ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/2013 от 19.08.2013 Николаевского районного суда (Ульяновская область)

дело № 2-418/2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 августа 2013 года         р.п. Николаевка

Николаевский районный суд Ульяновской области в составе

председательствующего судьи Зеленцовой И.А.,

с участием прокурора Вдовина П.А.

при секретаре Митиной О.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Николаевского района Ульяновской области в защиту неопределенного круга лиц к Муниципальному предприятию «Сантеплотехсервис» о признании незаконными действий по установлению и взиманию с граждан платы за опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения,

установил:

    В суд обратился прокурор, просит признать незаконными действия МП «Сантеплотехсервис» по установлению и взиманию с граждан платы за опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения, по следующим основаниям.

Прокуратурой Николаевского района проведена проверка исполнения муниципальным предприятием Николаевского городского поселения «Сантеплотехсервис» законодательства, регламентирующего предоставление коммунальных услуг гражданам, в ходе проверки выявлены факты нарушений, требующие прокурорского вмешательства.

Согласно пункту 2.2 Устава муниципального предприятия «Сантеплотехсервис»(далее МП «Сантеплотехсервис») предметом деятельности данного предприятия является распределение воды, удаление и обработка сточных вод. Также МП «Сантеплотехсервис» оказываются услуги по опломбированию индивидуальных приборов учёта воды. За предоставление вышеуказанной услуги МП «Сантеплотехсервис» с граждан взимается плата в размере 385, 00 рублей.

Согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).

Учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки. При этом исполнитель обязан начиная со дня, следующего за днем ввода прибора учета в эксплуатацию, осуществлять расчет размера платы за соответствующий вид коммунальной услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета.

Согласно ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 № 416 «О водоснабжении и водоотведении» приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.

В соответствии с п.2.12.5 и п.2.12.18 Правил технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденных приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 №168, приборы, служащие для учета, подачи и реализации воды, должны быть своевременно предъявлены госповерителю и опломбированы. При этом задачами службы учета и реализации воды являются организация учета и контроля подачи и реализации воды, организация или осуществление поверки и ремонта расходомеров и счетчиков воды.

Согласно ч.2,3 ст. 16 Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 « О защите прав потребителей» запрещается обуславливать приобретение одних товаров

(работ, услуг) запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Продавец (исполнитель) не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные работы, услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от продавца (исполнителя) возврата уплаченной суммы.

    Исходя из вышеизложенного действующим законодательством предусмотрена обязанность собственников жилых домов и помещений в многоквартирном доме за свой счет установить, производить своевременную замену, обеспечить надлежащую эксплуатацию индивидуальных приборов учета, сохранность на них пломб. Обязанность собственников жилых домов и помещений вносить плату за опломбирование индивидуальных приборов учета воды действующим законодательством не предусмотрена. Требуя с потребителей оплату работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги нарушение приведенных правовых норм.

Освобождение потребителей от оплаты данной услуги позволит защитить их нарушенные права. Определить потребителей, права которых уже нарушены необоснованным требованием ответчика невозможно в связи с тем, что далеко не все потребители обратились в прокуратуру района. Определить потребителей, права которых могут быть нарушены, которые в будущем обратятся в МП «Сантеплотехсервис на предмет регистрации прибора учета воды (счетчика), также не представляется возможным. Указанная ситуация затрагивает неопределенный круг лиц, в связи с чем нарушены права неопределенного круга потребителей, выразившиеся в навязывании потребителям дополнительной платной услуги по опломбированию приборов учета воды.

