ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/2014 от 28.07.2014 Прионежского районного суда (Республика Карелия)

  Дело № 2 - 418/2014

 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

 28 июля 2014 года                                                                                  город Петрозаводск

 Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи:                                                                  Н.Н.Антипиной,
при секретаре:                                                                                                Я.Э. Остерберг,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хрыкиной Е.Ю. к администрации Деревянского сельского поселения, администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании денежных сумм,

 установил:

 Хрыкина Е.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением, мотивируя тем, что является арендатором земельного участка, площадью ... кв. метров, с кадастровым номером №, расположенного в ..., предоставленного под индивидуальное жилищное строительство. хх.хх.хх г. постановлением администрации Деревянского сельского поселения № был утвержден градостроительный план земельного участка, в котором указано, что доступ к участку обеспечивается по проектируемому проезду. Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям сельского поселения.

 Поскольку в настоящее время проезд к земельному участку истца невозможен, хх.хх.хх г. она обратилась к главе Деревянского сельского поселения с заявлением об организации строительства подъезда к арендованному земельному участку, а также с просьбой провести проверку законности ведения гражданами строительных работ на месте проектируемого проезда.

 хх.хх.хх г. она также обратилась в администрацию Прионежского муниципального района РК с заявлением о проведении вышеуказанной проверки. Письмом от хх.хх.хх г. ей было сообщено, что обращение перенаправлено в администрацию Деревянского сельского поселения для рассмотрения по существу в соответствии с компетенцией. Однако в настоящее время ответа от администрации Деревянского сельского поселения ни на одно из обращений не последовало, подъезд к земельному участку не организован.

 Согласно п. № договора № аренды земельного участка от хх.хх.хх г. арендная плата за первый подлежащий оплате период (с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.) составляет ... рублей. Указанная сумма была ею уплачена хх.хх.хх г., что подтверждается квитанцией об оплате. хх.хх.хх г. истцом был уплачен задаток для участия в торгах по продаже права на заключение договора аренды в размере ... рублей, который согласно п. № договора аренды засчитывается в оплату по указанному договору. Соответственно, ею уплачено ... рублей в качестве арендной платы за пользование земельным участком с кадастровым номером №. Однако по настоящее время использовать земельный участок по целевому назначению (строить жилой дом) нет возможности по причине отсутствия доступа к земельному участку.

 Считая свое право нарушенным, Хрыкина Е.Ю. просила: признать незаконным бездействие администрации Деревянского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации проезда к земельному участку с кадастровым номером №; обязать администрацию Деревянского сельского поселения организовать подъезд к земельному участку с кадастровым номером № в течении 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда по данному делу; взыскать с администрации Деревянского сельского поселения денежные средства в размере ... рублей, внесенные в качестве оплаты по договору № аренды земельного участка от хх.хх.хх г.

 В судебном заседании Хрыкина Е.Ю. иск поддержала и пояснила, что не может приступить к фактическому освоению земельного участка в связи с тем обстоятельством, что для осуществления подъезда строительной техники отсутствует доступ к участку, отсутствует улично-дорожная сеть, а для ее строительства отсутствует проектная документация; земельный участок под строительство дороги не формировался и не выделялся. Перед заключением договора она осматривала участок, видела, что к нему отсутствует подъезд. На самом земельном участке и на территории, к нему прилегающей, растут кустарники и деревья.

 Представитель администрации Деревянского сельского поселения Пронин А.В., действующий по доверенности, в судебном заседании иск не признал, пояснив, что автомобильная дорога представляет собой сложный строительно-технический объект, требующий значительных финансовых вложений и разрешительных документов. По Генеральному плану Деревянского сельского поселения не предусмотрено строительство дороги в месте расположения земельного участка истца. Денежных средств, необходимых для проектирования и строительства дороги, в бюджете не заложено. Земельный участок, по которому истец считает, что должен быть организован подъезд от дороги к ее участку, принадлежит на праве собственности гражданину. От центральных автомобильных дорог граждане на территории поселения сами организуют проезды к своим земельным участкам.

 Представитель администрации Прионежского муниципального района РК Веремьева А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив, что администрация района предоставила истцу земельный участок под индивидуальное жилищное строительство, заключив соответствующий договор аренды, а администрация поселения должна осуществить строительство подъезда к земельному участку истца. С хх.хх.хх г. дорожная деятельность будет находиться в полномочиях муниципального района.

