ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/19 от 15.02.2019 Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 февраля 2019 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> Республики Бурятия в составе судьи Кузубовой Н.А., при секретаре Свистунове А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к АО «Улан-Удэ Энерго», АО «Читаэнергосбыт» о признании введения в эксплуатацию общедомового прибора учета незаконным, перерасчете задолженности, пени

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит признать введение в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес> незаконным; обязать произвести перерасчет электроэнергии (ОДН) и пени по ОДН с ДД.ММ.ГГГГ. включительно.

Исковые требования мотивированы тем, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, оснащен общедомовым (коллективным) прибором учета электроэнергии и расчет оплаты за потребленную жильцами электроэнергию производится по показаниям данного прибора учета, который был установлен по инициативе АО «Улан-Удэ Энерго» и введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ Однако, установка и введение прибора учета в эксплуатацию произведена ответчиком с нарушением требований законодательства, а именно без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома. Здание многоквартирного жилого <адрес> сетевой организацией АО «Улан-Удэ Энерго» не обследовалось, техническая возможность установки общедомового прибора учета в соответствии с требованиями Приказа Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ не проверялась. Кроме того, общедомовой прибор учета установлен на уровне второго этажа дома, на высоте около 4-х м., то есть с нарушением Правил устройства электроустановок, утвержденными Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР от ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, установка прибора учета на фасаде дома на высоте 4-х м. препятствует снятию с него показаний представителем собственников помещений многоквартирного дома. Таким образом, прибор учета установлен неправомерно, в связи с чем, он не может быть использован при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электроэнергию на общедомовые нужды.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено АО «Читаэнергосбыт».

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Представитель АО «Улан-Удэ Энерго» ФИО2 исковые требования не признала, суду пояснила, что установка прибора учета и место его установки соответствует требования действующего законодательства. Кроме того, указанный прибор учета включен с Систему АИИСКУЭ – автоматизированная информационно-измерительная система коммерческого учета электроэнергии – совокупность аппаратных и программных средств, обеспечивающих дистанционный сбор, хранение и обработку данных об энергетических потоках в электросетях, что в данном случае не требует визуального снятия показаний электроэнергии. Указала на соблюдение порядка установки прибора учета, так как от имени собственников помещений в допуске прибора учета к эксплуатации участвовал представитель ООО «Паритете плюс», который выступал в качестве обслуживающей организации для оказания услуг по содержанию жилья и текущему ремонту общего имущества данного дома. Дополнительно заявила о пропуске истцом срока исковой давности по признанию введения в эксплуатацию общедомового прибора учета электрической энергии незаконным, поскольку прибор учета был установлен ДД.ММ.ГГГГ и с этого же времени истцу стали предъявлять к оплате расходы за общедомовые нужды исходя из его показаний.

Представитель АО «Читаэнергосбыт» ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы, изложенные представителем АО «Улан-Удэ Энерго».

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, истец является собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). На ее имя открыт лицевой счет .

Из материалов дела следует, в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный <адрес> находился под управлением ООО «Паритет плюс».

В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах (далее Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 261-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 5 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, возложена обязанность до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

Согласно ч. 9 ст. 13 того же Закона с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с частью 10 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении до ДД.ММ.ГГГГ (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.

Из совокупности указанных положений следует, что общедомовые приборы учета должны быть установлены по инициативе собственников многоквартирных домов, на основании соответствующих договоров, регулирующих условия их установки, замены и (или) эксплуатации, составленных в простой письменной форм, с учетом предложений об оснащении многоквартирного дома приборами учета, направляемых организациями, которые осуществляют снабжение или передачу соответствующих энергетических ресурсов. Принудительная установка коллективных приборов учета такой организацией возможна только по истечению срока добровольного исполнения собственниками обязанности по установке и введению в эксплуатацию приборов учета, то есть после ДД.ММ.ГГГГ, согласно ч. 5 ст. 13 Закона об энергосбережении.

В нарушении требования Закона об энергосбережении собственниками помещений многоквартирного дома, в котором проживает истец, обязанность по оснащению дома ОДПУ в установленные законом сроки не исполнена.

Как видно из материалов дела, установка общедомового прибора учета осуществлена по инициативе ОАО «Улан-Удэ Энерго» ДД.ММ.ГГГГ., то есть по истечении срока, предоставленного законом для добровольной его установки собственниками жилых домов. Таким образом, с учетом фактических обстоятельств дела установка коллективного (общедомового) прибора учета электроэнергии в многоквартирном доме истца по инициативе сетевой организации допустима.

В соответствии с п. 137 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", приборы учета должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящем разделе порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

В силу пункта 152 названного Постановления под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.

Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется с участием уполномоченных представителей сетевой организации, гарантирующего поставщика, лица, владеющего на праве собственности или ином законном основании энергопринимающими устройствами, объектами электроэнергетики, к которым непосредственно присоединены энергопринимающие устройства, собственника прибора учета, собственника энергопринимающих устройств.

При допуске в эксплуатацию общедомового (коллективного) прибора учета, установленного на границе раздела централизованных электрических сетей и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома в состав комиссии должен входить уполномоченный представитель исполнителя коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива, а при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме - уполномоченный представитель лица, привлекаемого собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту внутридомовых электрических систем.

Судом установлено, что нарушений установленного порядка оснащения многоквартирного <адрес>, сетевой компанией не было допущено, при допуске прибора учета в эксплуатацию принимал участие представитель управляющей организации. При этом модель установленного прибора учета – <данные изъяты>, позволяет осуществлять снятие показаний дистанционным способом и поддерживает работоспособность при низких температурах атмосферного воздуха. К тому же возможность ознакомления собственников с показаниями прибора учета дома не исключается.

Вопреки доводам иска, поскольку прибор учета установлен после истечения срока, предоставленного Законом об энергосбережении для добровольной его установки собственниками дома, согласие собственников дома в данном случае на установку ОДПУ не требовалось.

Факт признания многоквартирного <адрес> аварийным и подлежащим сносу, не исключает возможности установления на указанный дом ОДПУ и принятие его показаний для начисления платы до признания его таковым.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оснований для признания установки и введения общедомового прибора учета незаконным не имеется, в связи с чем установленный на многоквартирный <адрес> общедомовый прибор учета может применяться сетевой компанией для расчетов с поставщиком электроэнергии.

Кроме того, приходя к выводу об отказе в удовлетворении требований о признании установки прибора учета незаконной, суд исходит из того, что оснований для удовлетворения иска не имеется, поскольку истицей пропущен срок исковой давности, о применении которого заявил представитель ответчика в ходе рассмотрения дела.

Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

В силу п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

Правила определения момента начала течения исковой давности установлены ст. 200 ГК РФ, согласно п. 1 которой течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как подтверждается материалами дела, прибор учета был введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, о чем истец не могла не знать, поскольку гарантирующим поставщиком производились начисления платы по электроэнергии, предоставленной на ОДН, исходя из показаний ОДПУ. К тому же как следует из пояснений истца, в связи с необоснованным начислением завышенных сумм она неоднократно обращалась с жалобами по факту нарушения ее прав.

При том, что исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ Соответственно, срок исковой давности истцом по требованию о признании введения в эксплуатацию общедомового прибора электроэнергии на сетях многоквартирного <адрес> незаконным пропущен. При таких обстоятельствах, требования в указанной части подлежат отклонению также и по мотиву пропуска срока исковой давности.

Также суд не усматривает оснований для проведения перерасчета по задолженности оплаты электроэнергии, предоставленной на ОДН, в пределах срока исковой давности, по следующим основаниям.

В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.

В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.

Согласно п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354, потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).

В силу части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Согласно действующей редакции указанной статьи, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги, в том числе и за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, ресурсоснабжающим организациям.

Из изложенного следует, что порядок оплаты коммунальных услуг в многоквартирном доме зависит от выбранного жильцами способа управления, а право начисления и взимания платы за предоставленные собственникам, нанимателям помещений многоквартирных домов коммунальные услуги, принадлежит лицу, в том числе ресурсоснабжающей организации, на основании принятого в установленном законом порядке решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги конкретной ресурсоснабжающей организации.

По сведениям официального сайта Реформа ЖКХ, в период с ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный <адрес> находился под управлением ООО «Паритет плюс». После прекращения деятельности по управлению домом указанной управляющей организацией, жильцы дома другую управляющую организацию не выбрали, иной способ управления домом не определили, следовательно, с ДД.ММ.ГГГГ. многоквартирный дом находится на непосредственном способе управления.

Таким образом, с учетом положений жилищного законодательства, с ДД.ММ.ГГГГ. у ответчика имеется право на начисление и взимание с собственников помещений вышеуказанного многоквартирного дома платы за электроэнергию, предоставленную на ОДН.

Принимая во внимание, что обстоятельства, указанные истцом в качестве основания для перерасчета задолженности по оплате электроэнергии, предоставленной на ОДН, в ходе судебного заседания не признаны судом в качестве таковых, учитывая, что об иных обстоятельствах, свидетельствующих о незаконности начисления ответчиком платы исходя из показаний ОДПУ истцом не заявлено и судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к АО «Улан-Удэ Энерго», АО «Читаэнергосбыт» о признании введения в эксплуатацию общедомового прибора учета незаконным, перерасчете задолженности, пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Н.А. Кузубова