З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 года г. Киреевск Тульской области
Киреевский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Семеновой Т.Е.,
при секретаре Ивановой Н.В.,
с участием истца Ломинцевой Г.И.,
представитель истца Портовой О.В. по доверенности Гордеева В.В.,
представителя администрации м.о. Киреевский район по доверенности Бирюковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-418/17 по иску Ломинцевой Г.И., Портовой О.В. к администрации м.о. Приупское Киреевского района Тульской области о признании права на получение жилья в рамках адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства м.о. Приупское Киреевского района на 2013-2017 гг.,
у с т а н о в и л:
на основании свидетельства о праве на наследство от 13.09.1996 г. <адрес> принадлежит Ломинцевой Г.И., которой была передана в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО7, последовавшей 07.02.1996 г.
Квартира 2 по вышеуказанную адресу, общей площадью 41,6, в том числе жилой - 29,7, до 2008 года находилась в муниципальной собственности, в хозяйственном ведении МУП «Жилищник», в которой с 18.01.1991 г. проживал ФИО8, являвшийся нанимателем квартиры.
21.10.2008 г. ФИО8 обратился в МУП «Жилищник» Киреевского района Тульской области с заявлением о передаче ему в собственность вышеуказанной <адрес> в <адрес>.
Согласно техническому паспорту, изготовленному БТИ г. Киреевска Тульской области по состоянию на 17.08.1974 г., <адрес> (лит.А 2 по плану БТИ) по <адрес>, состоит из двух квартир: 1 - общей площадью 38,1 кв.м, и 2 - общей площадью 41,6 кв.м. В ситуационном плане техпаспорта имеется отметка сотрудника БТИ о том, что в <адрес> на 03.12.2008 г. изменений нет.
17.11.2008 г. ФИО8 в Киреевском отделении Тульского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» выдан кадастровый паспорт на часть здания, в котором в п. 1.1. наименование объекта недвижимого имущества указано, как «часть жилого дома (<адрес>)». Общая площадь помещения указана 41,6 кв.м.
Из договора передачи №, заключенного администрацией м.о. Киреевский район 30.10.2008 г., следует, что ФИО8 передана в собственность в порядке приватизации часть жилого <адрес> (лит. А), инвентарный № (<адрес>), общей площадью 41,6 кв.метров, в том числе жилой - 29,7 кв.метров, лит. а1, площадью 10,8 кв.м, по <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16.12.2008 г. сделана запись регистрации - № (свидетельство о государственной регистрации права № от 16.12.2008 г.).
Согласно письму МУП «Жилищник», отделом приватизации МУП «Жилищник» г. Киреевска при передачи <адрес> по адресу: <адрес><адрес>, <адрес>, - по договору передачи № от 30.10.08г. были проведены и соблюдены условия приватизации жилых помещений, установленные абз. 1 ст. 2, абз. 2 ст. 7 и ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. №.
Согласно акту межведомственной комиссии администрации м.о. Киреевский район от 27.08.2001 года, составленному по результатам обследования дома по адресу: <адрес><адрес>, - находящегося в муниципальной собственности, в хозяйственном ведении МУП «ЖКХ «Приупское», построенного в 1957 г., состоящего из двух квартир, общей площадью 79,7 кв.м, проведение капитального ремонта в доме невозможно, в связи с чем его следует признать ветхим.
Постановлением администрации м.о.Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 года № дом истцов, среди других домов, расположенных на территории указанного муниципального образования, признан непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, санитарных требований.
15.01.2016 г. между ФИО8 и Портовой О.В. заключен договор купли-продажи части жилого дома (<адрес>), назначение: жилое, общей площадью 41,6 кв.м, этаж 1, адрес (местонахождение) объекта: <адрес><адрес>, <адрес>, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.01.2016 г. сделана запись регистрации №, новому правообладателю выдано свидетельство о государственной регистрации права.
На государственном кадастровом учете вышеуказанное жилое помещение с КН №, в котором расположены квартиры с кадастровыми №№, №, состоит с 06.07.2012 г., как имеющее общую площадь 79,7 кв.м, назначение «многоквартирный дом», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31.01.2017 г. №.
Многоквартирный дом расположен на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности.
На территории Тульской области реализуется региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного фонда в Тульской области на 2013-2017гг» в рамках Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Программа сформирована на основании муниципальных адресных программ, в том числе, программы м.о.Приупское Киреевского района.
Постановлением администрации м.о. Приупское Киреевского района №188 от 20.12.2013 года утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда м.о. Приупское Киреевского района Тульской области на 2013-2017 гг. фонда с учетом необходимости развития многоэтажного жилищного строительства». <адрес><адрес><адрес> имеется в перечне аварийных многоквартирных жилых домов (приложение №1).
