ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4185/2016 от 08.11.2016 Видновского городского суда (Московская область)

Дело РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Видновский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Смирнова М.В., при секретаре Онищук А.С., с участием помощника Видновского городского прокурора – Ивановой И.В., законного представителя несовершеннолетнего истца ФИО1, представителя ответчиков Управлении опеки попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому району Московской области и Министерства образования Московской области ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании иск Видновского городского прокурора в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО3 к Министерству образования Московской области и Управлению опеки попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому району Московской области о признании нуждающейся в обеспечении жильем,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор обратился в суд с иском, в котором просил: признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в обеспечении жильем; обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району включить ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет бюджета Московской области; обязать Министерство образования Московской области включить истица в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет бюджета Московской области.

В обоснование иска указано, что городской прокуратурой проведена проверка по заявлению ФИО1, законного представителя несовершеннолетней ФИО3, оставшейся без попечения родителей, о нарушении органами опеки и попечительства Ленинского муниципального района жилищных прав несовершеннолетней.

В ходе проверки было установлено, что несовершеннолетняя ФИО3 является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с распоряжением главы администрации Черновского административного района городского округа «Города Читы» от ДД.ММ.ГГГГ «Об учреждении опеки» ФИО1 является опекуном ФИО3

На основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО3 поставлена на учет в управлении. Место жительство последней на время опеки определено совместно с опекуном по адресу: <адрес>.

На основании распоряжения управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО3 снята с учета в связи с временным изменением места жительства приемной семьи по адресу: <адрес>

В настоящее время несовершеннолетняя ФИО3 зарегистрирована и проживает по месту жительства опекуна ФИО1 по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забалькайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.

Межведомственной комиссией управления опеки и попечительства по Ленинскому муниципальному району о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 принято решение об отсутствии оснований для включения ФИО3 в Список детей-сирот.

ФИО1 в интересах несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ подано заявление об исключении несовершеннолетней из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, с учетом того, что местом жительства ФИО3 является <адрес>.

На основании указанного заявления Министерством социальной защиты населения Забайкальского края издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении ФИО3 из краевого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края». На основании решения межведомственной комиссии начальником управления опеки и попечительства по Ленинскому району ДД.ММ.ГГГГ издано Распоряжение «Об отказе во включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений».

Органами опеки и попечительства Ленинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Забайкальского края направлено заявление о незаконности исключения несовершеннолетней ФИО3 из краевого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.

По результатам проверки, проведенной по обращению органов опеки и попечительства Ленинского района прокуратурой Черновского района г. Читы нарушений прав несовершеннолетней ФИО3 не установлено.

Проверка показала, что ФИО1 в органы опеки Ленинского района направлено несколько повторных заявлений о включении несовершеннолетней ФИО3 в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ленинского муниципального района, с учетом исключения несовершеннолетней из списка детей-сирот Забайкальского края (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ).

До настоящего времени решение о включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ленинского муниципального района, органами опеки не принято.

ФИО3, является оставшейся без попечения родителей, не является нанимателем жилого помещения, членом семьи нанимателя, не является собственником жилого помещения, свое право на обеспечение жилым помещением не реализовала.

Длительное бездействие органов опеки и попечительства Ленинского муниципального района нарушает право несовершеннолетней ФИО3, оставшейся без попечения родителей, на обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту жительства, что является незаконным.

В судебном заседании прокурор иск поддержала по доводам, изложенным в нем.

Представитель ответчиков Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области Ленинского муниципального района и Министерства образования Московской области против удовлетворения требований возражала, указав, что ФИО1 неоднократно обращалась в Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области Ленинского муниципального района по вопросу включения в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жильем.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении в Список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений. Кроме того, обращались в прокуратуру г. Читы с целью проверки по факту исключения ФИО3

Согласно выписке из приказа Министерства социальной защиты населения Забайкальского края, ФИО3 была исключена из Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.

Таким образом, считает, что ФИО3 должен обеспечивать жильем г. Чита, а не Ленинский район г. Видное.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В ст. 7 Конституции Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите и поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Приведенным положением закона описаны две категории детей, подлежащих жилищному обеспечению, к первой относятся дети, не являющиеся нанимателями и членами семьи нанимателей жилого помещения по договору социального найма, вторая категория включает только детей, не являющихся собственниками жилых помещений.

Обе эти категории в своем нормативно-правовом смысле связаны с наличием у ребенка такого права в отношении жилого помещения, которое является независимым от воли иных лиц, гарантирует ребенку жилищное обеспечение.

Согласно пункту 4 статьи 8 данного Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи, в том числе, с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

По договорам найма специализированных жилых помещений, заключаемым сроком на пять лет, они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Частью 5 статьи 8 Закона Московской области от 29 декабря 2007 года №248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной передержке детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей», центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области.

Судом установлено, что входе проведенной проверки Видновской городской прокуратурой выявлено, что несовершеннолетняя ФИО3 является лицом, оставшимся без попечения родителей.

В соответствии с распоряжением главы администрации Черновского административного городского округа г. Читы от ДД.ММ.ГГГГ «об утверждении опеки» ФИО1 назначена опекуном ФИО3

Распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО3 поставлена на учет в управлении и ее место жительство на время опеки определено совместно с опекуном по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, распоряжением управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетняя ФИО3 была снята с учета в связи с временным изменением места жительства приемной семьи по адресу: <адрес>, но в настоящее время несовершеннолетняя ФИО3 зарегистрирована и проживает по месту жительства опекуна ФИО1 по адресу: <адрес>.

Распоряжением Министерства образования, науки и молодежной политики Забалькайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.

Межведомственной комиссией управления опеки и попечительства по Ленинскому муниципальному району о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 принято решение об отсутствии оснований для включения ФИО3 в Список детей-сирот.

На основании решения межведомственной комиссии начальником управления опеки и попечительства по Ленинскому району ДД.ММ.ГГГГ издано Распоряжение «Об отказе во включении ФИО3 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений».

ФИО1 в интересах несовершеннолетней ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ подано заявление об исключении несовершеннолетней из списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края, с учетом того, что местом жительства ФИО3 является г. Видное Московской области.

На основании указанного заявления Министерством социальной защиты населения Забайкальского края издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении ФИО3 из краевого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края».

Органами опеки и попечительства Ленинского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру Забайкальского края направлено заявление о незаконности исключения несовершеннолетней ФИО3 из краевого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края.

По результатам проверки, проведенной по обращению органов опеки и попечительства Ленинского района прокуратурой Черновского района г. Читы нарушений прав несовершеннолетней ФИО3 не установлено.

Таким образом, несовершеннолетняя ФИО3 была исключена из краевого списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Забайкальского края» и в настоящее время она постоянно проживает на территории Ленинского муниципального района Московской области, суд приходит к выводу о необходимости включения ФИО3 в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ленинского муниципального района Московской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Видновского городского прокурора в защиту прав и законных интересов несовершеннолетней ФИО3 – удовлетворить.

Признать ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес> края нуждающейся в обеспечении жильем.

Обязать Управлении опеки попечительства Министерства образования Московской области по Ленинскому району Московской области включить ФИО3 в список детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет бюджета Московской области.

Обязать Министерство образования Московской области включить ФИО3 в сводный список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений за счет бюджета Московской области.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Видновский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Федеральный судья Смирнов М.В.