Дело № 2-418/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г.Шебекино 10 мая 2017 года
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Подрейко С.В.,
при секретаре Клюкиной Н.Н.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика ШМУП «Шебекинские тепловые сети» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО3 ФИО7 к Шебекинскому муниципальному унитарному предприятию «Шебекинские тепловые сети» о признании расторгнутым договора отопления и горячего водоснабжения, признании незаконными действий по направлению платежных документов,
у с т а н о в и л :
ФИО1 является собственником 1/4 доли в праве собственности на квартиру <адрес>
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, просит признать договор между ним и ШМУП «Шебекинские тепловые сети» расторгнутым, признать неправомерными действия ШМУП «Шебекинские тепловые сети» по направлению ему платежных документов.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования. Пояснил, что ему принадлежит 1/4 доля в праве на указанную квартиру. После расторжения брака на него был открыт отдельный лицевой счет. Он пользуется одной комнатой площадью 7,8 кв.м, проживает на даче. Он неоднократно обращался в управляющую компанию с жалобами на плохое отопление комнаты из-за неправильной системы отопления дома, но никаких мер предпринято не было. В 2006 году слесарь управляющей компании демонтировал батарею в его комнате, о чем был составлен акт. Комнату он отапливает при необходимости электрокамином. 14.11.2007 года мировым судьей судебного участка № 3 Шебекинского района и г.Шебекино было принято решение, которым установлено отсутствие в его комнате батареи отопления и признано необоснованным начисление платы за отопление. С декабря 2007 года платежные документы по оплате отопления ему не приходили. В 2016 году «платежки» вновь стали приходить, что он считает необоснованным.
Представитель ответчика ШМУП «Шебекинские тепловые сети» ФИО2 согласно письменных возражений, в судебном заседании иск ФИО1 не признала, поскольку ФИО1 не получил разрешение на переоборудование своего жилого помещения в органах местного самоуправления, (п.1 ст.26 ЖК РФ), не согласовал демонтаж системы отопления с другими собственниками жилого помещения, что влечет нарушение их прав на получение коммунальных услуг надлежащего качества (п.1 ст.246, п.1 ст.247 ГК РФ), схемой теплоснабжения Графовского сельского поселения не определены условия перехода жилых помещений многоквартирного дома <адрес> на иные индивидуальные источники отопления (п.15 ст.15 Закона от 27.07.2010 года № 190 –ФЗ), у ФИО1 имеется неоплаченная задолженность за услугу отопления в сумме 6785,65 руб., жилое помещение ФИО1 является отапливаемым жилым помещением, так как радиаторы отопления демонтированы только в одной комнате в квартире, 1/4 доли в праве собственности на которую принадлежит истцу.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает заявленные ФИО1 требования не подлежащими удовлетворению.
На основании договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 19.11.1998 года ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/4 доля в праве собственности на квартиру <адрес>, общей площадью 63,1 кв.м (свидетельство о государственной регистрации права № выдано ДД.ММ.ГГГГ).
Из платежных документов на оплату ЖКУ следует, что на ФИО4 открыт отдельный лицевой счет № исходя из приходящейся на его долю площади жилого помещении – 15,97 кв.м.
Согласно утвержденной муниципальным районом «Шебекинский район и город Шебекино» схемой теплоснабжения Шебекинского района до 2017 года ШМУП «Шебекинские тепловые сети» определено единой теплоснабжающей организацией Шебекинского района с 21.11.2014 года, централизованное теплоснабжение <адрес> осуществляется через присоединенную сеть от котельной на основании договора теплоснабжения №, заключенного 21.11.2014 года с ОАО «Белгородская теплосетевая компания».
Решением мирового судьи судебного участка № 3 Шебекинского района и г.Шебекино от 14.11.2007 года по делу по иску ОАО «Территориальная генерирующая компания № 4» к ФИО1 о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию установлено отсутствие в жилой комнате ФИО1 батареи отопления и признано необоснованным начисление платы за отопление.
1.08.2006 года мастером участка ШМУП ЖКХ «М.-Пристанский коммунальщик» ФИО8, слесарем-сантехником ФИО9 бухгалтером ФИО10 составлен акт о том, что в квартире <адрес> комнате площадью 7,8 кв.м, принадлежащей ФИО1, отсутствует батарея системы отопления, стояк не изолирован и проходит через комнату в теплоузел.
Предъявляя иск, ФИО1 указал, что использует для отопления своей квартиры индивидуальное электрическое отопление, центральным отоплением не пользуется.
