ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/2014 от 08.05.2014 Санкт-петербургского гарнизонного военного суда (Город Санкт-Петербург)

 Дело № 2 – 418/2014

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 8 мая 2014 года                                                                                  Санкт-Петербург

 Санкт–Петербургский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Чупринина Е.А., при секретаре судебного заседания Ушковой Ю.В., с участием представителя № <данные изъяты> военного представительства Министерства обороны Российской Федерации (далее – № <данные изъяты> ВП МО РФ) <данные изъяты> Орешина Р.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в расположении суда гражданское дело по заявлению Кузина Е. А., предъявленного в интересах <данные изъяты> Кузина А. Е. к начальнику № <данные изъяты> ВП МО РФ и руководителю Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» (далее – ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК) об оспаривании действий, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г.,

 УСТАНОВИЛ:

 Кузин Е.А. обратился в суд с заявлением, предъявленным в интересах Кузина А.Е., в котором просил:

 - признать незаконным решение начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ об отказе в выплате Кузину А.Е. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г.;

 - обязать начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ направить документы в ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК;

 - обязать начальника ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО РК выплатить Кузину А.Е. денежную компенсацию за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г.

 Согласно заявления, Кузин А.Е. был досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее - ОШМ) и исключен из списков л/состава № <данные изъяты> военного представительства МО РФ, где состоял в распоряжении начальника. В последствии дата исключения заявителя из списков л/с части была изменена на 26.03.2013 года. По указанную дату с ним был произведен полный расчет, в том числе ему была выплачена компенсация за поднаем жилого помещения по 26 марта 2013 года.

 Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного cyда от 5 июня 2013 года и определением Ленинградского окружного военного суда от 17 сентября 2013 года Кузин А.Е. был восстановлен на военной службе и в списках л/с части. Приказом Статс-секретаря - заместителя МО РФ N 510 от 23 декабря 2013 года он назначен <данные изъяты> № <данные изъяты> военного представительства МО РФ (г. <адрес>).

 31 января 2014 года Кузин А.Е. прибыл в № <данные изъяты> ВП МО и обратился с рапортом к начальнику № <данные изъяты> ВП МО РФ о выплате ему компенсации за поднаем жилого помещения. К рапорту он приложил необходимые документы, в том числе копию договора краткосрочного найма жилого помещения, заключенного на период с 30 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года. Копия предыдущего договора, который действовал в период с 31 мая 2012 года по 30 апреля 2013 года, имелась в воинской части, как приложение к его предыдущему рапорту, на основании которого ему ранее выплачивалась компенсация за поднаем жилого помещения.

 В удовлетворении данного рапорта ему было отказано, и в этот же день он получил предписание об убытии к новому месту военной службы - № <данные изъяты> военное представительство МО РФ (<адрес>).

 С отказом в удовлетворении рапорта он не согласен, данные действия полагает незаконными и нарушающими права Кузина А.Е.

 Представитель № <данные изъяты> ВП МО РФ в удовлетворении заявленных требований просил отказать, и в обоснование своей позиции, со ссылками на нормы действующего законодательства указал, что заявитель был уволен с военной службы и исключен из списков л/с части, поэтому потерял связь с ВС РФ. Для производства ему оспариваемой выплаты Кузин А.Е. должен был подать новый, оформленный в соответствии с действующим законодательством рапорт, а также поданы необходимые документы, в том числе решение ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» (далее - ЗРУЖО МО РФ) о признании его нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением. Данные обстоятельства были разъяснены заявителю, о чем он сделал надпись на своем рапорте от 31 января 2014 года.

 В связи с вышесказанным, оснований для издания приказа о выплате Кузину А.Е. оспариваемой денежной компенсации за найм жилого помещения не было.

 Кроме того, на момент подачи заявления об оспаривании незаконных действий должностного лица заявитель является военнослужащим № <данные изъяты> ВП МО РФ, <адрес>, но рапорт на имя начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ о выплате денежной компенсации за поднаём жилого помещения с 27 марта 2013 года по 31 января 2014 года <данные изъяты> Кузин А. Е. не подавал. Поскольку Кузин А. Е. в данный момент является военнослужащим другого военного представительства, обращаться с рапортом он должен к своему командиру.