 Суд, заслушав истца, представителей ответчиков, исследовав представленные доказательства, находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии со статьей 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

 Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Судом установлено, что между Хрыкиной Е.Ю. и администрацией Прионежского муниципального района РК хх.хх.хх г. заключен договор № аренды земельного участка, площадью ... кв. метров, с разрешенным использованием «под индивидуальное жилищное строительство», с кадастровым номером №, расположенного в .... Договор заключен сроком до хх.хх.хх г. Из акта приема-передачи следует, что претензий по земельному участку при его передаче у Хрыкиной Е.Ю. не имелось.

 Согласно графической части Генерального плана Деревянского сельского поселения, утвержденного Решением Совета Деревянского сельского поселения № сессии № созыва от хх.хх.хх г. № (далее - Генеральный план), земельный участок истца располагается на территории, обозначенной как «№» - зона застройки индивидуальными и блокированными жилыми домами.

 Судом установлено, в том числе на основании объяснений лиц, участвующих в деле, что проект планировки в отношении рассматриваемого района не разработан, транспортная инфраструктура в данной местности фактически отсутствует, земельный участок истца располагается на территории, покрытой древесной и кустарниковой растительностью, вне транспортной доступности.

 Ссылаясь на то обстоятельство, что разработка проектов планировки и обеспечение дорожной деятельности является публичной обязанностью органа местного самоуправления, Хрыкина Е.Ю. обращалась в администрацию Деревянского сельского поселения с соответствующими требованиями, указывая на то, что невыполнение указанной публичной обязанности создает препятствия в реализации возможности приступить к строительству жилого дома на предоставленном в аренду земельном участке.

 Истец полагает, что подобное бездействие администрации Деревянского сельского поселения не соответствует положениям действующего законодательства и создает препятствия к осуществлению права пользования земельным участком в соответствии с его целевым назначением.

 Между тем, судом установлено, что доводы Хрыкиной Е.Ю. о бездействии администрации Деревянского сельского поселения в области дорожной деятельности и реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности являются несостоятельными.

 Действительно, в соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в редакции от 18.07.2011 года) к вопросам местного значения поселения относится, кроме прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона №131-Ф3 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (в редакции Федерального закона от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ) вопросы дорожной деятельности на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

 Согласно части 5 статьи 4 Федерального закона от 27.05.2014 года № 136-ФЗ (ред. от 23.06.2014 года) «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» до 01 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

 Соответственно, администрация Прионежского муниципального района РК, в силу действующего на день рассмотрения гражданского дела законодательства, является ненадлежащим ответчиком, в силу чего в иске к ней должно быть отказано.

 На основании статьи14 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» планирование дорожной деятельности осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления на основании документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог и оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог, долгосрочных целевых программ.

 Применительно к Градостроительному кодексу РФ к документам территориального планирования и градостроительного зонирования относится принятый Генеральный план Деревянского сельского поселения, утвержденный Решением № Совета Деревянского сельского поселения № сессии № созыва от хх.хх.хх г. и Правила землепользования и застройки Деревянского сельского поселения, утвержденные Решением № Совета Деревянского сельского поселения № сессии № созыва от хх.хх.хх г.

 Судом установлено, что срок реализации мероприятий Генерального плана рассчитан на два этапа с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. и с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. При этом, территориальное планирование Деревянского сельского поселения в аспекте развития градостроительной деятельности обеспечивается разработкой и утверждением подготовленной на основании документов территориального планирования поселения документации по планировке территории с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г. г.г. Территориальное планирование Деревянского сельского поселения в аспекте развития транспортной инфраструктуры должно обеспечивать: дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах поселения; создание условий для содержания имущества, предназначенного для обслуживания автомобильных дорог; создание условий для содержания пассажирского транспорта и другого имущества, предназначенного для транспортного обслуживания населения в границах поселения.

 При таких обстоятельствах, суд считает, что на администрацию Деревянского сельского поселения не может быть возложена обязанность по организации подъезда к земельному участку истца в течение 6 месяцев с момента вступления в силу судебного решения.

 Ни в Генеральном плане, ни в Правилах землепользования и застройки Деревянского сельского поселения не запланировано мероприятий по строительству дороги (подъезда) к земельному участку истца.

