ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-418/2015 от 18.01.2016 224-ого гарнизонного военного суда (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург)

Дело №...

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2016 года г. Санкт-Петербург

224 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи ФИО 6, при секретаре ФИО 3, с участием представителя истца – <звание> юстиции ФИО 4, ответчика ФИО 2, в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев исковое заявление командира войсковой части №... о привлечении ответчика – военнослужащего войсковой части №... старшего лейтенанта ФИО 2 к материальной ответственности на сумму 17010 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Командир войсковой части №... на основании ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» обратился в суд с исковым заявлением к ответчику - ФИО 2, в котором просит привлечь ответчика к материальной ответственности и взыскать с него сумму в размере 17010 рублей.

В обоснование своих исковых требований истец указывает на то, что вследствие непринятия начальником службы КЭС старшим лейтенантом ФИО 2 каких-либо мер по снижению количества твердых бытовых отходов вывозимых с территории воинской части произошло завышение объемов выполненных работ, чем государству был причинен ущерб в виде излишне выплаченных войсковой частью №... денежных средств по договору вывоза твердых бытовых отходов с ООО «<звание> за № №... от ДД.ММ.ГГГГ .

Истец, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл. Его представитель ФИО 5 в судебном заседании исковые требования по вышеуказанным основаниям поддержал.

Ответчик ФИО 2 заявленные исковые требования не признал и, ссылаясь на ФЗ № 161-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О материальной ответственности военнослужащих», Устав внутренней службы ВС РФ, Положение о войсковом хозяйстве внутренних войск МВД России, утв. приказом МВД России №... от ДД.ММ.ГГГГ и Наставление по квартирно-эксплуатационному обеспечению внутренних войск МВД России, утв. приказом ГК ВВ МВД России №... от ДД.ММ.ГГГГ пояснил, что начальник квартирно-эксплуатационной службы тыла не обязан составлять лимиты на коммунальные услуги согласно каких-либо норм. Кроме того согласно главы 13 вышеуказанного Наставления, при формировании заявки на денежные средства и составление годовых лимитов потребления коммунальных услуг необходимо учитывать фактическое потребление коммунальных услуг за последние три года. Расчет по фактическому накоплению твердых бытовых отходов войсковой части №... был сделан исходя из требований раздела 4 Норм коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений МО РФ, утв. Приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... «Об утверждении норм коммунальных услуг», которые являются устаревшими, поскольку составлялись еще в девяностых годах, а сам приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Норм коммунальных услуг" распространяет свою юридическую силу только в Министерстве обороны Российской Федерации.

Выслушав представителя истца, ответчика и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из договоров на вывоз твердых бытовых отходов, действовавших в 2014 году, заключенных между командиром войсковой части №... и гражданскими организациями, стоимость услуг определяется ежемесячно по фактическому объему вывоза ТБО, действующим тарифам.

Выполнение данных условий договоров подтверждается объяснениями сторон и ими не оспаривается.

Каких либо штрафов, пеней или неустойки войсковая часть №... за ненадлежащее выполнение условий договора не возмещала.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закона) военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" к реальному ущербу относится утрата или повреждение имущества войсковой части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

При этом в соответствии с Законом N 161-ФЗ излишние денежные выплаты включают в себя:

выплаты при незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы);

выплаты при незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части;

выплаты при незаконном переводе или назначении на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности;

оплату штрафов за простои контейнеров, вагонов, судов и автомобилей, завышение объемов выполненных работ, несвоевременное внесение в соответствующие бюджеты налогов и других обязательных платежей.

Как усматривается из ст. 6 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» размер причиненного ущерба определяется по фактическим потерям, на основании данных учета имущества воинской части и исходя из цен, действующих в данной местности (для воинских частей, дислоцированных за пределами Российской Федерации, - в стране пребывания) на день обнаружения ущерба.

В силу ст. 7 указанного Закона командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц. Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

Согласно объяснений представителя истца административное расследование не проводилось, поскольку указанные выше обстоятельства были установлены актом документальной ревизии.