 Оспариваемая компенсация не относится к денежному довольствию и, следовательно, к ней не относится правило обеспечения денежным довольствием по день исключения из списков в/ч. Эта компенсация выплачивается со дня найма жилого помещения, следовательно, военнослужащий имеет право обратиться за выплатой компенсации за поднаём жилого помещения к своему действующему начальнику, при этом приложив к надлежаще написанному рапорту все необходимые документы.

 Помимо этого, представитель № <данные изъяты> ВП МО РФ указал, что для установления права заявителя на получение оспариваемой выплаты следует проверить факт платы за наём жилого помещения, т.к. договоры найма заключены предположительно с родственником, факт постоянного нахождения и фактического проживания в г. Санкт-Петербурге, а также предоставить копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи заявителя, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.

 Представитель ФКУ «УФО МО РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» в судебное заседание не прибыл, причин неявки не сообщил, представил в адрес суда возражения, в которых просил в удовлетворении требований отказать, так как в ФКУ «УФО МО РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» не поступали соответствующие приказы начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ, и поэтому оснований для производства оспариваемых выплат не имелось.

 Выслушав объяснения лица, участвующего в деле, исследовав материалы дела и письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

 Согласно выписке из приказа Министра обороны РФ №79 от 04 февраля 2013 года, <данные изъяты> Кузин А.Е. досрочно уволен с военной службы в связи с ОШМ и приказом МО РФ N № <данные изъяты> от 18 марта 2013 года с 25 марта 2013 года исключен из списков л/состава № <данные изъяты> ВП МО РФ, где он состоял в распоряжении начальника указанного военного представительства.

 Приказом МО РФ № № <данные изъяты> от 27 июня 2013 года дата исключения его из списков л/с части была изменена на 26 марта 2013 года. По указанную дату, как следует из заявления, с Кузиным А.Е. был произведен полный расчет, в том числе ему была выплачена компенсация за поднаем жилого помещения по 26 марта 2013 года.

 Во исполнение решения Санкт-Петербургского гарнизонного военного cyда от 5 июня 2013 года и определения Ленинградского окружного военного суда от 17 сентября 2013 года, приказами Министра обороны РФ издал N № <данные изъяты> и N № <данные изъяты> от 12 декабря 2013 года, были отменены как незаконные приказы о досрочном увольнении заявителя с военной службы и его исключении из списков л/с части.

 Приказом Статс-секретаря - заместителя Министра обороны РФ N № <данные изъяты> от 23 декабря 201 3 года он назначен инженером № <данные изъяты> военного представительства МО РФ (<адрес>). 31 января 2014 года он получил предписание начальника отдела военного комиссариата г. Санкт-Петербург по Адмиралтейскому и Кировскому районам о прибытии в распоряжение начальника № <данные изъяты> военного представительства МО РФ для прохождения службы (подтверждается копией предписания).

 Как следует из материалов дела, в этот же день Кузин А.Е., на основании данного предписания прибыл в № <данные изъяты> ВП МО РФ и обратился с рапортом к начальнику № <данные изъяты> ВП МО РФ о выплате ему компенсации за поднаем жилого помещения в размере по <данные изъяты> рублей ежемесячно. Доказательств того обстоятельства, что к рапорту были приложены необходимые документы, в том числе копия договора краткосрочного найма жилого помещения, заключенного на период с 30 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года, как это указано в заявлении, суду представлено не было. На рапорте имеется надпись заявителя о том, что ему разъяснен порядок обращения по поводу выплаты оспариваемой компенсации.

 В тоже время, в судебном заседании установлено, что в настоящее время в № <данные изъяты> ВП МО РФ имеется копия договора краткосрочного найма жилого помещения, заключенного Кузиным А.Е. на период с 30 апреля 2013 года по 31 марта 2014 года, а также иные документы, на основании которых выплата компенсации за поднаем жилого помещения осуществлялась заявителю до его исключения из списков л/с части.

 Из выписки из приказа командира в/ч № <данные изъяты> № <данные изъяты> от 31 января 2014 г. следует, что Кузин А.Е. с 31 января 2014 г. исключен из списков № <данные изъяты> ВП МО РФ. Следовательно, на момент обращения с рапортом о выплате компенсации найма жилого помещения, он являлся военнослужащим № <данные изъяты> ВП МО РФ.