Постановлением администрации м.о. Приупское № 173 от 29.11.2016 г. внесены изменения и дополнения в Постановление администрации м.о. Приупское Киреевского района от 20.12.2013 г. № 188 «Об утверждении муниципальной адресной Программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013-2017 гг. с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».
Постановлением администрации м.о. Приупское № 174 от 29.11.2016 г. внесены изменения в указанную Программу, в соответствие с которыми, в частности, жилой дом истцов в Программу не вошел (изменены списки домов, подлежащих переселению).
Письмом № от 06.02.2017 г. администрация м.о. Приупское сообщила Портовой О.В., что в программу включаются многоквартирные дома, признанные ветхими и аварийными до 01.01.2012г., однако из предоставленных истцами документов на принадлежащие им помещения в <адрес> в <адрес><адрес>, следует, что здание не является многоквартирным, так как в его состав входит объект права, значащийся как часть жилого дома (<адрес>), при этом многоквартирный жилой дом может состоять только из квартир.
Ломинцева Г.И. и Портова О.В. обратились в суд иском к администрации м.о. Приупское Киреевского района Тульской области, в котором просили обязать ответчика включить Ломинцеву Г.И. и Портову О.В. в Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда муниципального образования Приупское Киреевского района, реализуемую в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», признать за Ломинцевой Г.И. право на получение жилого помещения (отдельную квартиру) равнозначного по общей площади (не менее 38,1 кв. м), занимаемому ранее, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям в соответствии с муниципальной адресной Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013- 2017 гг.; признать за Портовой О.В. право на получение жилого помещения (отдельную квартиру), равнозначного по общей площади (не менее 41,6 кв.м), занимаемому ранее, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям, в соответствии с муниципальной адресной Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013- 2017 гг. В обосновании заявленных требований сослались на вышеуказанные обстоятельства, так же указали с момента оформления права собственности на квартиры истцы регулярно и своевременно производили оплату коммунальных платежей за квартиры, задолженностей по квартплате не имеется. Вышеуказанный многоквартирный дом, в котором расположены обе квартиры истцов, является непригодным для проживания и признан ветхим и аварийным. В настоящее время отменена оплата коммунальных платежей за <адрес> по данному адресу, производится только оплата за потребление электроэнергии. В настоящий момент им стало известно, что <адрес> в <адрес>, был исключен из программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда муниципального образования <адрес>, что подтверждается письмом главы администрации м.о. Приупское Киреевского района ФИО9 от 06.02.2017 г. №, выданного Портовой О.В. Данный отказ считают незаконным и необоснованным.
В судебном заседании истец Ломинцева Г.И. свои требования поддержала, просила иск удовлетворить.
Истец Портова О.В. не явилась, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещена, представляющий ее интересы на основании доверенности Гордеев В.В. в судебном заседании требования своего доверителя поддержал по основаниям, изложенным в иске. Портова О.В. представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутсвие.
Ответчик администрация м.о. Приупское Киреевского района в суд своего представителя не направил, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен, заявлений не представлено. Ранее в своем заявлении от 03.04.2017 года указывал, что данный ответчик исковые требования не признает.
Третье лицо, привлеченное к участию в деле в порядке ст. 43 ГПК РФ, администрация м.о. Киреевский район в лице представителя по доверенности Бирюковой Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указав, что истцы не оспорили действий администрации м.о. Приупское по исключению жилого дома из программы.
На основании ст. 233 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в заочном порядке.
Разрешая заявленные требования в пределах, установленных ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд исходит из следующего.
Согласно пункту «к» части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий был принят Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
Статьей 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определен перечень условий предоставления муниципальным образованиям финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд).
Пунктом 11 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» установлено, что Фонд предоставляет финансовую поддержку за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденной в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, - в случае подачи заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Согласно части 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Такой порядок и основания определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, которым утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
В силу пункта 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в данном Положении требованиям.
В соответствии с п. 2 ст. 15 ныне действующего ЖК РФ жилое помещение должно быть пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
ЖК РФ к жилым помещениям относит: жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату (ст. 16 ЖК РФ), - при этом, квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Из приведенных правовых норм следует, что квартирой, как объектом гражданских прав, может быть жилое помещение, обладающее признаками, указанными в ст.16 ЖК РФ, а также санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Ранее действовавший ЖК РСФСР подобных норм не содержал, однако в его ст. 7 указывалось, что жилые дома и жилые помещения предназначаются для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитий. Нормы аналогичного смысла содержат также действовавшие на 28.11.2001 года ст. ст. 288-289 ГК РФ
Порядок отнесения жилых домов и помещений к непригодным для постоянного проживания на момент заключения истцом договора передачи устанавливался Положением об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденным приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985 года №529.