Как следует из акта документальной ревизии финансово-хозяйственной деятельности войсковой части №... от ДД.ММ.ГГГГ , инспектором была выявлена переплата денежных средств за оказанные услуги по вывозу твердых бытовых отходов в 2014 году на общую сумму 17010 рублей по договору, заключенному командиром войсковой части №... с ООО «<звание>» от ДД.ММ.ГГГГ , должностными лицами войсковой части к проверке не представлены утвержденные расчеты лимитов накопления твердых бытовых отходов. При этом инспектор –ревизор в своих расчетах исходил из требований раздела 4 приказа МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №... , который применяется в МВД РФ, утвердивших максимальные годовые нормы коммунальных услуг для воинских частей, учреждений и военно-учебных заведений МО РФ исходя из штатной численности военнослужащих.

Приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... утверждено Положение о войсковом хозяйстве ВВ МВД, согласно которого хозяйственная деятельность включает в себя в частности своевременное определение потребности, истребование, получение, учет и хранение всех видов материальных средств, их распределение, выдачу (отправку, передачу) по назначению, доведение установленных норм, обеспечение правильного и экономного расходования и ведение отчетности.

При этом руководит хозяйственной деятельностью соединения (воинской части) командир соединения (воинской части), а должностные лица соединения (воинской части), осуществляющие хозяйственную деятельность, выполняют обязанности в соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации и настоящим Положением в части касающейся.

Как усматривается из ст. ст. 119 Устава внутренней службы ВС РФ, ст. 24 приказа ГК ВВ Министерства Внутренних Дел РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 300 «Об утверждении наставления по квартирно-эксплутационному обеспечению ВВ МВД России» в должностные обязанности ответчика как начальника КЭС не входит обязанность принимать меры по снижению количества твердых бытовых отходов, вывозимых с территории воинской части.

Из главы 13 вышеназванного Наставления усматривается, что при нормировании коммунальных услуг воинских частей учитывается изменение штатной численности личного состава, ввод в эксплуатацию строительных объектов, высвобождение казарменно-жилищного фонда, ввод (сокращение) специальной и военной техники и фактическое потребление коммунальных услуг за последние три года.

Таким образом, следует прийти к выводу, что норма (лимиты) накопления твердых бытовых отходов может варьироваться в зависимости от изменения (увеличения или уменьшения) штатного количества военнослужащих и других условий, возникающих в ходе эксплуатации казарменно-жилищного фонда войсковой части, и сам по себе факт превышения лимита денежных средств, выделенных на эти цели, не свидетельствует о причинении ущерба, понятие которого раскрытого в ст. 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».

Суду также не представлено доказательств о том, что ответчик устранился от составления обоснованных расчетов по выделению лимитов на вывоз твердых бытовых отходов, или по своей вине не правильно откорректировал эти расчеты в сроки, определенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, что при определенных условиях могло явиться следствием ненадлежащего выполнения должностным лицом своих обязанностей, предусмотренных приказом МВД Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №... , регламентирующего обязанность должностных лиц тыла по ведению плановой работы по заявке лимитов денежных средств, выделяемых на оплату коммунальных услуг, в том числе и на вывоз твердых бытовых отходов.

Иных доказательств причинение ущерба воинской части действиями (бездействием) ответчика истцом и его представителем, как того требуют положения ст. 56 ГПК РФ, в судебном заседании не представлено.

При таких обстоятельствах суд находит не доказанным факт причинения ущерба войсковой части и наличие вины в действиях (бездействии) ответчика.

В связи с чем суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований командира войсковой части №... о привлечении ответчика к материальной ответственности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований командира войсковой части №... к ответчику ФИО 2 на сумму 17010 рублей в счет возмещения причиненного ущерба, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский окружной военный суд через 224 гарнизонный военный суд в месячный срок со дня вынесения в окончательной форме.

Судья ФИО 6