ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4188/2022 от 25.07.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

№ 2-4188/2022

24RS0056-01-2022-001328-15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 июля 2022 года г. Красноярск

Центральный районный суд г. Красноярска в составе:

председательствующего судьи Дидур Н.Н.,

при секретаре Чернышеве Г.П.,

с участием представителя процессуального истца Семеновой П.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края, предъявленного в защиту интересов Российской Федерации, о возложении на Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края обязанности по аннулированию отметки в охотничьем билете,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации к Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края с требованием о возложении на ответчика обязанности по аннулированию отметки «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серия , выданном ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ года, а также об установлении сроков исполнения указанных действий.

Требования мотивированы тем, что данные отметки в охотничьих билетах проставляются лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ и осуществляющим охоту в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни. Виды традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ перечислены в Перечне, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 08.05.2009 года, который является исчерпывающим. Любительская и спортивная охота в качестве традиционного вида деятельности в нем не предусмотрены. ФИО1 пенсионером не является, имеет постоянное место работы, осуществляет трудовую деятельность в ФКП «Аэропорты Красноярья» в должности начальника пожарно-спасательного расчета, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала «Аэропорт Байкит» с 28.02.2020 года. В настоящее время продолжает трудится в указанной организации.

ФИО1, согласно сведениям органов ЗАГС, не относится к лицам из числа КМНС, его родители являются русскими. Согласно сведениям департамента КМНС администрации Эвенкийского района ФИО1 за получением мер социальной поддержки, как лицо из малочисленных народов Севера не обращался. Департамент по делам КМНС администрации Эвенкийского района сведениями о принадлежности ФИО1 к какой-либо семейно-родовой общине коренных малочисленных народов Севера не располагает. В связи с указанными обстоятельствами охота для него не является основой существования, ни одним из видов традиционной хозяйственной деятельности, перечисленных в перечне, он не занимается. В связи с чем, соответствующая отметка в охотничьем билете ФИО1 проставлена в нарушение действующего законодательства, что влечет за собой неправомерное осуществление охоты свободно (без каких-либо ограничений) лицом, не имеющим на это право, что в свое очередь влечет за собой причинение вреда природным ресурсам РФ.

Представитель процессуального истца старший помощник прокурора Центрального района г.Красноярска Семенова П.С. полагала необходимым удовлетворить заявленные требования.

Представитель ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края представил в материалы дела письменный отзыв относительно завяленных требований, в котором пояснил, что действующим законодательством не установлен порядок и механизм аннулирования органом исполнительной власти отметки в охотничьем билете, в связи с чем ответчик не имеет возможности самостоятельно снять указанную отметку, минуя судебный порядок.

Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен своевременно, надлежащим образом.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 3 ст. 3 ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ положения настоящего Федерального закона могут распространяться на лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов, в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Исходя из Распоряжения Правительства РФ от 08.05.2009 № 631-р «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и перечня видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» к традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ относится в том числе и промысловая охота, переработка и реализация охотничьей продукции (п.7).

В ходе судебного разбирательства установлено, что при выдаче 02.04.2012 года ФИО1 охотничьего билета серии государственным инспектором Службы по охране и контролю использования объектов животного мира и среды обитания Красноярского края была проставлена отметка: «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления».

Статьей 12 ФЗ от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрены виды охоты, к которым наряду с промысловой охотой, любительской и спортивной охотой относится и охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, охота, осуществляемая лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (далее - охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности).

Согласно п. 11 ст. 1 и ст. 14 названного Закона № 209-ФЗ любительская и спортивная охота – это охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях в закрепленных охотничьих угодьях и общедоступных охотничьих угодьях.

В соответствии со ст. 19 приведенного Федерального закона № 209-ФЗ охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется лицами, относящимися к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинами, а также лицами, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования (ч. 1).

Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления (ч. 2).

Продукция охоты, полученная при осуществлении охоты в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, используется для личного потребления или реализуется организациям, осуществляющим деятельность по закупке продукции охоты (ч. 3).

В соответствии с Постановлением Правительства Красноярского края от 23.10.2013 года № 550-п «Об органах исполнительной власти Красноярского края» Служба по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Красноярского края реорганизована путем присоединения к Министерству природных ресурсов и экологии Красноярского края.

Исходя из ч. 2 ст. 333.2 НК РФ в целях настоящей главы не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

В соответствии с п. 3.5.2.5 Административного регламента предоставления Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов, утвержденного Приказом министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 28.10.2011 г. № 226-о, при выдаче охотничьего билета лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также лицам, которые не относятся к указанным народам, но постоянно проживают в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности и для которых охота является основой существования, ответственный исполнитель проставляет в нем отметку: "Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления".

Из представленных суду документов следует, что ФИО1 проживает в <...>, который относится к местам традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ.

С ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ФКП «Аэропорты Красноярья» в должности начальника пожарно-спасательного расчета, службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов филиала «Аэропорт Байкит», работает по настоящее время, получает соответствующую заработную плату. Данные обстоятельства следуют из трудового договора № 1491 от 28.02.2020 года, сведений из ОПРФ по Красноярскому краю. Согласно сведениям органов ЗАГС, ФИО1 не относится к лицам из числа КМНС, его родители являются русскими. Согласно сведениям департамента КМНС администрации Эвенкийского района ФИО1 за получением мер социальной поддержки, как лицо из малочисленных народов Севера не обращался. Департамент по делам КМНС администрации Эвенкийского района сведениями о принадлежности ФИО1 к какой-либо семейно-родовой общине коренных малочисленных народов Севера не располагает.

Вместе с тем, для проставления отметки «Охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимом для удовлетворения личного потребления» требуется два условия: место проживания на соответствующей территории и ведение охоты для обеспечения основы существования.

Поскольку Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края при проставлении отметки в охотничьем билете не было установлено, является ли для ФИО1 охота основой существования, а из представленных суду доказательств следует, что последний имеет постоянный источник дохода от осуществления им трудовой деятельности, в настоящее время получает заработную плату, занимается охотой не с целью обеспечения основы существования, то действия Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в оспариваемой части суд находит не соответствующими законодательству, в связи с чем, требования прокурора об аннулировании указанной отметки подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края аннулировать отметку «охота в целях обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности осуществляется свободно (без каких-либо разрешений) в объеме добычи охотничьих ресурсов, необходимых для удовлетворения личного потребления» в охотничьем билете серии , выданном ФИО1 – ДД.ММ.ГГГГ года, в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.Н. Дидур

Мотивированная часть решения изготовлена 25.07.2022 года