Дело № 2-9/2018РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Старица 23 января 2018 года
Старицкий районный суд Тверской области
в составе председательствующего судьи Беляковой И.А.,
при секретаре судебного заседания Хревенковой Л.Г.,
с участием представителей истца Министерства сельского хозяйства Тверской области по доверенности Артемьевой Н.В. и Бобренкова А.А.,
ответчика Иналова И.С.,
представителя третьего лица - и.о. главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Гордеевой Т.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства Тверской области к Иналову И.С. о взыскании социальной выплаты,
установил:
Министерство сельского хозяйства Тверской области обратилось в суд с иском к Иналову И.С., и ссылаясь на статьи 309, 310, п.2 ст. 452 Гражданского кодекса Российской Федерации просит взыскать с него денежные средства в размере 982 800 рублей.
В обоснование иска указано, что в целях реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 (далее также - Программа), и государственной программы Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013-2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп, между Министерством сельского хозяйства Тверской области, Администрацией сельского поселения «Станция Старица» Старицкого района Тверской области и молодой семьей в лице Иналова И.С. заключено соглашение от 11 ноября 2014 года № «О реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов, имеющих собственные или заемные средства, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2014 году» (далее также - Соглашение).
В соответствии с постановлением Администрации Тверской области от 03.07.2009 № 281-па «О проведении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Министерством 11.11.2014 на ответчика было оформлено Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности по утвержденной форме.
Молодой семье была предоставлена социальная выплата на строительство жилья в сельской местности в размере 984300 рублей, в том числе из: федерального бюджета 442260,00 рублей; областного бюджета Тверской области 540540,00 рублей; местного бюджета 1500,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3.2. Соглашения ответчик обязался обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома в течение шести месяцев со дня окончания срока действия Свидетельства, то есть не позднее 11.05.2016 года.
В течение 2015 года Администрацией сельского поселения «Станция Старица» Старицкого района Тверской области в Министерство предоставлялись заверенные копии документов, подтверждающих использование социальной выплаты.
13 ноября 2015 года состоялась выездная проверка хода строительства жилья участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», в том числе Иналова И.С.
В результате проверки было установлено, что строительные материалы, приобретенные за счет средств социальной выплаты, на объекте строительства отсутствуют.
Документы на ввод жилого дома в эксплуатацию, подтверждающие целевое использование предоставленной социальной выплаты, ответчиком в установленный срок не представлены, что является нарушением условий Соглашения.
Являясь главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области и средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», Министерство письмом от 18.05.2016 № 2088 уведомило ответчика о необходимости возврата денежных средств. Однако в настоящее время возврат не осуществлен.
Ответчик Иналов И.С. представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что документы на ввод жилого дома в эксплуатацию, подтверждающие целевое использование социальной выплаты, им в установленный срок не предоставлены по причине того, что электросети отказываются оказать услуги в подключении к ВЛ-0,4 кВ электроустановок владельцев индивидуальной жилой застройки (монтажные работы) бесплатно, а без подключения к электроснабжению ввод жилого дома в эксплуатацию не возможен. Кроме того, у него был утрачен паспорт, на его восстановление затрачено много времени, а без паспорта оформление документов невозможно (т. 1 л.д. 198).
В письменном отзыве третьего лица Правительства Тверской области указывается на обоснованность исковых требований (т.1 л.д.192-195).
Администрация Старицкого района просила о рассмотрении дела в отсутствие ее представителя и принятии решения по делу на усмотрение суда (т.1 л.д.190).
На основании ч.ч. 3, 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание представителей третьих лиц Правительства Тверской области, администрации Старицкого района Тверской области, извещенных надлежащим образом.
В судебном заседании представители истца исковые требования поддержали, пояснили, что отсутствие акта ввода жилого дома в эксплуатацию свидетельствует о нецелевом использовании денежных средств субсидии, которые по этому основанию подлежат взысканию.
