Дело № 2-4183/2018 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2019 г. г. Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
в составе:
председательствующего судьи Файзуллиной И.Г.,
при секретаре судебного заседания Стрениной Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании приказа незаконными, взыскании премии за третий квартал 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании приказа незаконными, взыскании премии за третий квартал 2018 года, ссылаясь на то, что работает в должности судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Комсомольску-на-Амуре № 1 с (дата). Приказом № (№) от (дата) исполняющего обязанности руководителя Управления к истцу применено дисциплинарное взыскание в форме замечания за совершение дисциплинарного проступка - ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.4.3, 3.4.12, 3.4.17, 3.4.20 должностного регламента, утвержденного (дата), выразившееся в непринятии мер к своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного документа. Считаю вынесенный приказ незаконным и необоснованным. На исполнении истца находится сводное исполнительное производство (№) от (дата), в состав которого входит 8 исполнительных производств, о взыскании с ДПБ ущерба, причиненного преступлением в пользу физических лиц на общую сумму (иные данные). Должник ДПБ содержится в (иные данные). В ходе совершения исполнительных документов истцом были направлены запросы в кредитные организации, регистрирующие органы. На основании полученных ответов было установлено, что должник ДПБ имеет расчетные счета в банках города, в связи с чем, было вынесено постановление об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке. Согласно ч. 1 ст. 65 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в ходе исполнительного производства объявляет исполнительный розыск должника или его имущества при условии, что совершенные им иные исполнительные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве», не позволили установить местонахождение должника или его имущества. От взыскателей по сводному исполнительному производству (№) заявлений о розыске должника или его имущества, либо заявлений о временном ограничении на выезд должника в адрес ОСП по г. Комсомольску-на-Амуре № 1 не поступало. В связи с чем, оснований для объявления розыска должника и его имущества не имелось. Применение меры в виде ограничения выезда должника за пределы Российской Федерации является правом, а не безусловной обязанностью судебного пристава-исполнителя. Должник ДПБ отбывает наказание по приговору суда в исправительной колонии, в связи с чем, право выезда ДПБ ограничено в силу закона. В связи с чем, истица полагает, что нарушения требований должностного регламента отсутствовали, и дисциплинарное взыскание вынесено несправедливо. Также истица была лишена премии по итогам работы за третий квартал 2018 г., т.е. работодатель наложил дважды взыскание. В связи с чем, истец просит суд отменить наложенное дисциплинарное взыскание в виде замечания приказом (№)-ко от (дата) и признать действий работодателя о лишении премии неправомерными.
В судебном заседании истец ФИО1 уточнила исковые требования и просила вместо ранее заявленных признать незаконным приказ (№)-ко от (дата) о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания и взыскать с ответчика в свою пользу невыплаченную премию по итогам работы за третий квартал 2018. На удовлетворении исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений.
Представитель ответчика УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО в судебное заседание не явился, предоставил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося представителя ответчика. Ранее в судебном заседании представитель ответчика исковые требования истца не признал в полном объеме и пояснил, что ответчик с заявленными требованиями истца не согласен, поскольку силу ст. 5 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и др. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон. Законодательное закрепление применения дисциплинарных взысканий обусловлено тем, что, заключая служебный контракт, государственный гражданский служащий берет на себя обязательства исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом соблюдать служебный распорядок государственного органа, соблюдать ограничения, выполнять обязательства, а также требования к служебному поведению. Согласно ст. 73 данного ФЗ Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей в силу ч. 1 ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» является дисциплинарным проступком, за совершение которого представитель нанимателя имеет право применить дисциплинарные взыскания, замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы по соответствующим основаниям. Порядок проведения служебных проверок в территориальных органах ФССП России и рекомендации по их проведению установлены Приказом ФССП России от 20.09.2010 № 427 «Об утверждении Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах», Методическими рекомендациями по проведению служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденными приказами ФССП России 20.06.2011 № 12-6. Поводом для проведения служебной проверки послужило внесение в адрес Управления представления прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата)(№), служебная записка и.о. начальника отдела организации исполнительного производства МНВ о том, что судебный пристав-исполнитель ФИО1 допустила нарушения законодательства об исполнительном производстве. На исполнении у истца находится сводное исполнительное производство от (дата)(№) о взыскании с ДПБ ущерба, причиненного преступлением в пользу физических лиц на общую сумму 4 519 600 рублей 00 копеек. Истцом допущены нарушения требований ст. ст. 64, 65, 67 Федерального закона от 02.10.2007 № 2209-ФЗ «Об исполнительном производстве». Так, в рамках сводного исполнительного производства истцом с целью установления имущественного положения и обращения взыскания на имущество должника, не осуществлялись выходы в адрес должника, не объявлен розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим возмещении ущерба, причиненного преступлением, должнику право выезда за пределы РФ ограничено лишь (дата), в период рассмотрения представления. С выводами заключения служебной проверки согласился руководитель. Управление считает, что истец привлечен к дисциплинарной ответственности при наличии законных основания и с соблюдением установленного порядка, поскольку факт дисциплинарного проступка - ненадлежащее исполнение истцом служебных обязанностей, установленных п.п. (дата)(дата), (дата), (дата) должностного регламента, подтвержден в ходе служебной проверки, выводы которой являются обоснованными. С учетом характера проступка, ответчиком учтена его тяжесть и применено последующее наказание - замечание, в связи с чем оснований считать, что на истца наложено неправомерный вид дисциплинарного взыскания, не имеется. Порядок премирования, оказания материальной помощи, выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов устанавливается Положением о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде, утвержденным Приказом Федеральной службы судебных приставов от 08.12.2006 № 157. Премия по итогам квартала, выплачиваемая работникам аппарата УФССП по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области является одним из видов поощрения за выполнение особо важных и сложных заданий за спорный период, и не входит в состав денежного содержания. Квартальная премия является стимулирующей выплатой. Просили в удовлетворении исковых требований истца отказать в полном объеме.
