РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2021 года город Омск
Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи О.Н. Ретуевой, при секретаре судебного заседания Лопуха А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о признании незаконными действий, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о признании незаконными действий, о возложении обязанности. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг ЦАО г. Омска для подачи заявления о предоставлении государственной социальной помощи, так как истекал срок действия уведомления, которое необходимо для начисления социальной стипендии в университете. Решением Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску от ДД.ММ.ГГГГ№ ему было отказано в предоставлении государственной социальной помощи в связи с тем, что его среднедушевой доход превышает прожиточный минимум, установленный на территории Омской области. Истец не согласен с данным решением, поскольку в общий расчет среднедушевого дохода была учтена государственная социальная стипендия за последние три месяца. Полагает, что она не может быть включена в перечень доходов, учитываемых при назначении государственной социальной помощи. В настоящее время истец является студентом 2 курса очной формы обучения в <данные изъяты> факультет <данные изъяты>. До 14 сентября ежемесячно на его счет перечислялась государственная социальная стипендия. Иного дохода помимо стипендий не имеет. Из справки о доходах следует, что суммарный доход за предшествующие три месяца составил <данные изъяты> руб., без учета государственной социальной стипендии <данные изъяты> руб. Без учета социальной стипендии среднедушевой доход истца не превышает прожиточный минимум. Со ссылкой на положения Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф "Об образовании в Российской Федерации", Постановление Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 просит признать незаконным решение Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в назначении государственной социальной помощи, обязать Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску назначить государственную социальную помощь ФИО1
Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал. Пояснил суду, что назначение государственной социальной помощи необходимо для получения государственной социальной стипендии.
Представитель истца ФИО2, действующая на основании ордера, исковые требования поддержала. Пояснила суду, что государственная социальная стипендия определена как вид государственной социальной помощи и не может быть доходом. В качестве дохода может быть определена обычная стипендия, но не социальная. Полагала отказ в предоставлении истцу государственной социальной помощи незаконным, т.к. социальная стипендия необоснованно учтена в доход истца.
Представитель ответчика Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску ФИО3, действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на исковое заявление (л.д. 47-51). Полагал, что отказ в предоставлении истцу мер государственной социальной помощи является правомерным. Нормы применены правильно, социальная стипендия должна быть включена в доходы, которые учитываются при назначении государственной социальной помощи. Государственные социальные стипендии определены в ФЗ «Об образовании» как денежные выплаты. Такие стипендии не являются социальной помощью как социальные пособия или субсидии, а считаются денежными выплатами, выплачиваемыми студентам. Полагает, что при обращении истца в Управление и предоставлении сведений о доходе за период сентябрь- ноябрь 2021, при условии, что среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума за 3 месяца, государственная социальная помощь может быть назначена.
Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития Омской области ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что понятие государственной социальной помощи, а также порядок учета дохода определен в Федеральном законе от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно Постановлению Правительства № 512. стипендии учитываются в качестве доходов. Полагал отказ Управления правомерным, требования не подлежащими удовлетворению. Согласно отзыву на иск расчет дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов одиноко проживающего гражданина за последние три месяца, предшествующих месту подачи заявления об оказании государственной социальной помощи. При расчете среднедушевого дохода учитывается сумма доходов, полученная как в денежной, так и в натуральной форме. Доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период. Согласно Постановлению Правительства Омской области от 10.02.2021 № 21-п величина прожиточного минимума в Омской области для трудоспособного населения составляет 11 342 руб. Истец 15.09.2021 обратился с заявлением о назначении государственной социальной помощи. Доход истца на момент обращения состоял из государственной социальной стипендии. Среднедушевой доход истца составляет 12 200,37 руб., что на 858,37 руб. больше величины прожиточного минимума (л.д. 35-36).
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» стипендией признается денежная выплата, назначаемая обучающимся в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими соответствующих образовательных программ.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды стипендий:
1) государственная академическая стипендия студентам;
2) государственная социальная стипендия студентам;
3) государственные стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам;
4) стипендии Президента Российской Федерации и стипендии Правительства Российской Федерации;
5) именные стипендии;
6) стипендии обучающимся, назначаемые юридическими лицами или физическими лицами, в том числе направившими их на обучение;
7) стипендии слушателям подготовительных отделений в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, назначается государственная академическая стипендия и (или) государственная социальная стипендия в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования (ч. 3).
В соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная социальная стипендия назначается в том числе студентам, получившим государственную социальную помощь. Государственная социальная стипендия назначается указанной категории студентов со дня представления в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, документа, подтверждающего назначение государственной социальной помощи, на один год со дня назначения указанной государственной социальной помощи.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ оказание государственной социальной помощи осуществляется в виде денежных выплат (социальные пособия, субсидии и другие выплаты) либо натуральной помощи (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
Получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения (статья 7).
Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи регулируется Федеральным законом от 5 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Согласно ст. 2 Федерального закона от 5 апреля 2003 N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" учет доходов и расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производятся на основании сведений о составе семьи, доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина и принадлежащем им имуществе на праве собственности, указанных в заявлении об оказании государственной социальной помощи.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ орган социальной защиты населения вправе проверить следующие сведения, указанные гражданином в заявлении об оказании ему государственной социальной помощи:
о месте жительства или пребывания семьи или одиноко проживающего гражданина;
о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина;
о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства;
о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ расчет среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина производится исходя из суммы доходов членов семьи или одиноко проживающего гражданина за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи (расчетный период).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитывается сумма доходов каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 названного Закона доход одиноко проживающего гражданина при решении вопроса о признании его малоимущим и об оказании ему государственной социальной помощи определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
В п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи" установлено, что при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.
В соответствии с абз. 3 подп. «д» п. 1 указанного Перечня при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме, в том числе, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся в том числе стипендии, выплачиваемые обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научных и научно-педагогических кадров, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям.
В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитывается государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Согласно Постановлению Правительства Омской области от 10.02.2021 N 21-п «О величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Омской области на 2021 год» величина прожиточного минимума в Омской области на 2021 год для трудоспособного населения установлена в размере 11 342 руб.
Приказом Министерства труда и социального развития Омской области от 04.12.2013 N 203-п (ред. от 09.01.2019) «Об утверждении Положения об Управлении Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску» установлено, что Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску является территориальным органом Министерства труда и социального развития Омской области, обеспечивающим проведение на территории муниципального образования городской округ город Омск государственной политики в сфере труда и социальной защиты населения, а также органом опеки и попечительства в отношении совершеннолетних граждан.
В соответствии с подп. 7 п. 12 данного Приказа Управление в сфере социального обслуживания, социальной поддержки, а также оказания государственной социальной помощи осуществляет на территории муниципального образования функции: обеспечивает назначение малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, проживающим на территории муниципального образования, государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, за счет средств областного бюджета.
Судебным разбирательством установлено, что ФИО1 является студентом 2 курса факультета <данные изъяты>, осваивающим образовательную программу высшего образования, зачислен приказом от ДД.ММ.ГГГГ, форма обучения очная, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (л.д. 16).
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску с заявлением о назначении государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта (л.д. 60-64).
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№ Управления Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску в назначении ФИО1 денежной государственной социальной помощи отказано в связи с превышением среднедушевого дохода величины прожиточного минимума (л.д. 58).
Уведомлением № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 извещен об отказе в назначении государственной социальной помощи в связи с превышением среднедушевого дохода величины прожиточного минимума, установленного для соответствующих социально-демографических групп населения Омской области (л.д. 14, 59).
Как следует из пояснений истца в течение 1 года, т.е. до сентября 2021 он получал государственную социальную стипендию, назначенную образовательным учреждением. По истечении указанного срока он вновь обратился за получением государственной социальной помощи, но ему в данном виде помощи было отказано.
Проверяя законность и обоснованность требований ФИО1, суд приходит к следующему.
Ответчик, при расчете государственной социальной помощи, за которой обратился истец, использовало сведения, предоставленные ФИО1 о его доходе за период с июня по август 2021, что в сумме составило <данные изъяты> руб., т.е в месяц <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>).
Согласно справки о доходах, выданной <данные изъяты>, ежемесячный доход ФИО1 за период с июня по август 2021 состоит из государственной академической стипендии в размере <данные изъяты> руб., государственной социальной стипендии в размере <данные изъяты> руб., повышенной социальной стипендии для 1 и 2 курсов в размере <данные изъяты> руб., что в совокупности составляет <данные изъяты> руб. (л.д. 17).
Истец ФИО1 зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> (л.д. 12, 19). Собственником указанной квартиры является ФИО5 (отец).
Согласно свидетельству о государственной регистрации ФИО1 (до перемены имени Б.), ДД.ММ.ГГГГ г.р., принадлежит доля в праве общей собственности на квартиру площадью 59,2 кв.м., расположенную по адресу: <адрес> (л.д. 24, 25).
Из копии трудовой книжки на ФИО1 следует, что истец был трудоустроен ДД.ММ.ГГГГ в ресторан KFC, ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор расторгнут по инициативе работника. Иных записей в трудовой книжке не имеется (л.д. 21-23, 69-71).
По сведениям ФГБУ ФКП Росреестра по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах за ФИО1 на территории Омской области (л.д. 45, 55).
Поскольку Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 прямо предусмотрено, что при расчете среднедушевого дохода для оказания государственной социальной помощи учитываются все виды доходов в денежной и натуральной форме, в том числе, социальные выплаты из бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов и других источников, к которым относятся в том числе стипендии, выплачиваемые обучающимся в образовательных организациях высшего образования, то включение Управлением при расчете в совокупный доход государственной социальной стипендии не противоречит федеральному законодательству.
Так как одна треть доходов ФИО1 за три месяца, предшествующих обращению с заявлением о назначении государственной социальной помощи, согласно представленной справки о доходах составляет <данные изъяты> руб., что превышает размер величины прожиточного минимума, установленного в Омской области на 2021 год, то решение об отказе в назначении ФИО1 государственной социальной помощи принято Управлением Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску правомерно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Управление Министерства труда и социального развития Омской области по г. Омску о признании незаконными действий, о возложении обязанности, отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.Н.Ретуева
Решение в окончательной форме изготовлено 29.11.2021.