Ответчик Иналов И.С. исковые требования не признал, пояснил, что в настоящее время дом по адресу: <адрес>, построенный на средства субсидии, готов к вводу в эксплуатацию. Признает, что нарушил срок строительства, обеспечит исполнение своего обязательства по вводу дома в эксплуатацию в ближайшее время.
Представитель третьего лица администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области Гордеева Т.С. решение по делу оставила на усмотрение суда, пояснила, что дом Иналовым И.С. возведен. Распоряжением главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области № 49 от 14.08.2017 дому присвоен №.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598, действовавшая в период спорного правоотношения, направлена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий посредством достижения таких целей как: создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
Целевыми индикаторами решения задач по повышению уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры, автомобильными дорогами и удовлетворению потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье является, в том числе ввод (приобретение) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в том числе для молодых семей и молодых специалистов.
Целями мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, являются удовлетворение потребностей сельского населения в благоустроенном жилье, привлечение и закрепление в сельской местности молодых специалистов.
Повышение доступности улучшения жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривается осуществлять путем предоставления социальных выплат за счет средств федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на строительство и приобретение жилья в сельской местности.
Социальные выплаты на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, предоставляются в соответствии с Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам предусмотренным приложением N 4 к названой Федеральной целевой программе.
Согласно пункту 8 Типового положения гражданин, которому предоставляется социальная выплата, вправе ее использовать на строительство жилого дома (создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристроенного жилого помещения к имеющемуся жилому дому) в сельской местности, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома.
В пункте 9 Типового положения предусмотрено, что жилое помещение (жилой дом), на приобретение (строительство) которого предоставляется социальная выплата, должно быть: а) пригодным для постоянного проживания; б) обеспечено централизованными или автономными инженерными системами (электроосвещение, водоснабжение, водоотведение, отопление, а в газифицированных районах также и газоснабжение); в) не меньше размера, равного учетной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления.
Получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер (пункт 18).
В соответствии с пунктом 27 Типового положения перечисление социальных выплат с банковских счетов получателей социальных выплат производится кредитной организацией: продавцу, указанному в договоре купли-продажи материалов и оборудования для строительства жилого дома собственными силами получателя социальной выплаты.
Жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в срок, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти вправе истребовать в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае несоблюдения срока, установленного для оформления жилого помещения в собственность (пункт 30 Типового положения).
Согласно Положению о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, а также о предоставлении субсидий на софинансирование расходных обязательств муниципальных образований по строительству (приобретению) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, утвержденному Постановлением администрации Тверской области от 03.07.2009 N 281-па «О проведении мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов», предоставление социальных выплат осуществляется в соответствии с Типовым положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 № 598 (пункт 2 Положения).
Главным распорядителем средств областного бюджета Тверской области и средств федерального бюджета, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 1 настоящего Положения, является Министерство сельского хозяйства Тверской области (пункт 6 Положения).
Министерство: а) утверждает сводные списки получателей социальной выплаты по форме, утверждаемой Министерством сельского хозяйства Российской Федерации; б) заключает соглашение с муниципальным образованием и получателем социальной выплаты по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (в случае предоставления социальной выплаты молодым семьям и молодым специалистам) (пункт 9 Положения).
Постановлением Правительства Тверской области от 16.10.2012 № 608-пп «О государственной программе Тверской области «Сельское хозяйство Тверской области» на 2013 - 2018 годы» главным администратором государственной Программы определено Министерство сельского хозяйства Тверской области.
Учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена решением Совета депутатов Старицкого сельского поселения Старицкого района Тверской области № 107 от 15 мая 2012 года в размере 12 кв.м общей площади на каждого члена семьи в семье из двух и более человек (т.2 л.д.26).
Из материалов дела следует и установлено судом, что распоряжением главы администрации Старицкого сельского поселения Старицкого района Тверской области от 19.12.2012 № 44 семья ФИО1 в составе 3-х человек: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающие в <адрес>, поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (т.1 л.д.23).