Суд, заслушав пояснения истца, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела установлено, что истец ФИО1 приказом УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от (дата)(№) к-1 назначена на должность (иные данные) по служебному контракту от (дата)(№).
Приказом УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО от (дата)(№)-ко к истице за совершение дисциплинарного проступка – ненадлежащее исполнение возложенных на истца служебных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.4.3, 3.4.12, 3.4.17, 3.4.20 должностного регламента, утвержденного (дата), выразившееся в непринятии мер к своевременному, полному и правильному исполнению требований исполнительного документа применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Основание – заключение служебной проверки от (дата).С данным приказом истица ознакомлена (дата).
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.
В соответствии со ст. 352 ТК РФ, каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Одним из основных способов защиты трудовых прав и свобод являются судебная защита.
Согласно ст. 11 ТК РФ на государственных гражданских и муниципальных служащих действие трудового законодательства распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской и муниципальной службе.
Вопросы прохождения государственной гражданской службы, в том числе порядок наложения дисциплинарных взысканий на государственных гражданских служащих, урегулированы Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
В силу ст. 5 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией РФ, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и др.
При этом, согласно ст. 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», Трудовой кодекс РФ, другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, могут применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно ст. 47 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» профессиональная служебная деятельность гражданского служащего осуществляется в соответствии с должностным регламентом, утверждаемым представителем нанимателя и являющимся составной частью административного регламента государственного органа.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ», служебная дисциплина на гражданской службе определена как обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с данным Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Как указано в ч. 1 ст. 57 того же Закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; предупреждение о неполном должностном соответствии; увольнение с гражданской службы.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» до применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
Порядок проведения служебных проверок в территориальных органах ФССП России и рекомендации по их проведению установлены Приказом ФССП России от 20.09.2010 № 427 «Об утверждении Инструкции об организации служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах», Методическими рекомендациями по проведению служебных проверок в Федеральной службе судебных приставов и ее территориальных органах, утвержденными приказами ФССП России 20.06.2011 № 12-6.
Согласно указанной Инструкции о проведении служебной проверки издается приказ ФССП России (территориального отдела ФССП России). Указанным приказом назначается комиссия по проведению служебной проверки. Решение о проведении служебной проверки принимается в день, когда должностному лицу, обладающему полномочиями принимать решение о назначении служебной проверки, стало известно о совершении гражданским служащим проступка (за исключением случаев, когда требуется проведение предварительной проверки); когда должностным лицом, обладающим полномочиями принимать решение о назначении служебной проверки, получено письменное заявление гражданского служащего о проведении служебной проверки.
Оспаривая приказ о дисциплинарной ответственности истец полагает, что дисциплинарный проступок с его стороны отсутствует.
В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось сторонами, что поводом для проведения служебной проверки послужила служебная записка от (дата)(№) начальника отдела организации исполнительного производства МНВ о том, что в связи с поступившим представлением прокурора г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от (дата)(№) проведена предварительная проверка, в ходе которой установлены нарушения ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при исполнении исполнительных документов о взыскании ущерба, причиненного преступлением, в связи с чем, для полной и объективной проверки необходимо проведение служебной проверки в отношении (иные данные)ФИО1 допустила нарушение законодательства об исполнительном производстве.
Приказом (№) от (дата) УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО назначено проведение служебной проверки в период с (дата) по (дата) с целью полного и объективного рассмотрения фактов, изложенных в служебной записке начальника отдела организации исполнительного производства МНВ
В ходе проведения служебной проверки были получены объяснения ФИО1, в которых она не оспаривала факт того, что не ограничила право выезда должника ДПБ из РФ, указав на то, что это является правом судебного пристава, а не безусловной обязанностью, также указала, что данный должник отбывает наказание по приговору суда в исправительной колонии и право его выезда за пределы РФ ограничено в силу закона, а сведений о его освобождении не поступало.
Также в рамках данной проверки установлено, что на исполнении у истца находилось сводное исполнительное производство от (дата)(№)-СД о взыскании с ДПБ ущерба, причиненного преступлением в пользу физических лиц на общую сумму (иные данные), в рамках данного сводного исполнительного производства истцом с целью установления имущественного положения и обращения взыскания на имущество должника, не осуществлялись выходы в адрес должника, не объявлен розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим возмещении ущерба, причиненного преступлением, должнику право выезда за пределы Российской Федерации ограничено лишь (дата), в период рассмотрения представления.
