Дело №2-4184/2017г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 октября 2017 года г. Владивостока
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе председательствующего судьи Тарбеевой В.Ю.,
при секретаре Буркановой А.С.,
участием истицы ФИО2., ее представителя по устному ходатайству ФИО3,
представителя Администрации г.Владивостока ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
к Администрации г. Владивостока,
о признании незаконным действия Администрации г.Владивостока, по предоставлении места в МБДОУ в группе полного дня детям лиц, не имеющих права на первоочередное получение направления в дошкольные учреждения и нарушении законных прав малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязании Администрации г.Владивостока предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ., путевку в МДОУ по месту жительства.
УСТАНОВИЛ:
Истица, в интересах несовершеннолетнего сына - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратилась в суд с иском к Администрации г. Владивосток, указав, что ее сын, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет право на первоочередное получение места в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение (МБДОУ), как ребенок сотрудника <данные изъяты>. Для реализации данного права в июле 2015г. она через МФЦ г.Владивостока подала документы в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г.Владивостока. В мае-июне 2017г. Управление производило комплектование МДОУ на 2017-2018 учебный год детьми ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако, путевку ей для ее ребенка в группу полного дня не предоставили. Она неоднократно обращалась в администрацию г.Владивостока для предоставления ее сыну места в МДОУ, однако, на ее обращения ответчик направил ей ответ о том, что оснований для внеочередного получения ребенком места в МБДОУ не имеется и все детские сады на 2017 год укомплектованы, и ей может быть предложена группа на неполный день. В связи с тем, что ее сын имеет первоочередное право на получение места в МБДОУ, а так же, поскольку у нее истекает срок отпуска по уходу за ребенком 05.06.2018г., а путевка будет предоставлена лишь на новый учебный год с 01.09.2018г., просит признать незаконным действия администрации г.Владивостока о предоставлении мест в МБДОУ в группах полного дня детям лиц, не имеющих права на первоочередное получение направления в дошкольные учреждения и нарушении законных прав малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и обязании Администрации г.Владивостока предоставить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.рё., путевку в МДОУ по месту жительства.
В судебном заседании истица и ее представитель на исковых требованиях настаивали; предоставили письменные дополнения; просили удовлетворить иск в полном объеме. Суду пояснили, что истица работает в <данные изъяты> в связи с этим, ее сын имеет первоочередное право на получение места в МБДОУ, что закреплено в ФЗ №283-ФЗ от 30.12.2012г. Поскольку места ребенку в детском саду не предоставили, а ему в июне 2018г. исполнится три года, истица не может выйти на работу, что ставит ее семью в крайне сложное финансовое положение, поскольку в семье воспитываются двое детей и имеются долговые обязательства по оплате кредита и коммунальных платежей. Устроить ребенка в группу кратковременного пребывания не согласны, поскольку режим работы такой группы до 11 часов дня и забрать ребенка будет невозможно, поскольку в это время истица будет находиться на службе. Не согласны с действиями Администрации по предоставлении детям, не имеющим льгот, то есть, из общей очереди, мест в детском саду наравне с детьми, имеющими льготы в получении места в МДОУ (внеочередники и первоочередники).
Представитель Администрации г.Владивостока в судебном заседании с требованиями не согласилась; предоставила письменный отзыв и дополнительные пояснения к нему, дополнительно пояснив, что ни в Федеральном законе, ни в приказе №293 Министерства Образования, ни в иных правовых актах нет положений о порядке прохождения очереди и распределения мест среди очередей. Как следует из письма Минобрнауки РФ от 08.08.2013г. №08-1063, внутри одной льготной категории, заявления выстраиваются по дате подачи заявления. При комплектовании рекомендуется соблюдать следующую норму: количество мест в учреждении, предоставленных для льготных категорий детей, не может превышать количество мест, предоставленных для детей не льготных категорий. Кроме того, ФИО1 находится в очереди на получение места в детском саду под номером 101, которого опережают дети под номерами 24-100, поставленные на учет ранее и имеющие преимущественное право на зачисление. На 2017-2018 учебный год в Первомайском районе имелось всего 50 свободных мест для предоставления в детские сады, и, если все места, распределить между детьми, имеющими первоочередное право на это, то ФИО1 так же не был бы обеспечен направлением в ДОУ, в связи с этим, права ФИО1 администрацией г.Владивостока не были нарушены. До момента получения путевок-направлений в МДОУ г.Владивостока Управление по работе с муниципальными учреждениями образования может предоставить сыну истицы место в группе кратковременного пребывания детей, созданной на основании Постановления № 2591 Администрации г. Владивостока от 30.09.2011г. «Об утверждении Положения об организации деятельности групп кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока», о чем письменно истице трижды сообщалось. Помимо этого, Администрация г.Владивостока готова предоставить направление в МБДОУ «Детский сад №121», который расположен рядом с местом работы истицы, однако, в настоящее время неизвестна дата его открытия, поскольку он находится на стадии оформления документов для функционирования учреждения. В детском саду №121 будут организованы шесть ясельных групп, куда ФИО1 проходит, в связи с чем, ему будет направлена путевка в указанный МДОУ.