19 августа 2013 года ФИО1 обратился с заявлением в Министерство сельского хозяйства Тверской области, а 05 мая 2014 года - с заявлением в администрацию сельского поселения «станция Старица» о включении его в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» по категории «Молодая семья», путем строительства жилого дома на <адрес> (т. 1 л.д.14-17).
Согласно копии трудовой книжки, с 08.07.2011 ФИО1 работает разнорабочим в <данные изъяты> (т. 1 л.д.24).
По договору аренды от 19 июня 2012 года № 64/2012 администрацией Старицкого района Тверской области ФИО1, <данные изъяты> ФИО2 и ФИО3 по 1\3 доле каждому был предоставлен в аренду на срок 5 лет земельный участок для индивидуального жилищного строительства с кадастровым номером <данные изъяты> площадью 1500 кв.м по адресу: <адрес> (т.1 л.д.33-41).
12.04.2017 стороны договора заключили новый договор аренды земельного участка уже на срок 20 лет; договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Тверской области 20.12.2017 (т.2 л.д.1-7).
03 декабря 2013 года в соответствии со ст. 51 Градостроительного кодекса РФ администрацией Старицкого района ФИО1, ФИО3, ФИО2 выдано разрешение № на строительство жилого дома общей площадью 54,0 кв.м по адресу: <адрес> (т.1 л.д.42).
19 мая 2014 года администрацией сельского поселения «станция Старица» в Министерство сельского хозяйства Тверской области направлено ходатайство о включении семьи ФИО1 в Федеральную целевую программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», с гарантией софинансирования (т. 1 л.д.11).
11 ноября 2014 года между Министерством сельского хозяйства Тверской области, Администрацией сельского поселения «Станция Старица» Старицкого района Тверской области и ФИО1 заключено соглашение № «О реализации мероприятий по строительству (приобретению) жилья для молодых семей и молодых специалистов, имеющих собственные или заемные средства, в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» в 2014 году» (т.1 л.д. 96-101).
По условиям Соглашения для строительства (приобретения) жилья ФИО1 предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 442260 рублей, средства областного бюджета Тверской области в сумме 540540 рублей, средства местного бюджета в сумме 1500 рублей, средства внебюджетных источников в сумме 419700 рублей.
На ФИО1 при строительстве жилья возлагается обязанность обеспечить ввод в эксплуатацию жилого дома в течение шести месяцев со дня окончания срока действия свидетельства о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в сельской местности (пункт 2.3.3). Построенное жилье должно быть пригодным для постоянного проживания; оборудованным централизованными или автономными системами жизнеобеспечения (водо-, электро- и теплоснабжения); не меньше размера, равного учтенной норме площади жилого помещения в расчете на 1 члена семьи, установленной органом местного самоуправления (пункт 2.3.7). Муниципальное образование и ФИО1 в соответствии с законодательством несут ответственность за нецелевое использование средств федерального, областного, местного бюджетов, за ввод в действие жилья с нарушением установленных сроков (пункты 4.2).
11 ноября 2014 года ФИО1 на состав семьи три человека выдано свидетельство №, действующее не более года с даты выдачи, о том, что он является участником мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В соответствии с условиями Программы ему предоставляется социальная выплата в размере 984300 рублей на строительство индивидуального жилого дома. Оборотная сторона свидетельства содержит дату оплаты - 23.12.2015 (т.1 л.д.104).
15 января 2015 года между администрацией сельского поселения «станция Старица» и ФИО1 заключен договор на строительство жилья собственными силами, согласно которому ФИО1 обязуется произвести работы по строительству одноквартирного жилого дома на <адрес> в соответствии с техническими условиями и проектно-сметной документацией. Работа считается выполненной после принятия объекта в эксплуатацию (т.1 л.д. 109-111).
Средства социальной выплаты перечислены на счет ответчика в ОАО «Россельхозбанк» платежным поручением № от 27.11.2014 в размере 540540 рублей, платежным поручением № от 04.12.2014 в размере 443360 рублей, платежным поручением № от 20.11.2014 в размере 1500 рублей (т. 1 л.д. 105-106,112).