Согласно ч. 3 ст. 36 ЖК РФ уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.
Согласно ч. 15 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ "О теплоснабжении" запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующих внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
На основании ч. 2 ст. 26 ЖК РФ для проведения переустройства жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого жилого помещения представляет: 1) заявление о переустройстве по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); 3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства переустраиваемого жилого помещения; 4) технический паспорт переустраиваемого жилого помещения; 5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого жилого помещения по договору социального найма); 6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Согласно ч 3 ст. 26 ЖК РФ орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных частью 2 данной статьи.
Основаниями отказа в согласовании переустройства жилого помещения, в соответствии со ст. 27 ЖК РФ, являются: 1) непредставление определенных ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документов; 2) представление документов в ненадлежащий орган; 3) несоответствие проекта переустройства жилого помещения требованиям законодательства.
Пунктом 1.7.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу N 70 от 27 сентября 2003 г. определено, что переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются.
Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения изменений в технический паспорт; согласно положениям ст. 25 ЖК РФ данные действия относятся к переустройству жилого помещения, порядок которого регулируется как главой 4 ЖК РФ, так и положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о реконструкции внутридомовой системы отопления.
Истец при проведении переустройства своего жилого помещения должен был согласовать проект в установленном законом порядке и представить его для одобрения на решение общего собрания собственников многоквартирного дома в порядке ч. 2 ст. 40 ЖК РФ, чего сделано не было.
Доводы ФИО1 о том, что в 2006 году самовольный демонтаж батареи он не производил, поскольку она была демонтирована слесарем управляющей компании ФИО6, опровергаются показаниями свидетеля ФИО6 о том, что батарея была им демонтирована в связи с течью и непригодностью для дальнейшей эксплуатации, другая батарея собственником жилого помещения представлена не была.
Самовольное переустройство жилого помещения не освобождает истца от оплаты за его отопление.
В соответствии со статьей 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией применяются правила о договоре энергоснабжения.
В силу статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию (газ), а абонент обязуется оплачивать принятую энергию.
Согласно статье 540 ГК РФ в случае, когда по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 1 статьи 155 ЖК РФ, пункта 35 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за истекшим.
В силу с ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, ч. 1 и ч. 2 п. 4 ст. 153 ЖК РФ собственник обязан своевременно и полностью вносить плату за жилье и коммунальные услуги.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
На основании ст. 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Поэтому нет оснований для признания неправомерными действия ШМУП «Шебекинские тепловые сети» по направлению истцу платежных документов по оплате отопления.
Кроме того, 25.03.2016 года сотрудниками ШМУП «Шебекинские тепловые сети» было проведено обследование жилого помещения по адресу: <адрес> Согласно акта жилое помещение признано отапливаемым, поскольку в комнате ФИО1 идет обратка, стояк не изолирован. ФИО1 не отрицал в судебном заседании, что в кухне квартиры имеется батарея отопления, квартира обеспечена горячим водоснабжением.
Согласно ч. 11 ст. 155 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, довод истца о том, что он а не проживает в жилом помещении, не является основанием для освобождения от уплаты платежей за содержание жилого помещения и коммунальные услуги, а может служить основанием для перерасчета платы за отдельные коммунальные услуги.
Само по себе оказание некачественной коммунальной услуги по теплоснабжению, на что ссылается истец, не является основанием для освобождения от оплаты соответствующей услуги или изменения ее размера.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества предполагает соблюдение определенного порядка, установленного вышеуказанными Правилами.
Пунктами 3, 7, 15 данных Правил предусмотрено, что услуги и работы считаются оказанными или выполненными с ненадлежащим качеством в случае их несоответствия требованиям Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, иным требованиям законодательства Российской Федерации и условиям договоров, указанных в п. 5 Правил. Собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации. Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Доказательств соблюдения указанного порядка в материалах дела не имеется.
Отсутствуют основания и для признания договора теплоснабжения расторгнутым в одностороннем порядке, поскольку закрепленное в п. 1 ст. 546 ГК РФ право гражданина, использующего энергию для бытового потребления, на такое расторжение, не может быть реализовано без соблюдения норм ЖК РФ, в том числе, в части полной оплаты поставленной энергии и согласования переустройства жилого помещения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3 ФИО11 к Шебекинскому муниципальному унитарному предприятию «Шебекинские тепловые сети» о признании расторгнутым договора отопления и горячего водоснабжения, признании незаконными действий по направлению платежных документов – отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Шебекинский районный суд.
Судья Подрейко С.В.