В судебном заседании прокурор поддержал иск по тем же основаниям.Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, представил возражения на иск прокурора следующего содержания. Утверждение прокурора о том, что МП «Сантеплотехсервис» отказывает услуги по опломбированию индивидуальных приборов учета воды и взимает за предоставление данной услуги с граждан плату в размере 385,00 руб., не соответствует действительности. Директором утверждена калькуляция стоимости услуг за ввод в эксплуатацию прибора учета и снятие показаний на территории МО Николаевское городское поселение на 2013 года. Данная калькуляция согласована с главой администрации МО Николаевское городское поселение. Таким образом, МП «Сантеплотехсервис» оказывает услуги не по опломбированию ИПУ, а по вводу в эксплуатацию ИПУ, то есть за документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги (п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354). В исковом заявлении указывается, что требуя с потребителей оплаты работ по опломбированию приборов учета, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, тем самым нарушае требования п.п. 2, 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей». На самом же деле, ответчик оказывает услуги по вводу в эксплуатацию ИПУ по заявкам потребителей, который документально оформляется соответствующим актом, подтверждающим готовность средств измерений к использованию по назначению. Правила не прописывают, за чей счет должен производиться ввод в эксплуатацию ИПУ. Поскольку, МП «Сантеплотехсервис» не оказывает платные услуги по опломбированию ИПУ, не имеется никаких оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о признании незаконными действий МП «Сантеплотехсервис» по установлению и взиманию с граждан платы за опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения.

    Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства, суд находит иск прокурора обоснованным, подлежащим удовлетворению.

    Как следует из материалов дела на 2013 год, директором МП «Сантеплотехсервис» утверждена калькуляция стоимости услуг по опломбированию счетчиков холодной воды на территории МО Николаевское городское поселение, стоимость услуг составляет 385,00 рублей(л.д.16).

В силу Закона РФ "О защите прав потребителей" жители МО Николаевское городское поселение, в чьих интересах прокурором предъявлен настоящий иск, являются потребителями жилищно-коммунальных услуг, в том числе услуг холодного водоснабжения и используют данные услуги исключительно для личных, семейных и домашних нужд.

Согласно п. 81 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах", утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Частями 2 и 4 ст. 154 ЖК РФ также не предусмотрено платность оформления прибора учета для потребителя.

Согласно п. 5 ст. 20 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" следует, что приборы учета воды опломбируются организациями без взимания платы с абонента.

Судом установлено, что МП «Сантеплотехсервис» оказывает услуги по опломбированию счетчиков холодной воды жителям МО Николаевское городское поселение, за оказание данной услуги взимает плату в размере 385,00 рублей. Учитывая вышеуказанные нормы права, полагаю, что действия ответчика по взиманию с граждан платы за опломбирование счетчиков холодной воды на территории МО Николаевское городское поселение незаконны, иск прокурора подлежит удовлетворению.

     Суд отклоняет доводы ответчика о том, что ими оказываются услуги за ввод в эксплуатацию прибора учета и снятие показаний со ссылкой на калькуляцию стоимости услуг за ввод в эксплуатацию прибора учета и снятие показаний на территории МО Николаевское городское поселение от 03.06.2013года(л.д.54), поскольку, во–первых, данная калькуляция утверждена 03.06.2013года, во-вторых, представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что по данной калькуляции их работники среди прочих работ, пломбируют счетчики холодной воды в домах жителей поселения.

    В соответствии со статьей 12, 56, с пунктом 3 статьи 196 ГПК РФ суд рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, суд дает оценку тем доводам и доказательствам, которые суду стали известны во время судебного разбирательства. Обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах по гражданскому делу, что разъяснено сторонам.

Иных доказательств, опровергающих выводы суда, суду не представлено. Доводы, приведенные ответчиком в судебном заседании, возражениях на иск прокурора, подлежат отклонению, как основанные на ином толковании правовых норм.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей, т.к. прокурором подано исковое заявление неимущественного характера и иск предъявлен в защиту неопределенного круга лиц-жителей муниципального образования Николаевское городское поселение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 12,56, 103, 194-197, 199, 321 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Николаевского района Ульяновской области удовлетворить.

Признать незаконными действия МП «Сантеплотехсервис» по установлению и взиманию с граждан платы за опломбирование индивидуальных приборов учета водоснабжения.

Взыскать с МП «Сантеплотехсервис» в бюджет муниципального образования Николаевский район государственную пошлину 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы или представления через Николаевский районный суд.

Председательствующий судья И.А. Зеленцова.

23.08.2013года принято решение в окончательной форме.