Получение средств социальной выплаты путем оплаты продавцу материалов и оборудования для строительства жилого дома ответчиком ФИО1 не оспаривалось.
Между тем, в ходе проверки 13 ноября 2015 года комиссией Министерства сельского хозяйства Тверской области в присутствии главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области ФИО4 строящегося жилья, установлено, что строительные материалы, приобретенные за счет средств социальной выплаты, на объекте строительства отсутствуют. На земельном участке, принадлежащем ФИО1, строительные материалы, заявленные в качестве подтверждения использования собственных средств отсутствуют, однако, присутствует объект незавершенного строительством дома (т.1 л.д.151-160).
Из пояснений ответчика, данных в ходе судебного разбирательства, следует, что на момент осмотра комиссией дом был не достроен, имелись фундамент и стены. Все строительные материалы лежали у него в <адрес>, так как к дому было не проехать, он стоит на заболоченном участке. Работает в колхозе, деньги использовал по целевому назначению на строительство дома (т.1 л.д.205-206).
В связи с нарушением условий соглашения № Министерство сельского хозяйства Тверской области 18 мая 2016 года направило в адрес ФИО1 уведомление о возврате средств социальной выплаты в добровольном порядке. Уведомление было получено ФИО1 26 мая 2016 года (т.2 л.д.31-33).
Таким образом, в нарушение установленного соглашением от 11.11.2014 срока, до настоящего времени дом в эксплуатацию не введен, что следует также из письма администрации Старицкого района от 22.12.2017 и не оспаривается ответчиком (т.1 л.д.213).
Вместе с тем, жилой дом ответчиком возведен. Распоряжением главы администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области № 49 от 14.08.2017 в связи с окончанием строительства и вводом в эксплуатацию дому, принадлежащему в равных долях ФИО1, ФИО2, ФИО3, расположенному по адресу: ст<адрес>, присвоен № (т.1 л.д. 202).
Согласно техническому паспорту, здание по этому адресу является объектом индивидуального жилищного строительства 2018 года постройки, состоит из основного здания, включающего в себя 1-ый этаж, мансарду, общей площадью жилого помещения 112,3 кв.м, жилой площадью 59 кв.м. Имеются санузел. Фундамент каменный бутовый, ленточный, стены деревянные - брусчатые, перегородки деревянные, крыша металлическая – сталь, металлочерепица, полы дощатые, проемы оконные пластиковые, дверные – филенчатые, внутренняя отделка – оклейка, наружная отделка, отопление электрическое, электроснабжение центральное.
Согласно сообщению администрации сельского поселения «станция Старица» Старицкого района Тверской области от 10.01.2018, при проверке жилого дома ФИО1 по <адрес> выявлено, что дом в два этажа, есть перегородки, окна, двери, стены обшиты гипсокарбонатом, проведена электроэнергия и водоснабжение (т.1 л.д.222)
Таким образом, оснований полагать, что средства субсидии были использованы ответчиком не по целевому назначению, не имеется. Доказательств противоправности действий ответчика суду не представлено.
Ни соглашением сторон, ни нормативными правовыми актами, регулирующими спорное правоотношение, не предусмотрено, что нарушение сроков ввода дома в эксплуатацию, само по себе, влечет такую меру ответственности как взыскание выданной субсидии.
ФИО1 работает в <данные изъяты> на должности подсобного рабочего, что подтверждается справкой от 15.01.2018. У него в настоящее время пятеро малолетних детей: ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Поэтому суд считает, что исковые требования по заявленным в иске основаниям удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины взысканию не подлежат, поскольку исковые требовании оставлены судом без удовлетворения, а истец от уплаты государственной пошлины освобожден на основании подпункта 19 пункта 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Министерства сельского хозяйства Тверской области к ФИО1 о взыскании социальной выплаты в размере 982 800 рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Старицкий районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено 26 января 2018 года.
Председательствующий