 В судебном заседании также установлено, что соответствующий приказ об установлении заявителю оспариваемой выплаты командованием № <данные изъяты> ВП МО РФ не издавался, то есть фактически в удовлетворении названного рапорта от 31 марта 2014 года ему было отказано. В этот же день Кузин А.Е. получил предписание об убытии к новому месту военной службы - № <данные изъяты> военное представительство МО РФ (<адрес>).

 Согласно ответов на запрос суда ЗРУЖО МО РФ, выписки из протокола заседания 112 региональной жилищной комиссии ВП МО РФ в Санкт-Петербурге и распечатки с сайта КЭУ ЛенВО МО РФ, Кузин А.Е. был признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением с 22 сентября 2010 г., состоял на соответствующем учете, служебным жилым помещением в Санкт-Петербурге не обеспечивался.

 Как следует из копий договоров найма жилого помещения и Свидетельства о государственной регистрации права, заявитель в оспариваемый период снимал жилое помещение по адресу СПб, наб. Крюкова к-на, <адрес>, принадлежащее на праве собственности Степановой В.М., за наем которого выплачивал по 15000 руб. в месяц.

 Оценивая изложенные обстоятельства, суд исходит из следующего.

 Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

 В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 военнослужащим в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны РФ в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.

 Во исполнение названного Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 г. был издан Приказ Министра обороны РФ от 16.06.2005 № 235 пункт 14 которого определяет, что выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия к месту военной службы на основании рапорта военнослужащего, в котором указываются: дата начала найма (поднайма) жилья, дата прибытия членов семьи к новому месту военной службы (регистрации по месту жительства или пребывания), наименование населенного пункта, в котором производится наем (поднаем) жилого помещения, размер фактической оплаты за жилое помещение, а также принимается обязательство сообщить командиру воинской части (начальнику организации) о прекращении действия права на получение денежной компенсации или права на получение ее в повышенных размерах, в том числе в случаях поступления членов семьи на военную или правоохранительную службу в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена выплата денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

 В соответствии с п. 11 приказа Министра обороны Российской Федерации N 235 денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту их военной службы.

 Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000 N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" в случае незаконного увольнения с военной службы военнослужащего… он, на основании п. 2 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих", подлежит восстановлению на службе в прежней (или с его согласия - равной или не ниже) должности с возмещением всех причиненных убытков и компенсацией морального вреда.

 Из вышеуказанных судебных постановлений (решения Санкт-Петербургского гарнизонного военного cyда от 5 июня 2013 года и определения Ленинградского окружного военного суда от 17 сентября 2013 года) следует, что заявитель был незаконно уволен с военной службы и исключен из списков личного состава части. После восстановления на военной службе, Кузин А.Е., непосредственно в день прибытия в в/ч и являясь на тот момент, в соответствии правилами Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 N 1237, военнослужащим № <данные изъяты> ВП МО РФ, обратился с рапортом о выплате ему компенсации за найм жилого помещения, невыплата которой была обусловлена его увольнением и исключением из списков личного состава части, то есть фактически поставил вопрос о восстановлении его права, нарушенного незаконным увольнением.

 Из пояснений представителя № <данные изъяты> ВП МО РФ установлено, что до 29 марта 2014 г. каких-либо препятствий для получения заявителем оспариваемой компенсации не имелось, то есть все необходимые документы были им предоставлены, а с названной даты, в связи с поступлением письма из филиала № <данные изъяты> ФКУ «УФО МО РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия», обязательным условием для издания соответствующего приказа об установлении компенсации стало являтся наличие справки ЗРУЖО МО РФ о том, что военнослужащий состоит на учете нуждающихся в обеспечении служебным жилым помещением и копии свидетельства о праве собственности на жилое помещение наймодателя.

 Факт того, что Кузин А.Е. был признан нуждающимся в обеспечении служебным жилым помещением с ДД.ММ.ГГГГ, состоял на соответствующем учете, в том числе в Каменостровской КЭЧ района, служебным жилым помещением в Санкт-Петербурге не обеспечивался, заинтересованным лицом не оспаривается.

 Согласно письменных пояснений представителя заявителя, Кузин А.Е. обращался в ЗРУЖО МО РФ для уточнения вопроса, является ли он нуждающимся в обеспечении служебным жильем, и должностное лицо на основании личного номера заявителя дало ответ, что он стоит на соответствующем учете. С новым пакетом документов, по вопросу признания нуждающимся в обеспечении служебным жильем, Кузин А.Е. в ЗРУЖО МО РФ не обращался.

