ноября 2017 г. в связи с истечением 6 месяцев после приостановления класса, документы Регистра утратили силу (л.д. 33).

Как следует из материалов дела, 26 февраля 2021 г. исполняющим обязанности Камчатского транспортного прокурора в адрес руководителя АО «Судоремсервис» внесено представление об устранении нарушений законодательства РФ (л.д. 34-36). Вместе с тем, 26 марта 2021 г. проведенным осмотром судна «Плавдок-20» установлено, указанное судно продолжает эксплуатироваться АО «Судоремсервис» по назначению (л.д. 34-36).

По информации Дальневосточного Управления государственного морского надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, дальнейшее эксплуатация «Плавдок-20» по назначению, в отсутствие документов, подтверждающих прохождение ежегодного освидетельствования судна РМРС, данное обстоятельство, несомненно влечет возникновение угрозы безопасности мореплавания, в частности его затопления, а также возникновения других нештатных ситуаций, связанных с его эксплуатацией (возникновение пожара, утрата рабочих свойств отдельных механизмов ПД-20), в первую очередь, для самого судна и членов экипажа, а также для судов, подлежащих ремонтным работам в указанном плавдоке.

Согласно п. 1.2.2 «Правил технической эксплуатации судов. Основное руководство», судовладелец несет полную ответственность за техническую эксплуатацию судов с момента их приемки в эксплуатацию или постановки на баланс предприятия.

Таким образом, дальнейшая эксплуатация ответчиком плавучего дока после истечения нормативных сроков для его технического освидетельствования создает реальную угрозу возникновения несчастных случаев с людьми и аварийных ситуаций на указанном плавучем объекте, тем самым представляет безусловную опасность для жизни и здоровья работников, отвечающих требованиям безопасности.

Статья 212 Трудового кодекса РФ закрепляет обязанность работодателя обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте, а также принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций.

Оценив исследованные в судебном заседании доказательства, учитывая, что со дня принятия ответчиком судна в аренду в целях производственной деятельности по акту передачи Плавдока-20 в аренду арендатор (ответчик по настоящему делу) обязан нести расходы на его содержание, в том числе связанные с прохождением освидетельствования судна в период действия договора аренды Плавдока-20 от 21 декабря 2020 г., то есть с 1 января 2021 г. по 30 ноября 2021 г., и дальнейшая эксплуатация ответчиком плавучего дока без технического освидетельствования создает реальную угрозу возникновения несчастных случаев и аварийных ситуаций на указанном объекте, суд приходит к выводу, что требование Камчатского транспортного прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Доводы в письменном отзыве ответчика о том, что в настоящее время ведутся необходимые работы, в результате которых «Плавдок-20» будет предъявлен РМРС на освидетельствование и получение класса в текущем 2021 г. обстоятельств, установленных в судебном заседании не опровергают, в связи с чем основанием для отказа в удовлетворении иска не являются.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Учитывая обстоятельства дела, суд считает возможным установить ответчику срок для выполнения требований исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования исполняющего обязанности Камчатского транспортного прокурора удовлетворить.

Запретить акционерному обществу «Судоремсервис» эксплуатацию стоечного судна – «Плавдок-20») (бортовой номер П-1043) до проведения его технического освидетельствования ФАУ «Российский морской регистр судоходства» и получения действующих документов о восстановлении класса морского регистра судоходства.

Обязать акционерное общество «Судоремсервис» (ОГРН 1034100942490) вывести стоечное судно – «Плавдок-20) (бортовой номер П-1043) из эксплуатации путем издания приказа о выводе судна из эксплуатации и ознакомления с ним работников Общества в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с общества с АО «Судоремсервис» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 05 июля 2021 г.

Председательствующий подпись И.А. Ежова

Копия верна

Судья И.А. Ежова

Подлинник решения находится в деле Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края № 2-4181/2021 (УИД 41RS0001-01-2021-004743-04).