 Согласно части 5 статьи 26 Градостроительного кодекса РФ реализация генерального плана поселения осуществляется путем выполнения мероприятий, которые предусмотрены программами, утвержденными местной администрацией поселения и реализуемыми за счет средств местного бюджета, или нормативными правовыми актами местной администрации поселения, или в установленном местной администрацией поселения порядке решениями главных распорядителей средств местного бюджета, или инвестиционными программами организаций коммунального комплекса.

 Территориальное планирование осуществляется органом местного самоуправления с учетом совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, России, субъектов РФ, муниципальных образований; при планировании дорожной деятельности должны обеспечиваться наиболее эффективное использование финансовых средств и приоритетное выполнение работ по содержанию, ремонту и сохранности дорожной сети.

 При этом органом местного самоуправления определяются приоритетные задачи в области рассматриваемой деятельности с учетом необходимости завершения строительства объектов с высокой степенью готовности, а также объектов, софинансирование которых будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и бюджета Республики Карелия, что сообразуется с публичным интересом муниципального образования, комплексно учитывающем интересы неопределенного круга лиц, проживающего на территории муниципального образования.

 В этой связи следует также учитывать, что полномочия осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, в том числе и с учетом наличия необходимых средств для реализации тех или иных мероприятий. Обязанность совершения определенных действий может быть возложена судом на орган местного самоуправления только в случаях, предусмотренных законом. В противном случае будет нарушен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

 Согласно Генеральному плану определены приоритетные задачи в области рассматриваемой деятельности: «проведение мероприятий по комплексному обследованию эксплуатационного состояния и проведению ремонта автодорог местного значения, расположенных в границах и вне границ населенных пунктов Деревянского сельского поселения, после решения вопроса о финансовом и имущественном обеспечении данных полномочий. Одним из основных предложений Генерального плана является развитие, улучшение, реконструкция существующей дорожной сети поселения. Приоритет - строительство и ремонт участков дорог муниципального значения. Строительство тротуаров вдоль улиц .... Восстановление водосточных канав вдоль улиц. Создание условий для проектирования и строительства улично-дорожной сети в кварталах жилой застройки с объектами соцкультбыта. Протяженность проектируемых улиц и проездов в ... ориентировочно 5 км.»

 Заявленные в рамках настоящего дела требования фактически предполагают возложение на орган местного самоуправления обязанности осуществить финансирование обозначенных истцом мероприятий по осуществлению дорожной деятельности в приоритетном порядке по сравнению с иными задачами местного значения, в нарушение сроков, определенных органом местного самоуправления, что в силу изложенных выше причин недопустимо. В рассматриваемом случае обязанность по организации подъезда к земельному участку истца на орган местного самоуправления в обозначенные Хрыкиной Е.Ю. сроки законом не возложена.

 Оценивая в совокупности юридически значимые обстоятельства, установленные по данному делу суд считает, что отсутствуют правовые основания для признания незаконным бездействие администрации Деревянского сельского поселения, выразившееся в непринятии мер по организации проезда к земельному участку с кадастровым номером №, и возложении обязанности на администрацию Деревянского сельского поселения организовать подъезд к земельному участку с кадастровым номером № в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.

 При принятии решения суд также учитывает, что действующее законодательство предусматривает возможность для самостоятельного обеспечения истцом подъезда к земельному участку, что свидетельствует об отсутствии препятствий к осуществлению правомочий по использованию земельных участков для строительства.

 Хрыкина Е.Ю. в исковом заявлении не сослалась на нормы права, в силу которых с администрации Деревянского сельского поселения в пользу истца подлежат взысканию оплаченные арендные платежи в размере ... рублей.

 Судом установлено, что при получении в аренду земельного участка с кадастровым номером № Хрыкиной Е.Ю. было известно о том, что проезд к арендуемому участку отсутствует; в документации, связанной с предоставлением земельного участка, был частично отмечен лишь проектируемый проезд.

 В соответствии с пунктом № договора № аренды земельного участка арендатор обязан вносить арендную плату вне зависимости от результатов своей хозяйственной деятельности и использования (неиспользования) участка в соответствии с разрешенным использованием.

 Судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о причинении ответчиками материального ущерба истцу, в связи с чем как необоснованное, вышеуказанное исковое требование удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 р е ш и л:

 иск Хрыкиной Е.Ю. к администрации Деревянского сельского поселения, администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании бездействия незаконным, о возложении обязанности совершить определенные действия, взыскании денежных сумм, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы.



Судья                                                                                                                          Н.Н. Антипина


Решение принято судом в окончательной форме 04 августа 2014 года.