Истица дополнительно предоставила суду письменные пояснения на отзыв ответчика по исковому заявлению, пояснив, что не тем категориям детей предоставлялись места. Истица указала на то, что администрация в своих ответах ссылается на муниципальные правовые акты, игнорируя Федеральный закон, в соответствии с которым ее ребенок имеет первоочередное право на получение места, а затем идут дети, право которых на первоочередное предоставление места закреплено в муниципальных актах. Вместе с тем, администрацией не доказан факт того, что в списке детей, зарегистрированных в очередь на место в МДОУ, имеют место быть первоочередники, поскольку матери-одиночки, в соответствии с ФЗ не являются первоочередниками.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает собранные и представленные в соответствии с требованиями ст.ст.56-73 ГПК РФ доказательства допустимыми и достаточными для вынесения решения; считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований и возражений. В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Согласно свидетельству о рождении II-ВС №, ФИО2 является матерью малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно заявлению ФИО2. от ДД.ММ.ГГГГ, её сын ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., поставлен на льготную очередь в детский сад за № 107.
Как следует из материалов дела, в списке детей, зарегистрированных в льготной очереди на место в МДОУ по состоянии на 13.10.2017г., ФИО1 значится под номером 101.
Согласно ст.43 Конституции РФ, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В силу Постановления Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 № 5-П, закрепляя право на … общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция РФ непосредственно определяет и систему гарантирования этого права. Необходимость достижения баланса конституционно защищаемых ценностей - самостоятельности местного самоуправления как публичной власти, наиболее приближенной к населению и ориентированной, в том числе, на выполнение задач социального государства, предполагает деятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий.
В связи с тем, что обеспечение государственных гарантий прав граждан в области образования относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере образования в соответствии с п.п.2.1 ст.28 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», возложение обязанности по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении на Администрацию г.Владивостока обусловит установление дополнительных обязательств органа местного самоуправления, не установленных законом.
Истица в обоснование своих требований ссылается на ч.1 ст.55 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и ст.14 Федерального Закона РФ от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которых устанавливается первоочередной порядок предоставления ребенку истца места в МБДОУ.
Однако, из указанной нормы не возникает оснований для возложения на Администрацию г.Владивостока обязанности предоставить малолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГр., места в МБДОУ, поскольку, реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений в сфере образования, федеральный законодатель возложил на органы местного самоуправления осуществление организации предоставления общедоступного дошкольного образования, т.е. решение организационных вопросов по предоставлению общедоступного дошкольного образования, а не его предоставление.
Более того, законом не определены конкретные способы исполнения полномочий по организации общедоступного бесплатного дошкольного образования, в связи с чем, органы местного самоуправления г. Владивостока вправе определять их самостоятельно. Конкретные способы исполнения данного полномочия определяются в рамках текущей оперативно-хозяйственной деятельности, вмешательство в которую со стороны государственных органов не предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.13 ч.1 ст.16 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация общедоступного бесплатного дошкольного образования относится к вопросам местного значения городского округа. Применительно к Владивостокскому городскому округу данный вопрос местного значения установлен п.13 ч.1 ст.5 Устава города Владивостока.
Согласно п.1 ч.1 ст.17 ФЗ РФ от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к полномочиям органов местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения относится издание муниципальных правовых актов.
Положением «Об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в г.Владивостоке», утвержденным Решением Думы г. Владивостока от 08.12.2005 №143, устанавливается порядок организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования муниципальными образовательными учреждениями в г.Владивостоке. Раздел 7 указанного Положения устанавливает категории лиц, имеющих право на первоочередное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока -утратил положение!
Постановлением Администрации г.Владивостока от 27.12.2010г. за № 1598 утвержден Административный регламент предоставления Администрацией г.Владивостока муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» (далее - Регламент). Раздел 3 Регламента предусматривает постановку на учет детей дошкольного возраста для направления в МДОУ.
Таким образом, органами местного самоуправления г.Владивостока определены формы решения вопроса местного значения по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования, а обязанность по предоставлению детям мест в муниципальных дошкольных учреждениях и сроки их предоставления законодательно не установлены.
Согласно ответу Управления по работе с муниципальными учреждениями образования Администрации г.Владивостока №7502 от 27.05.2013г., по результатам перерегистрации по состоянию на 01.05.2013г. номер общей очереди ФИО2 на получение путевки-направления в МБДОУ города Владивостока изменился со 123 на 101. На 2017-2018 учебный год МБДОУ г.Владивостока полностью укомплектованы детьми. Численность детей в МДОУ г. Владивостока превышает нормативную. В первомайском районе г.Владивостока на указанный период имелось только 50 свободных мест в МДОУ, в связи с чем, даже если бы все они были предоставлены детям – первоочередникам, то очередь уменьшилась бы соответственно на 50 пунктов, а сын истицы в указанной очереди под №101.
Таким образом, судом не установлено в действиях Администрации г. Владивостока нарушения порядка комплектования, установленного Положением «Об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в г.Владивостоке», утвержденным решением Думы г.Владивостока от 08.12.2005 г. №143.
Кроме того, судом принимается во внимание, что до момента получения путевок-направлений в МБДОУ г.Вл-ка Управление по работе с муниципальными учреждениями образования может предоставить сыну истицы место в группе кратковременного пребывания детей, созданной по Постановлению Администрации города Владивостока от 30.09.2011 № 2591 «Об утверждении Положения об организации деятельности групп кратковременного пребывания детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Владивостока».
На основании изложенного и руководствуясь ст. 12,192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 в интересах несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. к Администрации г. Владивостока, о признании незаконным действия Администрации г.Владивостока, по предоставлении места в МБДОУ в группе полного дня детям лиц, не имеющих права на первоочередное получение направления в дошкольные учреждения и нарушении законных прав малолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; обязании Администрации г.Владивостока предоставить ФИО8ДД.ММ.ГГГГр., путевку в МДОУ по месту жительства, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с 23.10.2017 г., с учетом выходных дней.
Судья: Тарбеева В.Ю.