 Между тем, системное толкование приказов Министра обороны РФ № 1280 от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", № 1455 от 03.11.2010 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации", N 1550 от 18.11.2010 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями", а также Указаний МО РФ №205/2/10 от 13 января 2011 г. позволяет прийти к выводу, что квартирно-эксплуатационные органы обязаны были передать в региональные управления жилищного управления МО РФ документы об обеспечении служебной жилой площадью, в том числе учетные дела военнослужащих, признанных в установленном порядке нуждающимися в получении служебного жилья.

 В соответствии с действующим законодательством, ЗРУЖО МО РФ обязано было поставить Кузина А.Е. на соответствующий учет.

 Сведений о том, что Кузин А.Е. был снят с учета нуждающихся в обеспечении служебной жилой площадью в оспариваемый период, в материалах дела не имеется.

 Кроме того, определением Ленинградского окружного военного суда от 17 сентября 2013 года, которое в силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ является обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации, предписано обеспечить Кузина А.Е. с 26 марта 2013 года всеми видами довольствия.

 Что касается доводов представителя № <данные изъяты> ВП МО РФ о том, что для установления права заявителя на получение оспариваемой выплаты следует проверить факт оплаты за наём жилого помещения, т.к. договоры найма заключены предположительно с родственником, то они в данном случае правового значения не имеют. Согласно, п. 20 приказа Министра обороны Российской Федерации N 235"О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909" при найме (поднайме) жилых помещений у родственников денежная компенсация военнослужащим и членам их семей выплачивается на общих основаниях.

 Статья 9 Гражданского кодекса РФ определяет, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Поэтому факт постоянного нахождения заявителя и его фактическое проживание в Санкт-Петербурге, для разрешения вопроса о выплате компенсации за найм жилого помещения, в данном случае значения также не имеет.

 Поскольку Кузин А.Е. просит компенсировать найм жилого помещения только в отношении его самого, то у него нет обязанности предоставить копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи.

 Таким образом, принимая во внимание изложенные обстоятельства в их совокупности, приведенные правовые нормы и подзаконные акты, следует прийти к выводу о наличии у Кузина А.Е. права на получение оспариваемой компенсации за период его незаконного увольнения с военной службы, а следовательно, заявление Кузина А.Е. является обоснованным и подлежит удовлетворению.

 В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 В целях полного восстановления прав заявителя, суд полагает необходимым и достаточным признать незаконным бездействие начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ по установлению Кузину А.Е. выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27.03.2013 по 31.01.2014., а также обязать его издать приказ об установлении заявителю названной компенсации и направить данные документы в ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК. Кроме того, следует обязать начальника ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО РК по получении из № <данные изъяты> ВП МО РФ выписки из приказа об установлении Кузину А.Е. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27.03.2013 по 31.01.2014, выплатить Кузину А.Е. оспариваемую денежную компенсацию.

 Разрешая вопрос о государственной пошлине, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ взыскивает ее с довольствующего органа в пользу заявителя пропорционально удовлетворенным требованиям.

 Руководствуясь ст.ст. 98, 194-199 и 258 ГПК РФ, военный суд –

 РЕШИЛ:

 Заявление Кузина Е. А., предъявленное в интересах Кузина А. Е. к начальнику № <данные изъяты> ВП МО РФ и руководителю (далее – ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК) об оспаривании действий, связанных с невыплатой денежной компенсации за наем жилого помещения с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г.– удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ по установлению Кузину А.Е. выплаты денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г.

 Обязать начальника № <данные изъяты> ВП МО РФ издать приказ об установлении Кузину А.Е. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г. и направить данные документы в ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО и РК.

 Обязать начальника ФКУ УФО МО РФ по СПб, ЛО РК по получении из № <данные изъяты> ВП МО РФ выписки из приказа об установлении Кузину А.Е. денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 27 марта 2013 г. по 31 января 2014 г., выплатить Кузину А.Е. денежную компенсацию за наем жилого помещения за оспариваемый период.

 Судебные расходы по делу, связанные с оплатой заявителем госпошлины при обращении в суд, возложить на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия» и взыскать с него в пользу Кузина А. Е. государственную пошлину в размере 200 (двухсот) рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через Санкт–Петербургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

 Судья                                                                                                    Чупринин Е.А.