Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 сентября 2014 года с.Волчиха
Волчихинский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Ласукова Е.И.,
при секретаре судебного заседания Клипа В.Г.,с участием помощника прокурора Волчихинского района Алтайского края Гринченко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО8 к участковой избирательной комиссии № 725 Волчихинского района о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в список избирателей,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО2 обратился в суд с заявлением к участковой избирательной комиссии № 725 Волчихинского района о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в список избирателей ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с письменным заявлением в избирательную комиссию муниципального образования Волчихинского района Алтайского края, с просьбой включить меня в список избирателей на один из избирательных участков села Волчиха. Председатель избирательной комиссии муниципального образования Волчихинского района Алтайского края ФИО3 отправила его с письменным заявлением к председателю участковой избирательной комиссии №725 Волчихинского района Алтайского края. В обосновании заявления указал, что он находится в с. Волчиха, Волчихинского района, Алтайского края и в настоящие время в <адрес> не проживает. Основанием для обращения явилось то, что он хотел реализовать свое активное избирательное право по выбору Губернатора Алтайского края.
ДД.ММ.ГГГГ был получен ответ, в котором ему отказано в удовлетворении заявления, поскольку он зарегистрирован по адресу <адрес> ссылаясь на п.6 ст.16 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве». С данным отказом участковой избирательной комиссии №725 Волчихинского района Алтайского края, он не согласен так как фактически он в с. Малышев-Лог, Волчихинского района Алтайского края не проживает с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с учебой в военно-образовательном учреждении <адрес> и работой в <адрес>. В сентябре 2010 году ему стало известно, что дом принадлежавшей бабушке ФИО5 где он был зарегистрирован был продан. В настоящие время он проживает у своей матери, по адресу <адрес>. Сообщения между населенными пунктами <адрес> и <адрес>, осуществляется рейсом «Волчиха - Селевёрстово», один раз в день в 16:30 и возвращается на следующий день в 06:40, останавливаться ему на ночное время в <адрес> негде.
В соответствии с абз.2 ст.5 Федерального закона от 25.06.1993г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации» №5242-1, гражданин Российской Федерации вправе не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.
Согласно п.4 ст.4 Федерального закона от 12.06.2002г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» №67-ФЗ, активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
А также п.4 ст.4 Кодекса Алтайского края от 08.07.2003г. «О выборах, референдуме, отзыве» №35-ЗС, активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в Законодательное Собрание, Губернатора Алтайского края, в органы местного самоуправления.
Тем самым отказом, участковая избирательная комиссия №725 Волчихинского района Алтайского края, нарушает его активное избирательное право избирать Губернатора Алтайского края.
Просит признать незаконными действия об отказе включения его в список избирателей. Обязать участковую избирательную комиссию №725 Волчихинского района Алтайского края включить его в список избирателей на данном участке.
Заявитель ФИО2 в судебном заседании на своих требованиях настаивает.
Представитель заявителя ФИО4 полностью поддержал требования заявителя.
Представитель участковой избирательной комиссии №725 Волчихинского района Алтайского края судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Помощник прокурора Волчихинского района Гринченко Е.В. в судебном заседании считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат. Считает решение участковой избирательной комиссии №725 Волчихинского района Алтайского края законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, суд находит, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который также определяет государственные гарантии осуществления местного самоуправления в Российской Федерации.
Частью 3 статьи 23 указанного Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ предусмотрено, что гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Таким Федеральным законом является Федеральный закон N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" (в дальнейшем - Федеральный закон N 67-ФЗ), который определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 1 статьи 1).
Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа (пункт 4 ст. 4 Федерального закона N 67-ФЗ).
ДД.ММ.ГГГГ участковая избирательная комиссия избирательного участка № рассмотрела заявление гражданина ФИО6 о включении его в список избирателей на избирательном участке №725.В связи с тем, что гражданин ФИО6 имеет постоянную регистрацию по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>, участковая избирательная комиссия избирательного участка № решением от ДД.ММ.ГГГГ отказала ФИО2 о включении его в список избирателей.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ в целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Пунктом 6 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации - города федерального значения, - руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума - военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых - в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, - в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами (п. 4 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ).
Разъясняя данные законоположения, в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указано, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (пункты 2 и 4 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в пункте 17 статьи 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (пункт 5 статьи 17 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ).
Согласно ч.2 ст.16 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме,отзыве, -Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном участке для голосования является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме, народном опросе, отзыве). Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного участка для голосования устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей на участке для голосования по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования.
В соответствии с названными нормами права суд, рассматривая заявленные требования, приходит к выводу о том, что таких предусмотренных законом оснований для включения ФИО2, сохраняющим благодаря регистрации по месту жительства активное избирательное право на участие в выборах, в списки избирателей избирательного участка № <адрес>, не имеется.
Довод жалобы о том, что место жительства заявителя ФИО2 является с.Волчиха, нельзя признать обоснованным, поскольку противоречат указанным выше нормам закона, которые не представляют право участковой избирательной комиссии включать или вносить изменения в списки избирателей по этому основанию.
Кроме того, из статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что под "местом пребывания" и "местом жительства" подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и месту жительства. При этом "место жительства" может означать как "постоянное проживание", так и "преимущественное проживание" и, согласно Закону, не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина Российской Федерации. Вместе с тем Закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания, и по месту жительства. Это распространяется и на заявителя, который зарегистрирован по месту постоянного жительства в <адрес>. В соответствии с частью первой статьи 5 данного Закона временное пребывание за пределами места жительства не влечет за собой снятия с регистрационного учета по месту постоянного или преимущественного проживания. В силу этого наличие регистрации должно рассматриваться в качестве одного из оснований для включения гражданина в список избирателей по месту жительства, что относится и к заявителю. Сам по себе факт отсутствия заявителя на момент составления списков избирателей не по месту его регистрации в <адрес>, не может служить основанием для его включения в список избирателей на избирательном участке <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В требованиях ФИО1 ФИО8 к участковой избирательной комиссии № 725 Волчихинского района о признании незаконным и отмене решения об отказе во включении в список избирателей и обязывании включить в список избирателей на участке № 725 в с. Волчиха Волчихинского района, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Алтайского краевого суда в течение пяти дней, путем подачи жалобы через Волчихинский районный суд.
Судья