Согласно п. 2.2 указанных Правил, к непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся: каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%.
Как следует из обстоятельств дела, постановлением администрации м.о.Киреевский район Тульской области от 10.09.2001 года №787 дом истцов признан непригодными для постоянного проживания с учетом физического износа, повреждений несущих конструкций, санитарных требований.
Спорный жилой дом был включен в муниципальную адресную программу переселения.
Как следует из положений Федерального закона от 21.07.2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию ЖКХ», государственной программы ТО «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Тульской области», муниципальные программы переселения издаются с целью разработки нормативной правовой базы для переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, формирования финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем, привлечения областной финансовой поддержки для консолидации с бюджетными средствами муниципального образования. Программа предусматривает поэтапное решение проблемы с учетом бюджетного финансирования всех уровней.
Данные нормативные акты, а также представленная суду Программа переселения м.о. Приупское (с учетом изменений), не содержит норм жилищного законодательства.
Согласно Программе по переселению м.о. Приупское на 2013-2017 годы, ее основной задачей является обеспечение граждан м.о. Приупское, проживающих в аварийном жилищном фонде, признанном таковым на 01.01.2012 года и являющимся для них единственным местом проживания, благоустроенным жильем. Этим требованиям дом истцов на момент включения в программу дом истцов отвечал. Никаких дополнительных условий для включения в Программу в ней не содержится и иными нормативными актами не устанавливалось.
Как следует из содержания письма ответчика от 06.02.2017 г. №, дом истцов был исключен из Программы лишь в связи с тем, что он утратил статус многоквартирный.
Согласно п. 5 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47), жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем; квартира - структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также из помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении;
В п.6 названного документа указано, что многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Также требования к домам жилым одноквартирным установлены СНиП 31-02-2001. П.1 приложения Б к данному документу установлено, что жилой дом одноквартирный – это дом, предназначенный для постоянного совместного проживания одной семьи и связанных с ней родственными узами или иными близкими отношениями людей. Как видно из п.3.1 Приложения, в случае с одноквартирными домами помещения, помещения в нем (кухни, комнаты) представляют собой пространство внутри дома, ограниченные строительными конструкциями.
Суд установил, что на момент включения в программу переселения дом истцов являлся двухквартирным. В судебном порядке вид жилого помещения никто из сособственников не изменял, до настоящего времени в собственности одного из истцов находится квартира, в собственности другого – часть жилого дома (квартира). Более того, действующее законодательство не предусматривает возможности изменения вида жилого помещения с квартиры на часть жилого дома. Статус жилого дома, как многоквартирный, не прекращен. Дом всегда находился на обслуживании управляющих компаний согласно договорам на техническое обслуживание.
Земельный участок, занимаемый жилым домом, в собственность истцов не оформлялся.
Программа переселения м.о.Приупское, в которую был включен дом истцов, ныне действует.
В 2014 году истцом, а в 2015 году - ФИО8, было дано письменное согласие на переселение в г.Киреевск.
В соответствии с частью 2.2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 данной статьи, в частности, требований об указании перечня многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; сроков переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень.
Решений об исключении дома истцов либо кого-либо одного из них из данной программы, по сути, не принималось. Таким образом, по настоящее время истцы являются законными владельцами жилищного фонда, являющегося аварийным, ранее включенного в программу переселения. На другие основания для исключения из программы ответчик в своих письмах не указал. Таким образом, по сути, ответчик оспаривает право истцов на получение жилья в рамках программы переселения.
В своем иске истцы ставят вопрос о признании за ними права на получение жилья в рамках программы переселения. Данные требования подлежат рассмотрению в рамках гражданского судопроизводства.
Право выбора порядка обращения в суд за защитой своих прав принадлежит истцам, и при установленных обстоятельствах права истцов подлежат восстановлению путем удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Ломинцевой Г.И., Портовой О.В. удовлетворить.
Обязать администрацию м.о. Приупское Киреевского района Тульской области включить Ломинцеву Г.И. и Портовой О.В. в Программу переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда муниципального образования Приупское Киреевского района, реализуемую в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Признать за Ломинцевой Г.И. право на получение жилого помещения (отдельной квартиры), равнозначного по общей площади (не менее 38,1 кв.м) занимаемому ранее, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям в соответствии с муниципальной адресной Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013- 2017 гг.
Признать за Портовой О.В. право на получение жилого помещения (отдельной квартиры), равнозначного по общей площади (не менее 41,6 кв.м), занимаемому ранее, благоустроенное и отвечающее установленным требованиям, в соответствии с муниципальной адресной Программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства муниципального образования Приупское Киреевского района на 2013- 2017 гг.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение 7 дней со дня вручения им копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: