ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-4189/2016 от 16.06.2016 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-4189-16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Председательствующего судьи Копеистовой О.Н.

при секретаре Зайцевой А. В,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Могойтуйского района Забайкальского края в интересах Ц. к Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату денежной компенсации,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Могойтуйского района Забайкальского края, действуя в интересах Ц.., обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя следующим. Прокуратурой Могойтуйского района Забайкальского края проведена проверка по обращению Ц. о несогласии с размером компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения. Так Ц. является педагогом-пенсионером и ей, учитывая стаж работы в общеобразовательном учреждении поселка городского типа более 10 лет в соответствии с Законом Забайкальского края № 129-ЗЗК от 17.02.2009 «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» (далее Закон № 129-ЗЗК) до 18.04.2014 предоставлялась мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, и норматива потребления коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. По мнению прокурора, действия ответчика по расчету и выплате льгот по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают права материального истца на полное возмещение понесенных расходов по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг. Просит суд обязать ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края произвести ФИО1 перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений за период с 18.09.2013г. по 18.04.2014г.

Представитель процессуального истца помощник прокурора Центрального района г.Читы М. О. действующий на основании поручения исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Материальный истец Ц. не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом.

Представители ответчика ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Е.С. в судебном заседании полагала исковые требования удовлетворению не подлежащими по основаниям, указанным в отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела, заслушав сторон, суд пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и не отрицается стороной ответчика, материальный истец Ц. является пенсионером из числа педагогических работников, имеющих стаж общеобразовательной педагогической работы в поселке городского типа более 10 лет, проживает в Забайкальском крае в Могойтуйском районе, <адрес>

По 18 апреля 2014 года Ц. предоставлялась мера социальной поддержки по оплате за отопление и освещения жилого помещения и коммунальных услуг в пределах регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемых высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

Предметом настоящего спора является право истца на получение мер социальной поддержки, как педагогическому работнику в период времени с 18.09.2013г. по 18.04.2014г. в полном объеме.

Предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения регулируется положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ, вступившего в силу с 01.09.2013 года.

До принятия указанного Федерального закона действовал Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1.

В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 в редакции, действовавшей до 11.01.2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Изложение указанной нормы в последней редакции на основании Федерального закона от 29.12.2010 года №439-ФЗ не влечет утрату названного права педагогических работников. Абзац 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года №3266-1 закреплял право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение, что подтверждено и нормой ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 года №439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшей до 01.09.2013 года), согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного закона.

Действующее законодательство также предоставляет право педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (ч. 8 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ).

Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Размер, условия и порядок предоставления меры социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций определяется Законом Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» от 11.02.2009 года №129-ЗЗК.

Решением Забайкальского краевого суда от 27.05.2013 года были признаны недействующими нормы п. 7. ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона № 129-ЗЗК в той части, в которой они касаются пенсионеров из числа соответствующей категории педагогических работников, и в той мере, в которой они не распространяются на членов их семей и допускают ограничение предоставления социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления) и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

Определением судебной коллегии Верховного Суда РФ от 18.09.2013 года решение Забайкальского краевого суда оставлено без изменения.

Законом Забайкальского края «О внесении изменений в Закон Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае» от 01.04.2014 года №948-ЗЗК, вступившим в силу 19.04.2014 года Закон №129-ЗЗК был приведен в соответствие с федеральным законодательством.

При этом, ссылку представителя ответчика о том, что основания для перерасчета материальному истцу с 18.09.2013 года по 18.04.2014 года отсутствуют, поскольку изменения, вносимые в закон Забайкальского края в части предоставления компенсации расходов по оплате жилого помещения, отопления (приобретения твердого топлива), освещения пенсионерам из числа педагогических работников действуют с 19.04.2014 года и Законом №129-ЗЗК не предусмотрен перерасчет компенсации с момента вступления в силу решения Забайкальского краевого суда, суд находит несостоятельной, поскольку право материального истца на предоставление мер социальной поддержки не должно ставиться в зависимость от процедуры внесения изменений в законодательные акты субъекта Российской Федерации и должны применяться именно со дня вступления в законную силу судебного акта, в данном случае решения Забайкальского краевого суда от 27.05.2013 года, которым были признаны недействующими нормы п. 7. ч. 1 и ч. 2 ст. 5 Закона № 129-ЗЗК в той части, в которой они касаются пенсионеров из числа соответствующей категории педагогических работников, и в той мере, в которой они не распространяются на членов их семей и допускают ограничение предоставления социальной поддержки по оплате за жилое помещение, отопление (теплоснабжение, в том числе доставку твердого топлива при наличии печного отопления) и освещение пределами регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, устанавливаемыми высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с Положением о Министерстве социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 26.03.2014 года № 122 (далее – Положение), Министерство социальной защиты населения Забайкальского края (далее – Министерство) является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в сфере оказания государственной социальной помощи, социального обслуживания населения Забайкальского края социальной зашиты инвалидов, социальных выплат и пр.

В целях обеспечения реализации указанных полномочий и в соответствии с пунктом 10.14.25 Положения, Министерство осуществляет предоставление мер социальной поддержки пенсионерам из числа педагогических работников образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающих в сельских населенных пунктах, поселках городского типа (рабочих поселках) Забайкальского края и имеющих общий стаж работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет, при условии, что на момент выхода на пенсию им предоставлялись меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, и педагогическим работникам образовательных организаций Забайкальского края, муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), в соответствии с Законом Забайкальского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Забайкальском крае».

При изложенных обстоятельствах, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Таким образом, учитывая изложенное, суд полагает требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края подлежащими удовлетворению.

На основание изложенного руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Могойтуйского района Забайкальского края в интересах Ц. к Государственному казенному учреждению «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края о возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации, удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края произвести Ц. перерасчет и выплату денежной компенсации расходов на оплату твердого топлива для отопления жилого помещения и освещения, исходя из размера жилых помещений, за период с 18.09.2013г. по 18.04.2014г.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подаче апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Читы.

Судья Копеистова О.Н.

Решение изготовлено в мотивированной форме 20 июня 2016 года.

Подлинный документ находится в материалах гражданского дела 2-4189-16 Центрального районного суда г. Чита