Служебной проверкой установлено, что со стороны истца усматриваются признаки дисциплинарного проступка, выразившиеся в ненадлежащее исполнение истцом служебных обязанностей, установленных пунктами 3.4.3, 3.4.12, 3.4.17, 3.4.20 должностного регламента.
Согласно должностному регламенту, утвержденному (дата) главным судебным приставом Хабаровского края судебный пристав в соответствии с п. 3.4.3, 3.4.12, 3.4.17, 3.4.20, обязан соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций, принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; объявлять розыск должника по исполнительному документу, его имущества; принимать процессуальные решение по временному ограничению на выезд должников из РФ.
В ходе судебного разбирательства истица не оспаривала факт того, что не объявила в розыск должника и не ограничила выезд его за пределы РФ, указав, что должник ДПБ отбывает наказание в местах лишения свободы, а сведений об освобождении не поступало, в связи, с чем не было необходимости объявления в розыск должника и ограничения выезда за пределы РФ. Также указала, что ею были направлены запросы в банки о наличие счетов на имя должника, и впоследствии по установлению таковых, на них было обращено взыскание.
Согласно положениям ст. ст. 2, 12 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение наряду с другими актами судебных актов, на основании которых выдаются исполнительные листы, являющиеся одним из видов исполнительного документа.
Согласно положениям ч. 1 ст. 64 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с указанным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу ч. 3 ст. 65 ФЗ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» по своей инициативе или по заявлению взыскателя судебный пристав-исполнитель объявляет розыск должника или его имущества по исполнительным документам, содержащим, в частности, требования о возмещении ущерба, причиненного преступлением.
Статьей 67 названного закона закреплено право судебного пристава-исполнителя по заявлению взыскателя или собственной инициативе вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации при неисполнении должником-гражданином или должником, являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин содержащихся в выданном судом или являющемся судебным актом исполнительном документе следующих требований: 1) требований о взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца, имущественного ущерба и (или) морального вреда, причиненных преступлением, если сумма задолженности по такому исполнительному документу превышает 10 000 рублей; 2) требований неимущественного характера; 3) иных требований, если сумма задолженности по исполнительному документу (исполнительным документам) составляет 30 000 рублей и более.
Учитывая вышеуказанные нормы права, установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истцом в рамках сводного исполнительного производства в отношении должника ДПБ не в полной мере осуществлены исполнительные действия, поскольку не объявлен розыск имущества должника, с целью установления материального и имущественного положения должника направлены только запросы в банки, при этом не использован весь спектр возможных исполнительных действий, предусмотренных действующим законодательством, для установления материального и имущественного положения должника.
В ходе судебного разбирательства истец оспаривал порядок и полноту проведенной служебной проверки, ссылаясь на нарушении сроков проведения проверки и привлечения к дисциплинарной ответственности, не установление его вины в совершении дисциплинарного проступка.
Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись основания для применения к ФИО1 дисциплинарного взыскания в виде замечания, поскольку был соблюден установленный законом порядок применения дисциплинарного взыскания, факт совершения истцом дисциплинарного проступка нашел подтверждение в ходе судебного разбирательства, письменные объяснения у истца были истребованы, сроки применения дисциплинарного взыскания ответчиком были соблюдены, при выборе меры дисциплинарного воздействия ответчиком были учтены степень вины и обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, его тяжесть. Мера наказания адекватна и соответствует тяжести совершенного истцом дисциплинарного проступка.
Учитывая изложенное, суд считает требования истца о признании незаконным приказа (№)-ко от (дата) о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания необоснованным не подлежащим удовлетворению.
Рассматривая требования истца о взыскании премии за третий квартал 2018, суд считает данное требование также не подлежащим удовлетворению, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из оклада денежного содержания: должностного оклада и оклада за классный чин; ежемесячных выплат: за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы; работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячное денежное поощрение; дополнительных выплат: премии, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи.
При этом денежное поощрение (премия) судебных приставов по итогам работы за квартал и год выплачивается по результатам выполнения структурным подразделением и отдельными гражданскими служащими территориального органа ФССП России особо важных и сложных заданий при условии добросовестного исполнения должностного регламента, соблюдения служебной дисциплины и правил служебного распорядка.
Вопросы премирования работников Федеральной службы судебных приставов Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1316 "Вопросы Федеральной службы судебных приставов", Положением о премировании, оказании материальной помощи, выплате ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и высокие достижения в труде работникам Федеральной службы судебных приставов, утвержденном Приказом ФССП России от 08.12.2006 № 157.
Из содержания вышеназванных нормативных актов следует, что выплата премии обуславливается результатами работы служащего, квартальная премия является стимулирующей выплатой, назначение премии является правом, а не обязанностью работодателя.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании приказа незаконными, взыскании премии за третий квартал 2018 года - отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Файзуллина И.Г.